Хорей в литературе: понятие, примеры и значение

Литература

Что такое хорей и сколько его форм применяли поэты серебряного века? Чем он отличен от других видов стихотворных форм? Что общего в стихотворениях Пушкина и Тютчева? На эти и другие вопросы вы получите исчерпывающие ответы в нашей статье.

Как определить хорей

Само слово «хорея» происходит от древнегреческого слова «танец». Это размашистый, яркий стиль, в чем-то немного хаотичный, но при этом остающийся плавным. Стихотворение, написанное хореем, отличается своей тягучестью и песенностью, в отличии от того же ямба, для которого характерен маршевый стиль. Но как отличать их друг от друга? Для начала попробуем разобраться с тем, что такое «стопа» в литературе.

Итак, стопа – это определенное расположение ударного и безударного слога, находящихся в одной строке. Если в стопе только два слога (один ударный, другой безударный) она называется двусложной, если стопа состоит из трех слогов (один ударный и два безударных) она называется трехсложной, и далее по нарастающей – чем больше слогов в строке, тем больший уровень «сложности» ей засчитывается. Проще говоря – это такой шажок от ударения до ударения в строке – он может быть маленьким (через одну гласную), а может быть широким (через две и более гласных).

Значение имеет и то, на какой именно слог ложится ударение в каждом слове. Мы рассмотрим пять вариантов стихосложения:

  • ямб,
  • хорей,
  • дактиль,
  • амфибрахий,
  • анапест.

Сейчас чуть подробнее.

Отличие хорея от других стихотворных размеров

В строчках «Буря | мглою | небо | кроет» каждое слово состоит из двух слогов, а ударение везде падает на первый слог. Мы имеем дело с классическим примером хорея. Еще один достаточно понятный пример хорея: «Наша | Таня | громко | плачет». Мы видим снова двусложную стопу и ударение на каждый первый слог каждого слова. В обоих примерах шаг от одной ударной до другой ударной гласной идет через одну безударную гласную. То есть, в один шаг помещается две гласные – так и получается двусложная стопа.

С хореем разобрались, попробуем перейти к ямбу. «Прощай, письмо любви! Прощай». Снова наблюдаем двусложную стопу, но теперь ударение падает уже на второй слог каждого слова. Шаг в две буквы сохраняется, только теперь он идет от одной безударной гласной к другой. Ударения поменялись местами, а мы получили такую форму стихосложения, как ямб.

Теперь перейдем к более сложному примеру «Мой дядя самых честных правил» — кажется, что тут ударение падает на первый слог, верно? Но если мы уберем пробелы и оставим сплошную строку из букв «Мойдя|дяса|мыхче|стныхпра|вил», то заметим, что в таком виде, ударение будет падать на каждый второй слог, прямо как в классическом ямбе. Шаг остается неизменным, ударение на втором слоге. Именно по такому принципу можно разбирать стихотворения, если необходимо понять, в каком стиле они написаны.

Теперь попробуем разобраться с такой формой, как дактиль. Здесь за основу берется трехстопный интервал: то есть, не два слога, как в ямбе или хорее, а уже три. Если раньше в шаге было две гласные, то теперь, соответственно, три. Рассмотрим на примере:

«Доля ты! | – русская| долюшка | женская» — каждый шаг состоит из трех слогов и каждый раз ударение падает на первую гласную. То же самое и со следующим примером: «Зеркало| в зеркало | с трепетным | лепетом» — и снова три слога с ударением на первый. Именно так и звучит дактиль.

Теперь разберемся с тем, что такое амфибрахий. Подобно дактилю, он состоит из трех слогов, но здесь ударным уже будет не первый, а второй: «Прекрасна, | как ангел | небесный, | как демон |коварна | и зла» или «И звезды | тихонько | дрожали, | и звезды | люблю я | с тех пор». Шаг в три гласных остается таким же, а ударение снова перемещается.

Есть и менее простые примеры амфибрахия, такие как: «Заслышав|ши речи | бессвязны|е, на хриплы|е песни | похожи|е». В этом случае из стихотворения нужно вновь убирать все пробелы, чтобы заметить, как ударный звук окружен двумя безударными.

Анапест как стихотворная форма отличается от двух предыдущих тем, что ударение падает на последний слог, но при этом опирается на трехсложную стопу. Анапест с греческого переводится как «отраженный назад» или буквально «обратный дактилю» — сначала два безударных слога, а затем ударный. Сохраняем шаг в три гласные, а ударением переносим на конец шага – получает анапест.

Вот пример анапеста: «Я тебе | ничего | не скажу, | я тебя | не встрево|жу ничуть». Или «Прозвуча|ло над я|сной реко|ю, прозвене|ло в померк|шем лугу».

хорей в литературе

Виды и размеры хорея

На примерах классических произведений рассмотрим, каких видов бывает хорей и как их отличать друг от друга. Необходимо вспомнить, что шаг в хорее захватывает только две гласные и начинается всегда с ударной.

Трехстопный хорей

Чтобы определить, к какой из форм относится хорей, удаляем из строчек все пробелы и расставляем ударения:

«Вот мо|я дер|евня,

Вот мой |дом родн|ой».

