Восхитительный момент перехода дня в ночь отражен в творчестве многих русских лириков. Особенно трепетно он передан в произведении Афанасия Фета «Вечер». Анализ стихотворения позволяет рассмотреть, как с помощью слов автор воссоздает уникальную и прекрасную картину природы. Разбор будет интересен школьникам и всем, кто интересуется литературными трудами поэта.
Тема вечера в лирике поэтов
Сумерки — тихое и таинственное время, которое не обошли в своем творчестве Иван Тургенев («Весенний вечер»), Алексей Апухтин («Весенней ночи сумрак влажный»), Владислав Ходасевич («Вечер»). О них писали Бальмонт («Вечер. Взморье. Вздохи ветра…»), Ряшенцев («Вечер с качелями»), Хлебников («Вечер, тени, сени, лени») и другие авторы. В творчестве самого Фета тоже есть стихотворения, посвященные самому таинственному времени суток:
- «Летний вечер тих и ясен» Анализ произведения позволяет отнести его к классической пейзажной зарисовке, полной внутренней музыкальности. Оно написано в 1847 г. и состоит из двух четверостиший. Автор передает свое восхищение нежным вечером, описывает царящее безмолвие, дремлющие ивы, уходящую вдаль реку. Тишину нарушает табун коней, который несется рысью с гор, поднимая клубы пыли.
- «Вечерний сад». Обращаясь к возлюбленной, лирический герой просит не бояться вечернего сада, в котором много таинственного и прекрасного. Его слово «поверь» звучит как заклинание. Оно позволяет девушке почувствовать силу любви главного героя. На лоне природы, в вечернем саду чувства становятся более яркими, и это основная идея стихотворения.
- «Что за вечер! А ручей…». Яркое, жизнеутверждающее произведение, в котором автор рисует картину уходящего дня. Еще поет за зарей соловей, но месяц уже озарил сиянием мир. Он отражается в водах оврага. Природа живет весной, трепещет и поет «поневоле». Далее автор размышляет о смене поколений, о детях и внуках, которые тоже будут наслаждаться вечерней красотой весны или осени.
Вечерние пейзажи Фета — это погружение в гармонию и совершенство природы. Они позволяют проникнуться красотой мироздания и лучше понять собственное «я».
История написания стихотворения «Вечер»
Творчество Афанасия Фета нередко сравнивают с работой художника. Лирик вошел в русскую поэзию как мастер по изображению картин природы. Передавая красоту окружающего мира, он рассматривал каждую деталь, собирал из множества нюансов целостный образ.
Ярким образцом пейзажной зарисовки служит произведение «Вечер», написанное в 1855 г. К этому времени поэту исполнилось 35 лет. Несмотря на довольно зрелый возраст, он не утратил свежести восприятия природы и восторгался ею так же пылко, как и в юные годы.
В произведении сохранилось фетовское восприятие природных явлений как чего-то важного, имеющего скрытое космическое начало. Первая публикация лирических строк состоялась в 1855 г в журнале «Отечественные записки», том С, № 5, отд.1, с. 2.
Тема и композиция
При проведении анализа «Вечера» Фета следует ознакомиться с содержанием стихотворения. Оно повествует об изменениях, которые происходят в короткий промежуток времени между днем и ночью. Автором ярко описан образ солнца: «Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака». Стихотворение является «живым», оно наполнено звуками природы:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Устами автора окружающий мир рассказывает о том, насколько он красив и величественен. Неся людям радость и добро, природа дарит им истинное ощущение счастья. Река у Фета — живая. Она убегает на запад, не зная преград. В ней все гармонично и устремлено в будущее. Пограничное состояние между днем и ночью — союзник природы, позволяющий ей раскрыть таинственную, тихую красоту. Фет говорит о том, что «Вздохи дня есть в дыханье ночном».
В произведении всего три четверостишия, которые воссоздают красивую и поэтичную картину между днем и ночью. В первом из них Фет описывает приход вечера, его звуки и оттенки. Во втором четверостишии автор подбирает слова для описания изменений в природе с закатом солнца. Природа притихла, но жизнь продолжается. В третьем четверостишии ночь побеждает. Сначала в «дыханье ночном» угадываются «звуки дня». Однако заря уже теплится голубым и зеленым огнем.
