Великий русский поэт Сергей Александрович Есенин заслуженно считается уникальным творцом отечественной литературы, воспевшим русскую природу во всей ее красоте и многообразии. Несмотря на то что сам автор не питал любви к своему раннему творчеству и этому произведению, анализ стихотворения «Поет зима — аукает» Есенина показывает, что творение поэта — истинный литературный шедевр.
История создания и жанр
С творчеством Сергея Есенина большинство знакомы еще со школьной скамьи — сколько сочинений, конспектов и даже кроссвордов было написано и составлено на уроках в классе в период изучения наследия поэта, ведь оно поистине огромно.
«Поет зима — аукает» Сергей Александрович написал в 1910 году — на заре своего творческого и жизненного пути в пятнадцатилетнем возрасте. Для раннего периода творчества поэта характерно обилие лирических произведений, уже пропитанных его глубочайшей любовью к родной природе и жизни в целом.
По реалистической подаче, интонации и слогу стих созвучен с творчеством поэтов Никитина и Кольцова, писавших о крестьянской жизни. Самого Есенина впоследствии отнесут к новокрестьянским авторам, которые тоже были выходцами из простой народной среды.
Скепсис Сергея Александровича по отношению к произведению пейзажной лирики был связан с отсутствием сюжетной линии, однако, оно в полной мере компенсируется высокой художественностью, глубоким смыслом и музыкальностью авторского слога.
Иллюстрация крестьянского дворика и картинки природы глазами наблюдателя и есть сюжетная линия стихотворения «Поет зима — аукает».
Анализ лирического стихотворения подразумевает выявление лирического героя. Этот персонаж в произведении есть, пусть и незримый, но он эмпатически настроен к озябшим маленьким птичкам, которые инстинктивно держатся вместе, чтобы пережить разгул стихии. Только одухотворенный и добрый сердцем человек способен сопереживать и видеть не только черное и белое, но и полутона — красоту родного края и его природы именно в ее разнохарактерном воплощении.
Композиция произведения
Драматургически стих построен на контрастном соотношении беспощадной суровой зимы и ласковой теплой весны. Однако зимний образ предстает перед читателями разноплановым, претерпевая эволюцию от матери, которая, словно дитя в люльке, «баюкает лес» до незнающей жалости стихии, имеющей власть над самой жизнью.
Противопоставление зимы и весны в стихотворении сродни противостоянию добра и зла, где роль последнего отводится двуликой зиме. Она выступает суровой и беспощадной, наводящей некий ужас своей страшной красотой и силой.
В образе же жизни всего живого, в том числе и людей, у Есенина в произведении выступают жмущиеся друг к дружке воробушки, «пташки малые», в которых теплится надежда на счастливый приход весны и на взаимное тепло.
Композиционный анализ стихотворения «Поет зима» позволяет выделить в произведении 3 смысловые части:
- картина зарождения вьюги, метелица
- кульминационный «бешеный рев» вьюги
- мечты о скором наступлении весны
Линейная композиция произведения передает постепенность естественного хода жизни — неумолимое наступление суровых холодов и последующее оживление природы с наступлением весны. Философский посыл стихотворения Есенина выходит за рамки одной лишь природы и охватывает сферы добра и зла, жизни и смерти.
Художественные приемы
Стихотворение Есенина изобилует средствами художественной выразительности и пронизано символикой литературного языка.
Чтобы тонко и красочно передать многогранный облик зимы, поэт использует неологизм «стозвон». В словосочетании «стозвоном сосняка» автор мастерски передает величественную красоту русской зимы. Создавая рисунок многоликой зимы, поэт прибегает к приему олицетворения для каждого из ее воплощений: «поет зима», «зима аукает», «зима баюкает», «метелица стелется шелковым ковром», «вьюга сильнее злится».
Благодаря художественным приемам автор смог добиться яркого выражения зимы в трех ипостасях:
- убаюкивающая, словно мать
- красавица — метелица
- беспощадная неукротимая вьюга
Многочисленны в произведении Есенина эпитеты, такие как: «ковром шелковым», «мохнатый лес», «глубокая тоска», «седые облака», «воробышки игривые», «пташки усталые», «пташки голодные», «бешеный рев», «вихри снежные», «пташки нежные», «ясная весна», «прекрасная весна».
С помощью эпитетов достигается эффект противопоставления и контраста в произведении, а богатое применение и искусное сочетание автором разнообразных литературных троп создает в стихотворении неповторимый запоминающийся образ зимней природы и косматого леса.