В одной строке мы видим три шага, внутри которых есть одна ударная гласная и одна безударная – это и есть пример трехстопного хорея.

«Горны|е верш|ины

Спят во |тьме ночн|ой»

Очень редко трехстопный хорей можно увидеть в чистом виде, чаще всего он перекликается с четырехстопным:

«Тихо | смотрит | месяц | ясный

В колы|бель тво|ю»

Из-за особенностей слов русского языка, составить трехстопный хорей достаточно тяжело, поэтому как классические авторы, так и современные чаще обращаются к следующей форме стихосложения.

Четырехстопный хорей

«Не пох|ожи |мы, а |все же

Нас не |разоль|ешь во|дой»

В случае с четырехсложным хореем можно увидеть, что каждая строка делится на четыре шага. Этот стиль написания, пожалуй, самый популярный и простой для написания стихотворений.

«Пере|права, | пере|права,

Берег | левый, | берег | правый»

В форме четырехстопного хорея хорошо пишутся и песни в разных жанрах. К примеру, культовая песня группы Черный Обелиск:

«Аве | Цезарь, | друг серд|ечный,

Заход|и, давн|о зажд|ались»

Пятистопный хорей

Эта форма хорея тоже употребляется довольно редко, как и трехстопная. Интересный факт: считается, что Пушкин не написал этим стилем ни одного произведения. Из примеров русских классиков любят приводить Лермонтова, хотя у него есть всего лишь четыре стиха, написанных пятистопным хореем:

«Ночь ти|ха. Пус|тыня | внемлет| богу,

И звез|да с звез|дою| гово|рит»

В каждой строке сохраняется размер в пять шагов, каждый шаг начинается с ударной гласной. В известных музыкальных произведениях тоже можно встретить пятистопный хорей.

«Что та|кое |осень — |это |небо,
Плачущ|ее |небо |под ног|ами»

Также существуют шестистопный, семистопный и далее по возрастающей формы хорея, все будет зависеть лишь от того, сколько шагов сможет уместить автор в одну строку.

Примеры хорея в стихотворениях

Русские поэты часто смешивали разные формы хорея в своих произведениях, поскольку для этого стиля характерна плавность, душевность. Стихотворения льются как река, где-то замедляясь, а где-то, наоборот, ускоряясь. Поэтому вполне логично было смешивать количество стоп в разных строках, но умение сохранить изначальный ритм на протяжении всего стихотворения – показатель мастерства поэта.

Хорей в произведениях Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин лишь 16% своих стихотворений написал в форме хорея, но в эту небольшую долю входят как короткие стихи, так и целые произведения. Например, такие, как «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:

«Свет мой, | зеркаль|це, ска|жи,
Да всю | правду | доло|жи:
Я ль на | свете | всех ми|лее?»

Все произведение написано в четырехстопном хорее. В течение пяти эпизодов этой сказки автор ни разу не сбился с поставленного им же ритма и сумел выдержать заданный тон.

А вот произведение, которое уже упоминалось ранее:

«Выпьем, | добра|я подр|ужка
Бедной | юност|и мо|ей,
Выпьем | с горя; | где же | кружка?
Сердцу | будет | весе|лей»

Написано оно таким же четырехстопным хореем, который сохраняется на протяжении всего произведения. В сети крайне сложно найти произведения Пушкина, написанные в другой форме хорея, так как Александр Сергеевич питал к нему особую любовь и нежность. В 19 веке четырехстопный хорей был весьма популярен, и доказательство тому — произведения других классиков.

четырехстопный хорей

Хорей в произведениях Тютчева

Федор Иванович, подобно своему современнику, тоже любил писать произведения в форме четырехстопного хорея:

«Друг, | откр|ойся пр|едо мн|ою
Ты не | призрак | ли как|ой,
Как вы|водит | их пор|ою
Мозг по|эта | огнев|ой!»

Хорей можно использовать не только при правильной рифме, но и при форме abba. Один из таких примеров в произведениях Тютчева:

«В круг ед|иный, | божьи | чада!
Ваш от|ец гляд|ит на |вас!
Свят ег|о приз|ывный гл|ас,
И вер|на е|го наг|рада!»

пятистопный хорей

Примеры хорея в современных стихотворениях

Не только классики использовали хорей в своих стихотворениях. Вот пример использования этой формы стихосложения в произведении современного поэта Данила Рудого:

«Ночь и | мрак. Круг|ом ни зв|ука.
Мир усн|ул. Движ|енья |нет.
Испуг|авшись | сердца ст|ука,
Я хват|аю пист|олет»

Или же стихотворения Веры Полозковой с трехстопным ритмом хорея:

«Чтобы, | пыль вокр|уг
Каблук|ом клу|бя,
Он при|шел и вдр|уг —
Я люб|лю те|бя».

Заключение

Разные виды и формы хорея использовали раньше классические поэты, используют сейчас наши современники и будут использовать потомки. Хорей – это такой простой на первый взгляд и одновременно такой сложный для написания вид стихосложения, который навсегда закрепился в русской литературе.

Автор статьи
Алексей Гузанов
Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы.
Задать вопрос
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

33 + = 38

Adblock
detector