Стихотворение «Осень» создано Лермонтовым в 1828 г., но было опубликовано лишь в 1889 г. в посмертном собрании его сочинений.
Возможно, это произведение не обладает поэтическими достоинствами, присущими более поздним стихам Михаила Юрьевича, однако оно представляет для русского человека непреходящую ценность как нечаянный взгляд в душу совсем юного поэта. Начинать анализ стихотворения «Осень» Лермонтова следует с изучения истории его появления.
История создания
Краткий анализ стиха Лермонтова «Осень» проводится в 3—5 классе. Ученикам можно предложить следующий план разбора:
- История создания.
- Жанровая принадлежность стихотворения.
- Тема и идея.
- Художественные средства (стихотворный размер, эпитеты, метафоры, синтаксические особенности).
Что видели глаза четырнадцатилетнего юноши, когда в его душе складывались первые поэтические строки? В «Осени» Лермонтова, как в акварельном рисунке, отразились впечатления детских и отроческих лет поэта. Ему приходилось проводить много времени в родовом поместье бабушки в Тарханах Пензенской губернии. Возможно, именно там, одиноко прогуливаясь по бескрайним черноземным полям, лугам и перелескам, молодой и замкнутый поэт наблюдал, как меняется природа, как трудятся крестьяне на полях.
Что тяготило его душу, когда он записывал эти строки в тетрадь? Скорее всего, тревога о том, что ждет его в будущем, а также гнетущие отношения в семье. Мальчик лишился матери в раннем возрасте, а затем был отнят у отца и воспитывался строгой бабушкой.
Несомненно, Лермонтов любил ее, однако запрет на общение с отцом вызывал в душе подростка бунтарские чувства. Стихотворный набросок «Осень» является своеобразной иллюстрацией этих противоречивых эмоций.
Жанр произведения
Многие исследователи соглашаются, что стих Лермонтова «Листья в поле пожелтели…» является незаконченным — в тетради вырвана следующая страница. Наиболее вероятным кажется, что известный поэт задумывал написать целую осеннюю элегию в духе романтизма, которому присущи печальное и унылое восприятие мира, пессимистическое настроение.
Позже Лермонтов часто подражал немецким и английским романтикам, находясь под сильным влиянием Гете, поэтому «Осень» можно считать одной из первых попыток быть причисленным к сонму лермонтовских романтических кумиров.
Тема и идея
Немного можно найти таких печальных стихотворений об осени, как это произведение Лермонтова. Поэт будто смотрит на всю нежную, грустную, поникшую и увядшую красоту осенней природы, замечает приметы наступающего сезонного затишья, вдыхает воздух родной земли. Вдохновившись, он пишет это лирическое и по-романтически грустное творение.
В «Осени» Лермонтова нет золотых красок, дивной красоты и роскошного убранства, как у А. С. Пушкина или любого другого писателя.
Просто удивительно, с каким мрачным чувством описывает автор картину окружающего мира. Основная мысль произведения — печальная картина увядания живой природы.
Главная идея — единение чувств лирического героя (с которым отождествляет себя автор) и унылой картины окружающей его природы.
Художественные средства
Какими приемами выразительности воспользовался автор, чтобы создать незабываемый психологический пейзаж? Анализ стихотворения Лермонтова «Осень» следует начать с рассмотрения метафор, эпитетов, олицетворения.
Лермонтову удается кратко и емко уловить, как выглядит осень в разное время суток. Например, полдень: «уж не любит, меж цветов, пахарь отдыхать порою от полуденных трудов». Он подчеркивает, что время безвозвратно прошло и его не вернуть — пахарь больше не будет отдыхать среди цветов на поляне, урожай собран, поэтому нельзя наслаждаться видом золотого от пшеницы поля.
Осень ночью совсем другая: «ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит». Дни становятся короче, а ночи длиннее, густой туман покрывает землю, из-за чего месяц становится все бледнее и бледнее…
Автор скучает по летним дням, когда солнце не скрывает своего света, по коротким ночам с ясной луной.
Эпитеты и метафоры
Настроение стихотворения «Осень» можно отнести как к картине природы, так и к внутреннему состоянию человека. Эпитеты «мрачная», «поникшая», «тусклый» — все это до глубины личное и острое принятие осени лирическим героем. Для него это смерть, увядание, печаль. Также М. Лермонтов использует эпитеты:
- «поникши ели»;
- «зелень мрачная»;
- «нависшая скала»;
- «полуденные труды»;
- «зверь отважный».
Эпитеты помогают прочувствовать атмосферу, всю мрачность и неприветливость осени. Даже «зверь отважный поневоле, скрыться где-нибудь спешит». Метафоры представляют открывающуюся читателю картину природы одухотворенной, загадочной:
- «месяц поле серебрит»;
- «ели зелень мрачную хранят».
Олицетворения и синтаксические приемы
В первом четверостишии автор пользуется олицетворением в качестве художественного приема: «поникши ели зелень мрачную хранят». Деревья оживают перед нами в образе неких суровых стражей, которые грозят бедой святотатцу, решившему нарушить покой их мрачных ветвей.
«Листья кружатся и летят» — листья представляются читателю подобными птицам, они беспокойны и не могут найти себе приюта. Это добавляет ощущение уныния, отчаяния.
«Зверь отважный поневоле…» — яркий образ живого существа, загнанного в угол страхом и отчаянием, несмотря на присущую ему храбрость.
Завершить краткий анализ стихотворения «Осень» можно, обратив внимание на структурное своеобразие и строение предложений. Лермонтов широко использует инверсии: «Листья в поле пожелтели…», «зверь…скрыться спешит», «сквозь туман лишь серебрит». Благодаря обратному порядку слов глаголы переносятся в конец строк и рифмуются, чем достигается певучесть и ритмичность.
Произведение состоит из четырех четверостиший и написано четырехстопным хореем. Лермонтов использовал перекрестную рифму и из-за этого ритм стиха легкий. Кроме того, ощущается своеобразный внутренний ритм за счет вспомогательной безударной стопы.