Бессмертные творения Гавриила Романовича Державина и по сей день побуждают восторгаться его талантом. Поэт запомнился в истории художественной литературы как основатель автобиографического направления поэзии, в котором восхваляется собственная уникальность. Доказательством этому служит стихотворение «Памятник» Державина и его анализ, который проходят по плану в старших классах. Благодаря тому, что детям кратко рассказывают о таланте русского поэта, ученикам проще подготовиться к сдаче ЕГЭ.
История создания
Название стиха Державина ассоциируется с нерукотворным шедевром, который был «воздвигнут» Александром Сергеевичем Пушкиным. Однако мало кто знает, что аналогичные творения есть и у других великих гениев русской литературы – М.В. Ломоносова, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Карамзина.
Год написания произведения Державина – 1795 г. В это время Гавриил Романович был уже зрелым 52-летним мужчиной, который со всей ответственностью относился к занимаемой должности – президент Коммерц-коллегии в Петербурге. Пост отнимал у него много времени, но это не мешало поэту заниматься любимым делом – писать.
Стих был создан в период, когда автор подводил итоги своего литературного и жизненного путей. Благодаря переосмыслению своего опыта, Державин пытался понять, какое место он занимает в литературе, обществе и жизни. Эти размышления стали первым шагом к созданию шедевра. Однако появился он после того, как автор познакомился с бессмертным произведением древнеримского творца Горацио.
Анализ стихотворения «Памятник» показывает, что произведение Гавриила Романовича — вольное толкование оды, написанной древнегреческим поэтом Горацием более 2000 лет назад. В его творении воспевался истинный художник и великий творец. Описанные в стихе Горация бессмертие поэта и величие его произведений были близки идеям Гавриила Романовича.
Это и стало основным поводом того, что Державин — первый поэт отечественной литературы, который восхваляет собственный талант и заслуги.
Тематическое направление
Стихотворение Державина «Памятник» и его анализ показывают, что основная тема произведения – бессмертие поэзии, которая живет в памяти и сердцах нескольких поколений.
В творении автора можно прочитать его размышления о том, какое влияние оказывает литературное искусство на общество, какое признание и любовь может получить создатель за свой талант от современников и будущих потомков.
По убеждениям Гавриила Романовича, только литература играет решающую роль в воспитании человека и формировании его нравственности. Чтение поэзии и других литературных направлений помогает:
- Рассмотреть и полюбить прекрасное.
- Стремиться к развитию в духовной сфере.
- Искоренить в себе порочные нравы.
- Научиться стать мягкой и гуманной социальной личностью.
Отличительная черта всех творений Державина – искренность, которая открыто демонстрируется в стихотворении «Памятник». Поэт акцентирует внимание на том, что каждого творца характеризуют честность и открытость, но не только по отношению к народу. Эти качества также должны распространяться и на представителей власти.
В стихотворении есть упоминания и о заслугах Гавриила Романовича перед отечественной литературой.
Структура и композиция
Текст стихотворения представлен пятью строфами. В каждой из них присутствуют сложно построенные предложения. Такой прием используется автором для акцентирования внимания на серьезности его слов и их смысла.
В первой строфе все внимание уделяется бессмертию поэзии. Произведения, объединенные этим литературным направлением, способны пережить все, даже самый прочный монумент. Последующие строфы передают размышления Державина о собственном творчестве и его значимости. Завершает произведение обращение автора к Музе – покровительнице поэзии.
Стихотворение структурировано в виде монолога, так как повествование идет от первого лица. Значимость каждого слова и выражения подчеркнута большим количеством личных местоимений.
Жанр произведения
Стихотворение Державина написано в жанре оды. Ее характерные черты – неторопливость, отвлечение от окружающей суеты. Текст творения излагается шестистопным ямбом. Сложный стихотворный слог в сочетании с монотонностью подчеркивается перекрестной рифмовкой.
В сравнении с другими аналогичными автобиографическими повествованиями, стихотворение Гавриила Романовича наполнено оригинальными поэтическими мыслями. Они в большей степени схожи с первым творением древнегреческого поэта Горация, но с добавлением реалий жизни автора и его собственных мотивов.
Используя разные средства и приемы, автор обращается к читателю. Повествование передает слова поэта о том, что каждый творец имеет право на собственное самоопределение, независимость и самобытность. Но понять, какова ценность его таланта, он может только через оценку и признание публики.
Художественные средства выразительности
Творение Г.Р. Державина содержит высокопарную интонацию, лексику и величественный, но неспешный ритм. Чтобы достичь такого эффекта, Гавриил Романович использовал разные средства выразительности:
- Высокопарные выражения: «возгордились», «дерзнул», «тлен», «чело».
- Эпитеты: «быстротечный», «вечный», «чудесный».
- Метафоры: «зарёй бессмертия», «времени полет».
- Гиперболы: «металлов тверже он и выше пирамид».
- Инверсии: «и презрит кто тебя».
- Олицетворения: «ни времени полет не сокрушит», «ни гром не сломит».
Сравнение Пушкина, Державина, Горация
Каждый из авторов через свои произведения возвел бессмертный памятник. Несмотря на схожесть в тематической линии, композиции и воспевании заслуг творцов, есть и явные различия между одами.
Краткая таблица сравнения: Три «Памятника» литературы.
Гораций | А.С. Пушкин | Г.Р. Державин | |
Год написания | 2 тысячи лет назад | 1836 год | 1795 год |
Акцентирование внимания | Творчество и его правдивость | Роль поэта, через которую он позиционируется как гражданин и гуманный человек | На роле человека и поэта, но не только как «творца», также и как «придворного» |
Заслуги автора в произведении | Поэтические способности | Гуманизм, свободолюбие, оппозиция существующему строю | Смелость говорить о высших духовных ценностях |
Так можно понять, что каждый создатель имел свои определенные ценности и выражал их в своем творении. Мысли и убеждения Горацио расходятся с пониманием Державина в 18 веке, который ценил свои художественные достижения и близость к правящему слою.
А если говорить о художнике 19 века, о Пушкине, то он выдвигает на первое место нравственные и общественные достижения своего творчества, воспевая идеал не только творца, но и нравственной личности.