Анализ стихотворения Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете»

Стихотворение Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете» Анализ стихотворений

Анализ стихотворения Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете», которое было написано в начале войны, проводится на уроках литературы в пятом классе. Константин Михайлович является одним из самых любимых народом поэтов военных лет. Презентация его стихов всегда оказывает на аудиторию неизгладимое впечатление. Их невозможно читать без слёз.

Поэт войны

Константин Симонов оказался на фронте с первых дней войны. Будучи военным корреспондентом, он всегда старался попасть в самую гущу событий, оказаться на передовой — там, где ценой крови и неимоверных жертв ковалась победа. В этом качестве он побывал на всех фронтах, вместе с солдатами испытал горечь поражений первых военных лет, позор отступления, радость первых побед над врагом и триумфальное взятие Берлина.

Константин Симонов

Симонов не прятался от вражеских пуль, не отсиживался в укрытиях, поэтому его стихи отличаются высокой художественной правдой. Им веришь безоговорочно. Благодаря этому он стал одним из самых любимых поэтов, сумевших воспеть подвиг советского народа в годы войны.

Солдаты очень любили его стихи, переписывали их от руки, учили наизусть. Особенно пронзительными, переворачивающими душу были строки, написанные о самых первых и самых страшных днях и месяцах войны. Одним из таких произведений стало стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете».

Сюжет стихотворения

История, рассказанная поэтом, проста и страшна, как сама война. Это история загубленного детства, украденного у миллионов советских детей жестокой и беспощадной бойней, развязанной фашистской Германией.

В основе сюжета лежит рассказ о вывезенном из-под Брестской крепости мальчике, сыне майора, служившего на границе в войсках, принявших на себя первые страшные удары гитлеровской армии. Автор не уточняет, при каких обстоятельствах удалось эвакуировать ребёнка из этого ада. В первой части стихотворения он просто делится впечатлениями от увиденного — отец вывез из окружения сына на лафете разбитой пушки. Трагизм ситуации мастерски подчёркивается выразительными деталями, которые использует Симонов:

Мальчик спал на лафете

  1. На лафете. Отступающие советские войска, окружённые в первые дни войны, пробивались к своим с боями, не сдаваясь до последнего патрона. Артиллеристы сумели вывезти из окружения пушку, у которой «был исцарапан пулями лафет». Через что довелось пройти этим воинам, если отцу мальчика казалось, что во всём мире нет для ребёнка надёжней места?
  2. Привязанный к щиту. Путь, проделанный отступающими войсками, был долгим и мучительным для всех, но особенно для ребёнка, который ехал на лафете, «привязанный к щиту, чтоб не упал». Раненый отец-солдат привёз мальчишку на лафете разбитого орудия, сумев сохранить самое дорогое ему существо в жестокой мясорубке первых дней войны.
  3. Прижав к груди заснувшую игрушку. Ребёнок тоже сумел спасти маленький кусочек своей прошлой и невозвратной довоенной жизни. Можно сказать, защитил хоть что-то из того, что было ему дорого. Пусть даже это всего лишь игрушка.
  4. За десять лет… Всего несколькими словами автор сумел описать страшную личную трагедию майора и его сына, разыгравшуюся на фоне трагедии общей, всенародной. Гибель на войне солдат как бы подразумевается условиями реальности. Но гибель мирного населения — женщин, детей, стариков — это, пожалуй, самое страшное, жестокое и несправедливое проявление войны: «Погибла мать. Сын не простился с ней». Отняв у ребёнка самого родного и близкого человека, его лишили возможности даже проститься с ним. Это тяжкое и непосильное бремя даже для взрослого человека. Недаром Симонов написал, что первые десять дней войны зачтутся мальчику за десять лет.
  5. Седой мальчишка на лафете спал. Самое сильное и страшное место в стихотворении. Ребёнок, голова которого седа, мирно спит на лафете разбитой в жестоких боях пушки, обняв игрушку — маленький осколок собственного детства. Это наиболее впечатляющий образ стихотворения.

Неизвестно, был ли реальный прототип у героя стихотворения. Однако случай этот вполне типичный для первых дней долгой и кровопролитной войны.

Чувства автора

Во второй части стихотворения автор описывает собственные эмоции, испытанные им при виде поседевшего ребёнка. Находясь в рядах бойцов, отправляющихся на фронт, он ещё не представляет себе, что такое война. Этот мальчик знает о войне гораздо больше его. Он видел её жестокость, грязь и боль. Он знает, что такое страх и смерть.

Проснувшись, ребёнок машет рукой уходящим на фронт солдатам. Они уже никогда не смогут забыть этого напутствия от седого мальчишки, пережившего то, чего не должен никогда переживать ни один ребёнок на свете. Через это им ещё только предстоит пройти.

Автор вместе со своим лирическим героем отчётливо осознаёт, что ему уже никогда в жизни не забыть этого мальчика и не успокоиться до тех пор, пока ребёнок не вернётся на родную землю, отнятую у него войной. Вместе с автором каждый солдат, читавший это стихотворение, чувствовал, что теперь его дом не там, где он жил прежде, а «там, где отнят у мальчишки он». Он будет до последнего вздоха бить ненавистного врага, пока не стихнут последние залпы орудий, возвестив о гибели фашизма.

Стих «Майор привёз мальчишку на лафете»

Стихотворение оставляет неизгладимый след в душе человека, прочитавшего его. Оно будило в людях чувства, зовущие на борьбу с захватчиками:

  • патриотизм;
  • ненависть к врагам;
  • стремление к победе;
  • желание защитить всех детей, чьё детство опалила война.

Сила художественного воздействия этого произведения огромна. Это было самое убедительное и действенное воззвание к борьбе за право каждого ребёнка на спокойное счастливое детство, призыв отдать все силы, чтобы вернуть то, что было отнято захватчиками, и отомстить им за все ужасы войны, которые пришлось пережить всему советскому народу.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector