Существует несколько стихотворных размеров, которыми классики отечественной и зарубежной литературы писали свои произведения. Это ямб, хорей, амфибрахий и анапест. Анапестом написано множество произведению, вошедших в наследие русской литературы.
В этой статье подробно описан этот стихотворный размер: что он означает и в каких произведениях встречается.
- Что такое анапест
- Как определить анапест в литературе: схема и ударение
- Размер
- Двухстопный анапест
- Трехстопный
- Четырехстопный
- Пятистопный анапест
- Шестистопный анапест
- Семистопный и восьмистопный
- Анапест в творчестве великих поэтов
- Анапест в стихах Сергея Есенина
- Анапест в стихах Александра Пушкина
- Анапест в произведениях Михаила Лермонтова
- Анапест в стихах Николая Некрасова
- Примеры анапеста в стихах для 6 класса
- Заключение
Что такое анапест
Анапест — это трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на слог последнего слова, а все другие слоги в предшествующих словах — безударные.
Пример такого размера:
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!Александр Блок
Анапест впервые появился в греческом языке. Слово произошло от греческого «anapaistos», что в переводе означает «отраженный назад», то есть полная противоположность дактилю. Дактиль — это трехсложный стихотворный дактиль, в котором ударения во всех словах падают на первый слог.
Пример дактиля:
Тучки небесные,вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.Михаил Лермонтов
Отличительная черта анапеста — нарастающая ритмика повествования, делающая акцент на последнем отрезке.
Как определить анапест в литературе: схема и ударение
Схема анапеста выглядит так:
«_» «_» «!», где «_» — безударный слог, а «_» — ударный.
Определить анапест в литературном произведении просто. Нужно составить схему анализируемого предложения, а также разбить слова на ударные слоги. Если получится так, что первые несколько слогов будут безударными, а на последнем — ударение, значит, перед нами анапест.
Размер
Анапест отличается трехсложным порядком слогов: сначала идет безударный слог, затем снова безударный и потом — ударный. Из-за этого последний слог всегда сильнее по звучанию, чем остальные, и на нем всегда заканчивается рифмование слов.
Стихотворный ритм анапеста сильный, напористый и стремительный. Интонация в них будто бы устремляется ввысь, поэтому в ней чувствуется некая окрыленность и восторженность.
В зависимости от количества стоп различают 7 видов анапеста:
- двухстопный;
- трехстопный;
- четырехстопный;
- пяистопный;
- шестистопный;
- семистопный;
- восьмистопный.
Двухстопный анапест
Состоит из двух слогов:
Восхище́нью не ве́ря,
С темното́ю – оди́н –
У заду́мчивой две́ри
Хохота́л арлеки́н.Александр Блок
Двухстопный анапест встречается в литературе крайне редко.
Трехстопный
Этот вид состоит из трех слогов:
Я лома́ю слои́стые ска́лы
В час отли́ва на и́листом дне́…Александр Блок
Трехстопный анапест встречается в литературных произведениях гораздо чаще, чем двухстопный — это один из самых распространенных анапестов.
Четырехстопный
Этот анапест состоит из четырех слогов:
На зака́те мы вы́шли к стене́ каранти́на,
Где ора́нжевый хо́лм обнажен и высо́к…Всеволод Рождественский
Некоторые стихотворцы разделяют четырехстопный анапест на двухстопные полустишия. Так делал, например, поэт Игорь Северянин: в его стихах полустишия наращены одним или двумя слогами, что придает звучанию монотонность и размеренность. По сути получаются двухстопные сроки, которые следуют друг за другом. Этот метод в честь поэта был назван «северянинским стихом»:
Ты ко мне́ не вернешься
В тихом пла́тье из си́тца,
В платье ра́достно-жа́лком,
Как грошо́вый цвето́к.
Пятистопный анапест
Используется с чередованием рифм:
Канотье́ пробега́ет, а ве́чер весе́нний сире́нев,
А от Се́ны так не́жно купа́льней пахну́ло просто́й,
И мальчи́шка-апре́ль, золоти́стого мы́ла напе́нив,
Над соло́минкой Э́йфеля вы́дул пузы́рь золото́й.Георгий Шенгели
Пятистопный анапест используется в литературе довольно редко.
Шестистопный анапест
Тоже не част в употреблении. В нем нужно соблюдать симметрию по звучанию и после первых трех стоп расставлять цезуры — раздела между стопами:
Он был ми́|лый и легкий, самоде́ль|ный како́й-то, из холсти́|ны
и дра́нок,
В перекре́с|тах шпага́та, с поворо́тливой па́рой многостру́н|ных
колес…Георгий Шенгели
Семистопный и восьмистопный
В теории эти разновидности существуют, но на практике практически не используются: здесь нужно делать большие цезуры, чтобы соединять части из стоп:
В далекое у́тро на вспе́ненном взмо́рье, странно-а́лые кра́ски
стыдли́вой зари́!