Поэтический талант Есенина раскрывается в произведении и в метафорах: «облака плывут с тоской глубокою», «мохнатый лес баюкает», «стозвоном сосняка», «вьюга стучится и злится», «дремлют пташки».
Чтобы донести до читателя тему дуализма русской природы, автор использует олицетворения и сравнения: «как детки сиротливые», «вьюга злится все сильнее», «метелица стелется шелковым ковром», «зима поет, аукает и лес баюкает».
С помощью приема антитезы Сергей Александрович умело расставил контрасты в стихотворении. На приеме противопоставлений строятся образы пташек и вьюги, вихрей и весны. Музыкальность интонации стиха придают инверсии, примененные автором: «пташки малые», «вихри снежные», «ревом бешеным», «детки сиротливые», «ставням свешенным», «ковром шелковым», «тоской глубокою», «страну далекую».
Символика и ритм
Стихотворный размер произведения Есенина «Поет зима» неслучайно выбран автором таким необычным. Сочетая в шестистопном стихе параллельную и перекрестную рифмовку, поэт добивается эффекта схожести ритма стихотворения со звуками завывающей вьюги и метели. Нетривиальная строфика и ритмика являются средством художественной выразительности в этом литературном шедевре, наравне с эпитетами и метафорами.
Сергей Александрович использует двусложный четырехстопный ямб с пиррихием. Наряду со спокойной общей интонацией произведения и отсутствием восклицаний и вопросительных предложений, такой размер стихосложения создает ощущение безжизненности и мрачности в период царствования зимы.
В произведении присутствует намеренная сбивка стихотворного ритма, которая, как виртуозный прием художественной выразительности, помогает передать смену настроений зимы от тихого пения колыбельной и до устрашающего рева.
Есенин в стихотворении словно показывает, что природные силы нужно принять, как данность и покорно переждать суровое холодное время. Красота зимы соседствует с ее зловещей стороной, что отображается в тексте произведения контрастными эпитетами: «стозвон сосняка» зимы и «шелковые ковры» метели сменяются в кульминационной строфе «бешеным ревом» вьюги.
Интересным и очень символичным автор умело создает образ воробушков. С помощью приема сравнения Есенин сопоставляет птичек с «детками малыми», подчеркивая невинность и беззащитность этих созданий матери — природы. Неслучайно поэт выбирает именно маленьких птиц, которым гораздо сложнее пережить холода, нежели их крупным и окрепшим собратьям.
Кроме того, писатель намеренно обращается к образу воробья — серой и неприметной птички, как символу простого человека из народа, который истинно любит свою родину. Как эти маленькие птички стойко зимуют на родимой земле и не стремятся в теплые края, так и русский крестьянин, согласно замыслу автора, ни на что не променяет своей родной сторонушки.
Музыка на стихотворение
Стихи невероятно талантливого и безвременно ушедшего Сергея Александровича Есенина становились и продолжают становиться литературной основой для прекрасных музыкальных произведений. К творчеству поэта зачастую обращаются именно одаренные музыканты, которых наравне с замечательным русским поэтом называют великими.
Одним из таких великолепных русских музыкантов, так же как и Есенин, любящим и воспевающим красоту России во всей ее неоднозначности, является композитор, пианист и общественный деятель Георгий Васильевич Свиридов.
Наравне с бесподобным русским поэтом, Георгий Васильевич в своих музыкальных, хоровых и инструментальных шедеврах, кантатах обращается к теме русской природы, простого крестьянского быта и фольклорной основе. Свиридов был основоположником и ярким представителем такого направления, как «новая фольклорная волна», его творчество самобытно, наполнено творческой глубиной и философским смыслом.
Творчество Георгия Свиридова и его значение для русской культуры сопоставимо с поэтическим наследием Есенина на литературном поприще. Интересно, что композитор оставил в истории и свой писательский труд — книгу «Музыка как судьба».
Апогеем соединения музыкального творчества Георгия Васильевича и стихов неподражаемого поэта является вокально-симфоническая поэма композитора «Памяти Сергею Есенину», включившая в себя 9 стихотворений и отрывков разных периодов творчества писателя. В поэму, в качестве названия ее частей, вошли:
- «Край ты мой заброшенный»
- «Небо как колокол»
- «Ночь под Ивана Купала»
- «Крестьянские ребята
- «Молотьба»
- «Я-последний поэт деревни»
- «Поет зима».
Таким образом, талантливейшее произведение Сергея Есенина, созданное поэтом в столь юном возрасте, получило такую степень народного признания, что явилось не только прекрасным поэтическим памятником поэту, но и послужило литературной основой гениальному музыкальному творению.