Поэт Иннокентий Анненский (1855−1909) стоит особняком в русской поэзии рубежа XIX—XX вв. , он не принадлежал ни к одной из многочисленных поэтических групп в Петербурге. Но его поэзия, безусловно, близка стилю символизма, что подтверждает анализ стихотворения Анненского «Снег».
История создания и выхода в свет
Анненский чаще всего не датировал свои стихи, видимо, не придавая значения хронологии написания, а выстраивая собственный план внутреннего развития некой философской идеи. Лирическое стихотворение о снеге написано, вероятно, в последний год его жизни, весной 1909 года, и было опубликовано посмертно.
«Кипарисовый ларец», сборник стихов Иннокентия Анненского, который готовил к изданию сын поэта Валентин, вышел в свет в апреле 1910 года, спустя всего несколько месяцев после кончины отца. Эта книга интересна своей композицией: все опубликованные в ней стихи разделены на так называемые трилистники — группы по три стиха. Стихотворение о снеге относится к группе «Трилистник ледяной».
Оригинальную компоновку сборника высоко оценил поэт К. Бальмонт, считавший красивую форму хорошим дополнением к содержанию и дополнительным источником эстетического наслаждения. Другие спорили с такой точкой зрения и обвиняли автора в излишней, неоправданной манерности.
Впрочем, спорам суждено было стихнуть, а прекрасной лирике — остаться богатством народа в веках.
Тема и композиция произведения
В русской поэзии прослеживается давняя традиция философских размышлений в привязке к зимним мотивам. Например, анализ стихотворения Петра Вяземского «Первый снег» показывает размышления автора на тему мимолётности юности и скоротечности жизни в целом, утверждает ценность светлых воспоминаний в памяти людей.
Иннокентий Анненский обогатил русскую традицию, добавив к ней собственные мысли и настроения. «Снег», как и вся поэзия Анненского, пронизан темой трагичного, безнадёжного одиночества, именно оно лежит в основе недосказанности, незавершённости стиха, который призван вызывать у читателя глубоко личные ассоциативные переживания.
В произведении нет сюжетной линии — оно представляет собой философское размышление немолодого человека, который через образы природного явления передаёт свои чувства. Текст написан от первого лица, лирический герой — сам автор — противопоставляет любовь к ветру, к снегу и негативное отношение к зиме в целом.
Композиционно «Снег» состоит из пяти строф, и мысли героя последовательно раскрываются в них следующим образом:
- В первых строфах он сетует на обузу, признаётся, что не любит зиму, здесь чувствуется его усталость от долгой и тёмной зимы, как и от длинной непростой земной жизни.
- Следующие две строфы посвящены снегу как символу чистоты, лёгкости и полёта души, для которой светлой стороной бытия было творчество.
- В заключительной фразе появляется туманное предчувствие выхода из противоречий бытия в иное состояние «всесожженья весны» — такое желанное и пугающе неизведанное.
Так, зима в этом стихотворении является символом страданий человека в его земной жизни, а снежок символизирует светлые моменты бытия — счастье любви, веры и поэтического вдохновения.
Мотивы зимы в других произведениях поэта были не столь печальны, как в этом. Любование красотой зимних пейзажей, отблесками сумеречной зари на летящих облаках, желание лететь вместе с ними на тройке по заснеженным просторам — вот темы иных его стихов о зиме, таких как «Ноябрь», «Я люблю». Или «Весенний романс» — краткий шедевр конца зимы, ожидание скорой весны и новой влюблённости.
Зато темы утраты былого, тоски о несбывшейся, невозможной любви можно считать лейтмотивом творчества Анненского, и это, несомненно, роднит его с общей тенденцией философии русских поэтов Серебряного века. Примерами здесь служат стихотворения «Минуты», «На воде», «Перед закатом», «Листы», «Невозможно» или «Сентябрь», пронизанные щемящей осенней грустью и воспевающие томительную ускользающую красоту утрат.
Применённые художественные приёмы
Анализируемое произведение написано литературным языком, богатым на выразительные средства. Ритмика и интонация меняются на протяжении стиха: чёткий строгий такт первых строк нарастает к концу второй строфы за счёт анафоры и обрывается при помощи восклицательного знака, меняясь на более мягкий и распевный рисунок второй части «Снега».
В этом стихотворении Анненский использует следующие литературно-художественные приёмы:
- Размер — анапест, трёхсложный с ударением на третий слог, причём в нечётных строках по семь слогов, а чётные короче — по шесть;
- Рифма — перекрёстная, из четырёх строчек строфы первая рифмуется с третьей, вторая — с четвёртой;
- Олицетворение — снег описан как живое существо, он «ложится усталый» и «ослабелый от нег»;
- Анафора — во второй строфе три строчки начинаются с одного местоимения «этот»;
- Эпитеты — много разнообразных оригинальных ярких определений, например, лёд «нищенский» и «заплаканный»;
- Сравнение — сны «словно стада в тумане».
Искусное владение этими выразительными средствами русского языка позволяет поэту виртуозно описать широкую гамму чувственных состояний — от усталости и безысходности до неистребимой любви к жизни и надежды на лучшее.
Интерес к необычайно тонкой, изящной и образной лирике Иннокентия Анненского неуклонно растёт с годами. Загадочная недосказанность его поэзии, как и малочисленность достоверных сведений о его биографии, привлекают современных исследователей и ставят перед ними серьёзную задачу — оценить наследие творческого, талантливого и высоконравственного человека, выделить для него достойное место в истории великой русской словесности.