О весе́нние зву́ки в сере́б|ряном се́рдце, и твой ска́зочно-ла́сковый о́браз, Мари́!
Валерий Брюсов
Анапест в творчестве великих поэтов
В русской классике встречается множество стихотворный произведений, написанных анапестом. Чаще всего этот размер стиха использовали: Владимир Жуковский, Александр Пушкин, Александр Блок, Михаил Лермонтов, Игорь Северянин, Александр Полежаев, Антон Дельвиг, Григорий Шенгели, Афанасий Фет, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт и другие. Чаще всего они использовали трехстопный анапест.
В творчестве зарубежных поэтов тоже можно встретить этот размер. Так, его использует английский писатель и философ Льюис Кэрролл в свое стихотворении «Лук, седло и удила», написанном в 1856 году:
Слуга, подай сюда мой лук,
Неси его скорей!
Конечно, лук, а не урюк —
Зеленый лук-порей.
Да нашинкуй его, мой друг,
И маслицем полей!
Анапест в стихах Сергея Есенина
Сергей Есений мастерски использовал все приемы звукописи в своих стихах: звуковые повторы, ассонанс, аллитерацию. Ритму он уделял большое внимание, поэтому у него заметно чередование ударных и безударных слогов. Многие его произведения написаны анапестом, который читается весьма мелодично и затрагивает душу.
Как пример — стихотворение «Шагане ты моя, Шагане» (1924 год):
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Анапест в стихах Александра Пушкина
Классик редко использовал анапест в своих произведениях. Его излюбленным размером был четырехстопный ямб — им написано около 30 % произведений Пушкина. Также встречается трехстопный шестистопный ямб, хорей и так называемый «александрийский стих», в стиле которого написано множество его посланий.
Однако анапест тоже есть, в качестве примера можно привести стихотворение «Туча», написанное в 1835 года:
Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.
Анапест в произведениях Михаила Лермонтова
Михаил Лермонтов чаще всего в стихах использовал трехстопный ямб — им написаны большинство произведений классика. Ямб — это стихотворный размер, состоящий из двух слогов, в котором ударение падает на второй слог.
Анапест встречается у Лермонтова редко — например, в стихотворении «Соседка», написанном в 1840 году:
Не дождаться мне, видно,свободы,
А тюремные дни будто годы;
И окно высоко над землей!
И у двери стоит часовой!
Анапест в стихах Николая Некрасова
Стихотворения классика содержат большое разнообразие метрических форм. Стихи парной рифмовки в основном написании четырехстопным и шестистопным ямбом. Однако есть произведения, написанные анапестом — например, стихотворение «У людей-то в дому», созданном в 1866 году:
У людей-то в дому — чистота, лепота,
А у нас-то в дому — теснота, духота.
У людей на уме — погуторить с кумой,
А у нас на уме — не пойти бы с сумой?
Примеры анапеста в стихах для 6 класса
Афанасий Фет «Я тебе ничего не скажу», 1885 год:
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Афанасий Фет «Вечер»,1855 год:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Николай Некрасов «Похороны», 1860 год:
Меж высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село.
Горе горькое по свету шлялося
И на нас невзначай набрело.
Николай Некрасов, «Укажи мне такую обитель», 1858 год:
Укажи мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Александр Блок, «К Музе», 1913 год:
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
Николай Некрасов, «Размышления у парадного подъезда», 1858 год:
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…
Н. Некрасов, «Тройка», 1848 год:
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
Евгений Баратынский, «Были бури, непогоды», 1839 год:
Были бури, непогоды,
Да младые были годы!
В день ненастный, час гнетучий
Грудь подымет вздох могучий;
Вольной песнью разольется —
Скорбь-невзгода распоется!
Иван Бунин, «И цветы, и шмели, и трава, и колосья», 1918 год:
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет — господь сына блудного спросит:
Был ли счастлив ты в жизни земной?
Александр Блок, «О, весна без конца и без краю», 1907 год:
О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Михаил Лермонтов, «К***», 1859 год:
Будь со мною, как прежде бывала;
О, скажи мне хоть слово одно;
Чтоб душа в этом слове сыскала,
Что хотелось ей слышать давно.
Иван Никитин, «Вырыта заступом яма глубокая», 1860 год:
Вырыта заступом яма глубокая.
Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая.
Заключение
Анапест — трехсложный стихотворный размер, состоящий из нескольких слогов, в котором последний слог всегда ударный, а предшествующие ему — безударные. Размер отличается четкой ритмикой и восторженностью повествования. Его использовали в своих стихах многие отечественные классики: Николай Некрасов, Александр Пушкин, Сергей Есенин, Афанасий Фет, Александр Блок и другие. В зарубежной литературе он тоже встречается — например, в творчестве Льюиса Кэрролла.