Анализ и история создания стихотворения «Зима недаром злится»

История создания Анализ стихотворений

В 1836 году Фёдор Иванович Тютчев написал произведение, в котором выразил всю глубину любви к природе и продемонстрировал философское восприятие жизни. В рамках школьной программы краткий анализ стихотворения «Зима недаром злится…» учащиеся выполняют во втором классе. По заданию учителя ребята делают самостоятельный разбор, составляют конспект и заполняют читательский дневник.

История создания

Ф. И. Тютчев написал поэтические строки о зиме, которая злится, в период, когда у его таланта уже были почитатели. Произведения автора публиковались в журналах, и публика ждала их появления с нетерпением. У поэта уже был свой почерк, по которому его лирику можно было безошибочно отличить от творчества других мастеров. Каждое произведение — как красочный рисунок. Особенности, которые отличали стихи Фёдора Ивановича:

  • охват нескольких тем в рамках одного произведения;
  • лёгкость, воздушность повествования;
  • выраженная любовь к природе;
  • раскрытие глубоких тем;
  • присутствие философских размышлений.

Особенности композиции

Все эти черты есть в стихотворении «Зима недаром злится…». Автор написал его, когда был влюблён в Эрнестину Дёрнберг.

Женщина была замужем, а Фёдор Иванович женат, но это не мешало обоим испытать возвышенные чувства.

Поэт ощущал эмоциональный подъём, который нашёл отражение в образе Весны.

Основная тема

Жанровая принадлежность

Главная мысль и идея произведения в том, что смена сезонов — прекрасное явление, хотя для многих оно привычно. В событии, которое повторяется каждый год, автор сумел увидеть сказку, скрытую от большинства людей. Зима и весна в его строках — это не просто сезоны, а яркие живые образы, выписанные так тщательно, что стих похож на картину. Повествование ведётся от имени лирического героя, который называет холодное время года «ведьмой злой». Он рад, что ворчливой старухе, хоть она и старается создать помехи Весне, скоро придётся уйти.

Весенняя пора в стихотворении Тютчева представлена в образе молодой красавицы.

При вдумчивом изучении произведения открывается философский смысл. Можно провести параллели с реальной жизнью: всё старое когда-то отживает свой век, и ему на смену приходит свежая и смелая молодость. Добро побеждает зло, безобра́зное уступает под натиском красоты, а обновление приходит на смену застою.

Особенности композиции

У стихотворения кольцевая композиция. Оно начинается описанием весны, которое выглядит как иллюстрация, и им же заканчивается. В стихотворении 4 части. Вот их краткое содержание:

Зима недаром злится

  • Первая. Автор рассказывает о приходе Весны. Юная красавица стучит в окно и «гонит со двора» ворчливую зиму.
  • Вторая. Она состоит из описания проснувшейся природы. Жаворонки начали трезвонить, всё живое засуетилось и обрадовалось.
  • Третья. Лирический герой Тютчева говорит про Зиму так, что читатель видит чёткую картинку. Старуха ворчит и хлопочет, но молодость уже вступает в свои права, и с ней сложно тягаться. Соперница убегает, унося с собой холода, но не желает отступать просто так, а бросает в Весну снегом.
  • Четвёртая. В этой части пришедшее на смену Зиме время года предстаёт в образе румяной девушки. Весна с каждым днём становится прекраснее и расцветает, несмотря на недовольное ворчание. «Ведьма злая» — так говорит Тютчев про Зиму.

Жанровая принадлежность

Жанр стихотворения Фёдора Ивановича — пейзажная лирика. Все строки произведения посвящены природе, которую красочно описывает автор. При этом стихи похожи на добрую сказку, на что указывают следующие признаки:

  • Зима и Весна — не просто названия времён года, а имена героинь, потому что автор употребляет их с заглавной буквы;
  • у обеих есть характеры;
  • явления природы в произведении оживают.

В качестве стихотворного размера Тютчев выбрал ямб. Творение состоит из 5 четверостиший. Виды рифмовки:

  • Мужская. Вон — трезвон, ворчит — шумит.
  • Женская. Злая — убегая, хлопочет — хохочет.
  • Точная. Пора — двора, злится — стучится.
  • Неточная. Мало — стала.

Первая строка зарифмована с третьей, а вторая — с четвёртой. Такой способ называется перекрёстным.

Средства выразительности

В стихотворении о зиме проявилось умение Тютчева подчёркивать красоту природы с помощью разнообразных средств выразительности. Автор применил такие художественные приёмы:

  • Олицетворения. Весна «стучится» в окно, «умывается» снегом, а Зима «злится», «хлопочет» и «ворчит». Героини ведут себя как люди.
  • Метафоры. «Прекрасное дитя», «ведьма злая».
  • Гиперболы. «Наперекор врагу», «взбесилась».
  • Аллитерация. Повторяющиеся согласные «н» и «з» подчёркивают звучность птичьего гомона, который подняли жаворонки в небе. Чтобы передать весенний шум, автор несколько раз применяет звуки «щ», «ч», «ш», «х». Зима «хлопочет» и «ворчит», ведь её пора «прошла», а Весна «хохочет» и «шумит».

Чтобы передать оживление и суету, поэт употребляет множество глаголов.

Они задают ритм произведению и показывают, какой шумной и весёлой выглядит борьба главных героинь.

Автор статьи
Алексей Гузанов
Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы.
Задать вопрос
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

4 + 2 =

Adblock
detector