Основная тема произведения — это передача картины прекрасного летнего вечера, волшебства смены дня и ночи. В произведении незримо присутствует лирический герой, который является сторонним наблюдателем и тем самым приближается к читателю. В первой части, состоящей из одного четверостишия, автором использованы безличные глаголы («засветилось», «прозвучало»). Не указывая на явления, ставшие их источником, автор побуждает читателя фантазировать и размышлять. Этот прием создает ощущение легкости
Во второй части, которая включает 2 четверостишия, автор передает свои впечатления. Возвышаясь над пейзажем, он видит пригорок, на котором «то жарко», «то сыро».
В заключительных строках объясняется причина возникновения таинственных звуков и света. Днем прошла гроза, но на горизонте еще видны облака, светятся голубым и зеленым огнем зарницы.
Жанр стихотворения
Произведение относится к пейзажной лирике. Оно наполнено визуальными и акустическими образами, которые погружают читателя в особое настроение. Хочется очутиться на пригорке, ощутить его теплоту, аромат трав и влажной теплой земли. Хочется увидеть яркие, как крылья бабочки, краски заката, освобожденного от грозовых туч. Вглядеться в степь и дальний лес, рассмотреть отблески грозных молний бури, которые не дают ночи окончательно победить день.
При написании произведения автором использован анапест — трехсложный стихотворный размер. Его части связаны перекрестной рифмой. Цельность придает последовательное сохранение ритмики. Идейно мысль стихотворения заключается в созерцании природы, мимо которой в повседневной суете проходит много людей. Поэт хочет остановить их и показать великолепие, которое позволит ощутить себя частью бытия.
Средства выразительности
Описывая вечернюю природу, Афанасий Афанасьевич демонстрирует также красоту своей души, которая умеет видеть прекрасное. Он хочет созерцать открывшийся пейзаж и краски неба, делится своими впечатлениями с читателями. Придать стихотворению особый шарм, чувственность и возвышенность автору помогают тропы:
- Сравнение. «Как дым, облака».
- Метафоры. «Вздохи дня», «в дыханье ночном».
- Эпитеты. «Ясной», «немою», «золотыми».
Благодаря звуковому строению текста происходит «примирение» и «слияние» звуков, создается целостное восприятие шорохов, запахов, оттенков. Аллитерация на -р- в тексте подражает раскатам грома. Скопление этих звуков — отличительная черта первой строфы. Сонорный звук -л- отражает пространственные ассоциации («луг», «далеко», «луками»). Выделенное -з- вызывает ассоциации со звуком, звоном и с предметами, которые созерцает лирический герой.
Краткий разбор
Произведение наполнено покоем и умиротворенностью. Оно проникнуто радостью автора, который хочет донести до читателей, что ничто в мире не исчезает бесследно («вздохи дня в дыханье ночном»). Жизнь непрерывна, и наступление рассвета неизбежно. Кратко анализ стихотворения «Вечер» для тематического урока литературы следует провести по такому плану:
- Название. «Вечер».
- История создания. Поэтический текст написан в 1855 г. В этот же год он был опубликован в журнале «Отечественные записки».
- Тема. Очарование природы во время сумерек.
- Композиция. Состоит из двух частей. Первая является зачином, вторая раскрывает мысль автора.
- Жанр. Пейзажная лирика.
- Стихотворный размер. Анапест, рифмовка перекрестная.
- Основная тема. Описание картины прекрасного летнего вечера после дождя, а также волшебства, которым окутан мир во время близкого прихода ночи.
- Основная идея. Автор хочет привлечь внимание к красоте природы в момент, когда начинает вечереть.
- Тропы. Метафора — «погорев … разлетелись, как дым, облака». Олицетворение — «убегает на запад река».
- Антитеза. «Вздохи дня есть в дыханьи ночном».
- Небольшой отзыв. Мне очень понравилось настроение, с которым написано стихотворение. Оно описывает мир тишины, покоя, красоты и созерцания.
Читая стихотворение «Вечер», поклонники творчества Фета попадают в мир грез, лишенный суеты, голосов, гнева и обид. В нем царит покой, умиротворение и красота. Однако читателю не одиноко — он в восторге от заката, который противопоставляет активный день тихой и спокойной ночи.
Вопреки традициям вечернего пейзажа стих завершается не торжеством мрака, а зарницей — образом молнии. После прочтения строк хочется остановиться и своими глазами увидеть описываемый в произведении вечер или изобразить его акварелью на полотне.