Амфибрахий в литературе: понятие, примеры и значение

Литература

На протяжении всей жизни человек встречается с различными стихотворениями: в детстве с помощью них узнают цвета, цифры и буквы, их учат в школе, поэтические сборники покупают в зрелом возрасте. Читая лирические произведения, можно обратить внимание, что они различаются типами рифм и стихотворными размерами. Последних пять: ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий. Именно об амфибрахии пойдет здесь речь.

Что такое амфибрахий

Амфибрахий в литературе – это стихотворный размер, образуемый трехсложными стопами с сильным местом на втором слоге. Такое определение дает Википедия. Но что это значит? Если стихотворение написано амфибрахием, значит, что все слова в строке можно разделить по три слога, каждые три слога — стоп, в каждом стопе ударение будет падать на второй слог. Схема этого размера будет выглядеть таким образом: UÚU| UÚU| UÚU| UÚU

Например:

Есть в ру́сской/ приро́де/ уста́ла/я не́жность,

Безмо́лвна/я бо́ль за/таённой/ печа́ли…

(К. Бальмонт)

Не ве́тер/ бушу́ет/ над бо́ром,

Не с го́р по/бежа́ли/ ручьи́ —

Моро́з-во/ево́да/ дозо́ром

Обхо́дит/ владе́нья/ свои́.

(Н. А. Некрасов)

Амфибрахический ритм – неспешный, величественный, склонный затрагивать за живое, вызывать грусть. Благодаря этому амфибрахий популярен среди поэтов-мыслителей и поэтов-философов.

Отличие амфибрахия от других стихотворных размеров

Амфибрахий отличается от ямба и хорея тем, что строится на трех слогах, а не на двух, как в случае этих размеров. Заметить разницу между дактилем, анапестом и амфибрахием сложнее. Она состоит лишь в том, что в первых двух случаях ударение падает на первый и третий слог в стопе соответственно.

Наверняка запомнить схему амфибрахия и ее отличия от других стихотворных размеров может помочь шутливая мнемоническая формула Г. М. Кружкова:

«Анапест/, анапест/, анапест» –

Вот так ам/фибрахий/ звучит!

Стихотворные размеры

Однако чтобы точно понимать разнице между стихотворными размерами, стоит хотя бы коротко разобрать, в чем суть каждого из них:

  • ямб: стопа состоит из двух слогов, ударение на первый (можно запомнить с помощью слова — море)
  • хорей: стопа состоит из двух слогов, ударение на второй (слово для запоминания — земля)
  • дактиль: стопа состоит из трех слогов, ударение на первый (слово для запоминания — золото)
  • амфибрахий: стопа состоит из трех слогов, ударение на второй (слово для запоминания — железо)
  • анапест: стопа состоит из трех слогов, ударение на третий (слова для запоминания — серебро)

что значит амфибрахий в литературе

Разновидности амфибрахия

В каждой строке может быть разное количество стоп. В зависимости от этого амфибрахий может быть и двухстопный, и трехстопный, и четырехстопный и даже пятистопный.

Двухстопный амфибрахий

Размер встречается довольно редко (как и все двухстопники), потому что весьма непрост. Как правило, в строке такого типа всего два слова и одно разделение между стопами.

Например:

В краях, где/ порою

Не видно/ ни зги,

Скупому/ герою

Полощут/ мозги.

По пыльной/ прихожей

Топочут/ подряд

Потёртый/ прохожий,

Толпа о/ктябрят.

(стихотворение из интернета)

Отпе́то/е го́ре

Усну́ло/ в груди́,

Свобо́да/ и мо́ре

Горя́т впе/реди́.

(А. А. Фет)

Трехстопный амфибрахий

Размер наиболее популярен в числе амфибрахических. Именно им любили пользоваться поэты во второй половине 19 века. В «чистой» строке – три слова и, следовательно, два словораздела. Но встречаются  и исключения, когда последний стоп состоит всего из двух слогов. Стих может быть неточным, рифма встречается женская и мужская.

Например:

Лишь Те́рек/ в тесни́не/ Дарья́ла,

Гремя́, на/руша́л ти/шину́…

(М. Лермонтов)

Есть женщи/ны в русских/ селеньях

С спокойно/ю важно/стью лиц,

С красиво/ю силой/ в движеньях,

С походкой/, со взглядом/ цариц…

(Н. А. Некрасов)

В звучании и выразительности трехстопного амфибрахия именно расположение словоразделов играет определяющую роль. Этот размер встречается не только в произведениях классической литературы, но и в современном искусстве. Так наглядный пример трехстопного амфибрахия – песня «Была не была» на стихи Юлия Кима из шедевра советского кинематографа «Человек с бульвара Капуцинов».

Четырехстопный амфибрахий

Также широко распространенный размер. Он был наиболее популярен в первой половине 19 века.

Вот, например, мужские и женские окончания в парном чередовании:

В песча́ных/ степя́х а/рави́йской/ земли́

Три го́рды/е па́льмы/высо́ко/ росли́.

Родни́к меж/ду ни́ми/ из по́чвы/ беспло́дной,

Журча́, про/бива́лся/ волно́ю/ холо́дной.

(М. Лермонтов.)

Весьма распространено сочетание четырехстопного и трехстопного амфибрахия.

Например:

Как ны́не/ сбира́ет/ся ве́щий/ Оле́г

Отмсти́ть не/разу́мным/ хаза́рам.

