Слова для стихотворений подбираются не просто так, как душе угодно. Лирические произведения обязательно должны быть читабельны. Для этого нужно использовать не только рифмовку, но и какой-либо стихотворный размер. Один из них – ямб. Рассмотрим его подробнее.
- История происхождения термина
- Определение и характеристика
- Частота использования ямба
- Как устроена ямбическая стопа
- Разновидности ямба с примерами стихов
- Дву- и трехстопный ямб
- Четырехстопный ямб
- Пяти- и шестистопный ямб
- Разностопный и вольный ямб
- Ямб в русской поэтической традиции
- Ямб в современных русских стихах XXI века
- Как никогда не путать ямб и хорей
- Заключение
История происхождения термина
Родина слова «ямб» – Древняя Греция. Однако точная этимология этого термина неизвестна, поэтому существует несколько версий, откуда он появился.
Первая версия связана с древнегреческой мифологией. Название стопы происходит от имени дочери бога пастбищ Пана и нимфы Эхо – богини Ямбы. Именно она смогла поднять настроение Деметре, у которой Аид украл Персефону. Шутки главной героини ассоциируются с легкостью ямба.
Вторая гипотеза говорит, что термин происходит от древнегреческого ίάπτειν [йаптэйн] – «стрелять». Такое слово отражает быстроту размера, ассоциирующуюся с полетом стрелы.
Определение и характеристика
Ямб в литературе — двусложный поэтический размер, в котором чередуются один безударный и один ударный слоги.
Чередование повторяется и становится закономерностью, потому что в ямбической строке всегда есть несколько стоп с одинаковой структурой. По этому параметру есть деление на пяти-, шести-, двух-, трех- и четырехстопный ямб. О них более подробно написано в следующих разделах статьи.
Частота использования ямба
Теперь читатель наверняка задался вопросом о том, где же можно встретить ямб? Он довольно часто используется в легких стихотворениях, которые поднимают читателю настроение и вселяют надежду, веру и другие светлые чувства. Соответственно, стихотворение, написанное ямбом, зачастую принадлежит мотивирующему автору.
Как устроена ямбическая стопа
Стопа – фрагмент строки, благодаря которому совместно с другими такими же фрагментами наблюдается определенная закономерность чередования ударных и безударных слогов.
Ямбическая стопа — метрическая единица, состоящая из двух слогов, где ударение ставится только на последний из них.
Рассмотрим обозначения для составления стопы. Ударная позиция обозначается черточкой с ударением «–́», а безударная – перевернутым полукругом «U».
Таким образом, схема выглядит так: U–́.
Разновидности ямба с примерами стихов
После знакомства с ямбической стопой читатель легко сможет убедиться в ее наличии в примерах ямба. Отрывки стихотворений будут поделены на разделы в соответствии с числом стоп в одной строке или со способом чередования строк.
Дву- и трехстопный ямб
Здесь будет дан ответ на вопрос о том, что такое трехстопный ямб и что представляет собой двустопный размер.
В одной строке стихотворения, написанного трехстопным ямбом, можно найти 3 стопы (U–́ / U–́ / U–́). Пример такого случая – произведение Александра Александровича Блока «Где ты паришь теперь…».
«Где ты пари́шь тепе́рь,
О, де́вственная тень…
Мне жаль тебя́, пове́рь,
Мой лучеза́рный день!..»
В строке двустопного ямба содержится 2 стопы (U–́ / U–́). Образец – «Майская песня» Гете, переведенная Фетом.
«Все не́жит взо́ры,
Все не́жит слух,
Блиста́ет со́лнце,
Смеется луг…»
Четырехстопный ямб
Читатель наверняка выявил закономерность названий видов ямба, поэтому легко сможет ответить на вопрос, что значит четырехстопный ямб. Правильный ответ в качестве проверки: «4-стопный ямб –вид размера, где одна строка стиха содержит в себе четыре стопы (U–́ / U–́ / U–́ / U–́)».
Пример четырехстрочного ямба – стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Пускай поэта обвиняет…».
«Пуска́й поэ́та обвиня́ет
Насме́шливый, безу́мный свет,
Никто́ ему́ не помеша́ет,
Он не услы́шит мой отве́т…»
Пяти- и шестистопный ямб
Встречается очень много написанных многостопным ямбом стихов. Это объясняется тем, что такой вид размера расширяет поле для свободных формулировок. Схема пятистопного ямба – U–́ / U–́ / U–́ / U–́ / U–́, шестистопного – U–́ / U–́ / U–́ / U–́ / U–́ / U–́.
Пример стиха с ямбом в 5 стопах – стихотворение «Жив, жив Курилка!» Александра Сергеевича Пушкина.
«— Как! жи́в еще Кури́лка журнали́ст?
— Живехонек! все так же сух и ску́чен,
И груб, и глуп, и за́вистью разму́чен,
Все ти́скает в свой непотре́бный лист
И ста́рый вздор и вздо́рную нови́нку,
— Фу! надое́л Кури́лка журнали́ст!
Как загаси́ть воню́чую лучи́нку?
Как умори́ть Кури́лку моего́?
