Русская поэзия многогранна. Она отличается особой правильностью, красотой, звучностью. Передать свои эмоции и добиться ритмичности поэтам помогают различные стихотворные размеры.
Узнаем, что такое дактиль, каковы его виды и особенности употребления в литературе.
Дактиль
Дактиль в литературе — это стихотворный размер, в котором ударение падает на первый из 3 слогов. Он отличается от хорея и ямба трехсложной стопой. Стандартной схемой строфы: 亠 U U, где 亠 — ударный слог, U — безударный слог.
В написании этого термина нередко делают ошибку. На самом деле, в корне слова стоит «и» («дактель» — ошибочное написание).
Дактиль — это многогранный стихотворный размер. Его частое использование объясняется разнообразием его функций:
- передача задумчивости, грусти, усталости;
- создание атмосферы легкости, беззаботности, похожей на ритм вальса «раз-два-три-раз-два-три»;
- ощущение торжественности момента.
В русской поэзии дактиль завоевал популярность на рубеже 18-19 веков. Этот стихотворный ритм использовался Г. Р. Державиным, А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым и многими другими поэтами.
Типы
Дактиль подразделяется на несколько видов, которые зависят от количества стоп:
- двустопный;
- трехстопный;
- четырехстопный;
- пятистопный;
- шестистопный.
Каждый из этих типов требует детального рассмотрения.
Двустопный
Примеры двустопного дактиля нехарактерны для русской поэзии. Короткие строки, состоящие всего из двух слов, трудно рифмовать. Такие стихи отличаются монотонностью.
Гораздо чаще можно встретить усеченный вариант двустопного дактиля. Здесь происходит чередование женской рифмы (ударение на предпоследний слог) и мужской рифмы (ударение на последний слог).
Трехстопный
Трехстопный дактиль дает поэту больше свободы творчества. Благодаря более длинной строчке рифма повторяется реже. Строение стиха начинает меняться, а ударение на первый слог помогает обратить внимание читателей на наиболее важные слова.
Этот стихотворный размер нередко используется для описания природы. Примеры трехстопного дактиля можно встретить в творчестве А. А. Фета и В. Я. Брюсова, А. А. Блок.
Четырехстопный
Чаще всего поэтами используется именно четырехстопный дактиль. Когда строка состоит из трех групп, автор может активнее использовать приемы языковой игры и средства языковой выразительности для лучшей передачи атмосферы.
В стихотворениях, написанных четырехстопным дактилем, часто используется перекрестная рифма (пары состоят из четных и нечетных строк). Также он может сочетаться с трехстопным дактилем. Как правило, такая последовательность упорядочена, дактили чередуются через строчку.
Пятистопный
Из-за большой длины строки соблюдать этот размер сложно. Чтобы упростить работу с пятистопным дактилем, ритмические группы отделяются цезурой (словораздел, метрическая пауза, указывающая, где заканчивается одна фраза и начинается другая). Цензура служит своеобразным усилителем смысловых пауз.
Шестистопный
Этот стихотворный размер использовали символисты серебряного века. Он наиболее известен в форме гекзаметра и пентаметра, одной из его вариаций. В русской литературе он не получил широкого распространения, однако именно на гекзаметре основываются латинские и греческие переводы («Энеида», «Илиада», «Одиссея»). Подражая древним авторам, желая передать атмосферу той эпохи, А. С. Пушкин, А. Х. Востоков, Н. И. Гнедич и многие другие авторы использовали пентаметр.
Изучаем дактиль через примеры
Этот стихотворный размер один из самых распространенных. Он органично вписывается в русскую поэзия, потому что с ними удобно работать. При работе с трехсложными размерами всегда проще акцентировать именно первый слог. Постепенно от внедрения поэтами-новаторами он перешел в русскую поэтическую традицию. Примеры дактиля можно встретить как в классической, так и в современной поэзии.
В стихах Пушкина и Есенина
Дактиль часто используется в любовной лирике А. С. Пушкина. Он помогает почувствовать волнение, смущение, лирического героя, делает стих похожим на нежную музыку. Стихотворение «К ***»(«Я помню чудное мгновенье…») написано четырехстопным ямбом.