Их се́ла/ и ни́вы/ за бу́йный/ набе́г

Обрёк он/ меча́м и/ пожа́рам.

(А. Пушкин)

Здесь вам не/ равнина/, здесь климат/ иной,

Идут ла/вины од/на за од/ной,

И здесь за кам/непадом/ ревёт кам/непад.

И можно/ свернуть, об/рыв обогнуть,

Но мы вы/бираем/ трудный путь,

Опасный/, как воен/ная тропа.

(Владимир Высоцкий).

Пятистопный амфибрахий

Этот размер встречается гораздо реже, хотя отличается большой словоемкостью и гибкостью и хорошо вмещает сложную фразу.

Например:

Стыдли́вый/ подсне́жник/ над пре́лью/ весе́нних/ прота́лин.

Набу́хши/е по́чки/ гото́вы/ пробры́знуть/ листво́й.

(А. Сурков)

Иногда пятистопный амфибрахий встречается в соединении с более короткими строками, например, равномерно чередуясь с трехстопным и четырехстопным:

И ску́чно,/ и гру́стно,/ и не́ко/му ру́ку/ пода́ть

В мину́ту/ душе́вной/ невзго́ды…

Жела́нья!.. / что по́льзы/ напра́сно/ и ве́чно/ жела́ть?..

А го́ды/ прохо́дят/ — всё лу́чши/е го́ды!

(М. Лермонтов.)

что значит амфибрахий

Амфибрахий: примеры из других произведений

Вечерне/е солнце/ катилось/ по жарко/му небу,

И запад/, слиянный/ с краями/ далёки/ми моря,

Готовый/ блестяще/го бога /принять, за/горался;

В долинах/, на холмах/ звучали/ пастушьи /свирели;

По холмам/, долинам/ бежали/ стада и/ шумели;

В прохладе /и блеске/ катили/ся волны/ Алфея.

(А. А. Дельвиг.)

 

Шумела/ полночна/я вьюга

В лесной и/ глухой сто/роне.

Мы сели/ с ней друг под/ле друга.

Валежник/ свистал на/ огне.

И наших/ двух теней/ громады

Лежали/ на красном/ полу,

А в сердце/ – ни искры/ отрады,

И нечем/ прогнать э/ту мглу!

Берёзы/ скрипят за/ стеною,

Сук еле/ трещит смо/ляной

О друг мой/, скажи, что/ с тобою?

Я знаю/ давно, что/ со мной!

(А. А. Фет)

 

Я долго/ стоял не/подвижно,

В далёки/е звёзды/ вглядясь, –

Меж теми/ звездами/ и мною

Какая-то/ связь ро/дилась.

Я думал/… не помню/, что думал;

Я слушал/ таинствен/ный хор,

И звёзды/ тихонько/ дрожали,

И звёзды/ люблю я/ с тех пор

(А. А. Фет)

 

Морозно/е солнце/. С парада

Идут и/ идут войс/ка.

Я полдню/ январско/му рада,

И /тревога /моя лег/ка.

Здесь помню/ каждую /ветку

И каждый/ силуэт.

Сквозь ине/я белу/ю сетку

Малино/вый каплет /свет.

(А. А. Ахматова)

 

Рыдай, бу/ревая/ стихия,

В столбах гро/мового/ огня!

Россия/, Россия/, Россия/, –

Безумствуй/, сжигая/ меня!

В твои ро/ковые /разрухи,

В глухие/ твои глу/бины, –

Струят кры/лоруки/е духи

Свои све/тозарны/е сны.

(Андрей Белый)

 

Поля мо/ей скудной/ земли

Вон там пре/исполне|ны скорби.

Холмами/ пространства/ вдали

Изгорби/, равнина/, изгорби!

Косматый/, далёкий/ дымок.

Косматы/е в далях/ деревни.

Туманов/ косматый/ поток.

Просторы/ голодных /губерний.

(Андрей Белый)

 

Довольно/: не жди, не/ надейся –

Рассейся/, мой бедный/ народ!

В пространство/ пади и/ разбейся

За годом/ мучитель/ный год!

Века ни/щеты и/ безволья.

Позволь же/, о роди/на-мать,

В сырое/, в пустое/ раздолье,

В раздолье/ твоё про/рыдать: –

Туда, на/ равнине/ горбатой, –

Где стая/ зелёных/ дубов

Волнует/ся купой/ подъятой

В косматый/ свинец об/лаков

(Андрей Белый)

 

Последня/я туча/ рассеян/ной бури!

Одна ты/ несешься по ясной/ лазури,

Одна ты/ наводишь/ унылу/ю тень,

Одна ты/ печалишь/ ликую/щий день.

(А. С. Пушкин)

 

Ты, солнце/ святое/, гори!

Как эта/ лампада/ бледнеет

Пред ясным/ восходом/ зари,

Так ложна/я мудрость/ мерцает/ и тлеет

Пред солнцем/ бессмертным/ ума.

Да здравству/ет солнце/, да скроется тьма!

(А. С. Пушкин)

четырехстопный амфибрахий

Заключение

Амфибрахий – это довольно сложный для написания лирических произведений стихотворный размер. Количество стоп в строке может быть любым, но каждая стопа состоит из трех слогов, ударение в ней падает на второй слог. Многие великие поэты и поэтессы в своем творчестве использовали этот размер, создавая шедевры, которые мы помним наизусть.

Автор статьи
Алексей Гузанов
Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы.
Задать вопрос
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

88 − = 78

Adblock
detector