Дай мне сове́т.— Да… плю́нуть на него́».
Образец 6-стопного ямба – «Завеса» Ивана Алексеевича Бунина.
«Так говори́т госпо́дь: «Когда́, мой раб люби́мый,
Чита́ешь ты Кора́н среди́ враго́в мои́х,
Я разделя́ю вас заве́сою незри́мой.
Зане́ смешо́н врага́м мой сладкозву́чный стих…»
Разностопный и вольный ямб
Составить стихотворение из строк с одинаковым числом стоп довольно сложно, поэтому довольно часто встречаются произведения, где наблюдается перекрестное чередование длинных и коротких строк.
Пример стихотворения с ямбом такого вида – «Во всем мне хочется дойти…» Бориса Пастернака, где чередуются четырех- и двустопные строки.
«Во всем мне хо́чется дойти́
До са́мой су́ти.
В рабо́те, в по́исках пути́,
В серде́чной сму́те…»
В вольном размере строчки чередуются непроизвольно. Пример – басня Михаила Васильевича Ломоносова «Свинья в лисьей коже». Число строп в каждой строке приведено в соответствии с последовательной нумерацией: 3; 1; 2; 2; 1; 6; 6; 6; 6; 6; 3; 6; 6; 6; 4; 4; 3; 6; 6; 3; 6; 6; 6; 6.
«Наде́ла на себя́
Свинья́
Лиси́цы ко́жу,
Кривля́я ро́жу,
Морга́ла,
Таска́ла дли́нной хвост и, как лиса́, ступа́ла;
Ита́к, во всем она́ с лиси́цей схо́дна ста́ла.
Дога́дки лишь одно́й свинье́ недостает:
Нату́ра смы́сла всем свинья́м не подает.
Но где ж могла́ свинья́ лиси́цы ко́жу взять?
Нетру́дно то сказа́ть.
Лиси́ца всем зверя́м подо́бно умира́ет,
Когда́ она́ себе́ найти́, где есть, не зна́ет.
И лю́ди с го́лоду на све́те мно́го мрут,
А па́че те, кото́ры врут.
Таки́м от ро́ка суд быва́ет,
Он хлеб их отыма́ет
И путь им ко вранью́ тем ве́чно пресека́ет.
В наря́де сем везде́ пошла́ свинья́ броди́ть
И ста́ла всех брани́ть.
Лиси́цам всем прямы́м, руга́ясь, говори́ла:
«Нату́ра-де меня́ одну́ лисо́й роди́ла,
А вы́-де все ноги́ не сто́ите мое́й,
Зате́м что родили́сь от по́длых вы свине́й.»
Ямб в русской поэтической традиции
Так как ямб сходен со стилем речи и дыханием, он имеет большое значение в русской поэзии. Этот стихотворный размер передает голоса, разговоры с разным числом участников и гамму чувств.
Лермонтов, Державин, Ломоносов, Есенин и Маяковский использовали в своих произведениях двусложный размер с ударением на последней позиции. Ямбические строчки также можно найти и в «Евгении Онегине» Пушкина.
«…Чем ме́ньше же́нщину мы лю́бим,
Тем бо́льше нра́вимся мы ей
И тем ее верне́е гу́бим
Средь обольсти́тельных сете́й…»
Ямб есть и в «Кому на Руси жить хорошо?» Николая Алексеевича Некрасова.
«Ты и убо́гая,
Ты и оби́льная,
Ты и могу́чая,
Ты и бесси́льная,
Ма́тушка-Русь!..»
Ямб в современных русских стихах XXI века
Двусложный метр находит место не только в классицизме, но и в современных русских стихах. Например, это стихотворение Астаховой «Я жизнь свою теперь не тороплю».
«Я жи́знь свою́ тепе́рь свою́ не тороплю́:
Прохо́дит ле́то – так необходи́мо!
И все же, о́сень, я тебя́ люблю́,
Каку́ю б не скрыва́ла зи́му.
Каки́м бы ни́ был уходя́щий день,
Я научи́лась принима́ть, как да́нность
Любу́ю навали́вшуюся тень,
Любу́ю одоле́вшую уста́лость!
Ведь впереди́ – неве́данное мне,
А про́шлое так ма́ло в жи́зни зна́чит;
Я научи́лась жить вдвойне́
Всем тем, что называ́ют – настоя́щим».
Как никогда не путать ямб и хорей
Новички в литературе часто сталкиваются с путаницей стихотворных размеров. Этот раздел статьи поможет научиться раз и навсегда успешно запомнить разные виды двусложных стоп и отличать их друг от друга.
Хорей начинается с буквы «х», а ямб – с «я». В русском алфавите буква «х» стоит ближе к началу, чем «я», значит, в ямбе ударение появляется позже, чем в хорее, – на втором слоге.
Заключение
Стихотворный ямб – двусложный размер, в одной стопе которого чередуются слоги без ударения и с ним. Выделяют разные виды этого метра по числу стоп и способу чередования строк. Интонация ямба стихов сходна с дыханием и русской речью, поэтому имеет большое значение в стихотворных произведениях, написанных во времена Российский империи, СССР и Российской Федерации.