На уроках литературы ученики часто делают анализ стихотворения — полное исследование произведения. Для его выполнения потребуется изучить историю создания работы, определить тему и главную мысль текста, размер и рифму, найти средства выразительности. Все это позволяет лучше понять особенности творчества автора.
Примерный план
Проанализировать стихотворение достаточно сложно, поэтому стоит придерживаться определенной структуры. Она поможет правильно выстроить текст и увидеть все ли аспекты рассмотрены.
Примерный план:
- История создания — год написания и публикации, на фоне каких событий появилось и т. п.
- Краткий пересказ сюжета.
- Разбор образов и символов.
- Составляющие композиции.
- Художественные приемы — ритм, размер, рифма, средства выразительности, идея и тема.
При составлении краткой справки о жизни поэта можно указать в каком направлении работал автор. Например, Маяковский был приверженцем футуризма, а Сологуб символистом.
Иногда стихотворение содержит прямую отсылку на события, которое оно описывает. Например, «Смерть поэта» Лермонтова появилась сразу после гибели Пушкина.
Название, тема и идея
При анализе стихотворения нужно уделить внимание разбору смысла названия. Иногда оно не носит скрытого смысла, например, «Письмо к маме» или «Обращение к (имя персонажа)». Но бывают и сложные названия. Например, работа Маяковского «О дряни!» обращена к двуличным людям, которые приспосабливаются к любым условиям.
Тема стихотворения — о чем говорится в тексте. Идея — то, чему учит работа. Чтобы определить эти два аспекта, нужно внимательно прочитать стих. Например, творение Есенина «Русь советская» посвящено общественным переменам, но его главная мысль — иногда с происходящим остается только мириться и продолжать писать.
При анализе нужно правильно определять жанр стихотворения. Некоторые разновидности:
- элегия — грустное произведение с философскими размышлениями;
- послание — обращение к конкретному адресату;
- сатира — высмеивание пороков и общества;
- баллада — торжественное произведение, которое прославляет человека или событие;
- лирика — описание чувств и эмоции.
Это далеко не самый полный перечень. Обязательно нужно разбирать образы и символы, которые встречаются в тексте. Это нужно для лучшего понимания сюжета.
Художественные приемы
Определить композицию можно по тому, сколько разных событий описывается в тексте. Стихотворение может состоять из одной части или нескольких. Иногда переход четко выражен, например, описывается как герой сначала жил в Лондоне, а потом в России. Но часто разделение носит весьма условный характер.
Потом нужно рассмотреть ритм работы. За исключением верлибра (белого стихотворения) тексты носят определенную окраску. Достаточно взять четверостишье и подчеркнуть каждую гласную букву. После нужно в каждом слове поставить ударение — это позволит выявить закономерность чередования ударных и безударных слогов. Полученный результат называют стопой и по ней можно определить размер. Двухсложный состоит из двух слогов, трехсложный — из трех.
Двухсложные стопы:
- хорей — ударение на первом слоге;
- ямб — ударение на втором слоге;
- пиррихий — два безударных слога;
- спондей — два ударных слога.
Среди трехсложных стоп выделяют дактиль, амфибрахий, анапест. Для придания эмоциональной окраски произведению автор может использовать средства художественной выразительности.
Например, лексика в тексте может представлять собой неологизмы — слова, которые придумал автор. Такой прием очень любил Маяковский.
Среди средств выразительности выделяют:
- эпитеты — красочные описания, чаще всего это прилагательные;
- метафора — слово или выражение, которое употреблено в переносном значении;
- олицетворение — «оживление» неживых предметов и явлений.
Рифмы тоже бывают нескольких видов. Например, при мужской ударение падает на последний слог, а при женской — на предпоследний. Иногда применяют другую классификацию. При перекрестной рифмуются слова первой и третьей строки, при парной две соседние, а при кольцевой — первая с четвертой, а вторая с третьей.
Чтобы понять, что значит анализ стихотворения, нужно выполнить не одну письменную работу. Начинать тренироваться лучше с простых произведений. Только потом переходить к сложным текстам.