«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты».
Для описания чувств через описание природы нередко использовал дактиль С. А. Есенин. Это можно проследить в его стихотворении «Свищет ветер, серебряный ветер…»:
» Пусть на окошках гнилая сырость,
Я не жалею, и я не печален.
Мне все равно эта жизнь полюбилась,
Так полюбилась, как будто вначале».
Мелодичные, плавные стихи А. С. Пушкина и С. А. Есенина часто становятся романсами.
В стихах Лермонтова
М. Ю. Лермонтов — один из законодателей моды на использование дактиля. Стихотворение «Пленный рыцарь» наполнено тоской, мрачностью, задумчивостью:
«Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют все вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно».
Дактилическая рифма: определение и примеры стихов
Активное употребление дактиля привело к появлению его производных. Одна из них — дактилическая рифма.
Дактилическая рифма — тип рифмовки, при которой ударение ставится на третий слог с конца. Она характерна для народного творчества: песен, частушек, сказаний, былин.
«Задушевная подруга,
Уследи за миленьким.
Утирается ли он
Моим платочком беленьким».
«Ягодиночка, не стой
У старого у дерева,
Не ищи любови той,
Которая утеряна».
До конца 18 века поэты с опаской относились к дактилической рифме, она считалась непригодной для высокого стиля лирики. В 19 веке отношение к ней начинает постепенно меняться, особенно активно начинает использовать этот тип рифмовки Н. А. Некрасов. Произведение «Железная дорога» показывает читателю всю красоту русской осени:
«Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит…»
Самостоятельные примеры дактилической рифмы встречаются редко, гораздо чаще она сочетается с другими типами рифмы. Так в стихотворении И. А. Бунина «Месяц задумчивый, полночь глубокая…» используются дактилическая и мужская рифмовки:
» Месяц задумчивый, полночь глубокая…
Хутор в степи одинок…
Дремлет в молчанье равнина широкая,
Тепел ночной ветерок».
Дактилические окончания
Дактилическое окончание или дактилическая клауза — это окончание стихотворной строки с ударением на третий с конца слог. Оно характерно для дактиля, однако его нельзя назвать признаком этого стихотворного размера.
Так дактилические окончания характерны для стихотворения С. А. Есенина «Русь»:
» Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса.
Только видно на кочках и впадинах,
Как синеют кругом небеса».
Это произведение написано трехстопным анапестом, однако из-за того, что четные строфы неполные, здесь присутствует дактилическое ударение.
В античной литературе
Дактиль широко почитался античными поэтами. Древние греки считали, что его создал Дионис. Бог виноделия, растительности и плодоносящих сил земли — автор первых стихов, написанных этим размером. Именно дактиль стал основой древнегреческих и латинских произведений. Например, знаменитая «Илиада» Гомера начинается такими словами:
» μῆνιν ἄειδε θεὰ Πηληϊάδεω Ἀχιλῆος
οὐλομένην, ἣ μυρί᾽ Ἀχαιοῖς ἄλγε᾽ ἔθηκε,
πολλὰς δ᾽ ἰφθίμους ψυχὰς Ἄϊδι προΐαψεν
ἡρώων, αὐτοὺς δὲ ἑλώρια τεῦχε κύνεσσιν»
Русские переводчики постарались передать всю красоту стиха, также используя дактиль. В. А. Жуковский перевел эти строки так:
«Гнев нам, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Гибельный гнев, приключивший ахеянам много великих
Бедствий и воинов многих бесстрашные души низведший
В область Аида, их трупы оставя на пищу окружным»
Заключение
Русская поэзия отличается разнообразием стихотворных размеров. Они делают произведение более ритмичным, гармоничным, выразительным. Иногда рифма может донести идею поэта лучше, чем простые слова.
Дактиль — один из самых ярких и благозвучных стихотворных размеров. Он помогает читателю лучше прочувствовать переживания лирического героя, понять посыл, которым наполнены строки автора. Важно помнить, что для поэтов дактиль — это не просто инструмент, но и полноценное средство для придания тексту дополнительной выразительности.