Разбор сказа П. Бажова «Серебряное копытце» для читательского дневника

Сказ П. Бажова «Серебряное копытце» Читательский дневник

Уральские сказы увлекают взрослых и детей в мир старинных преданий. Они изложены простым языком, отражают надежды и быт русских людей во время крепостного права. Среди таких книг ярко выделяется произведение Павла Бажова «Серебряное копытце». В читательский дневник школьникам нужно написать характеристику и краткое содержание сказа. Информация помогает ученикам подготовиться к пересказу и сделать выводы.

История создания

Павел Петрович Бажов — талантливый интерпретатор уральского фольклора. В своих произведениях, которые написаны в стиле русских народных сказок, автор сочетал элементы реальности и фантазии. Литературные работы писателя учат мудрости, доброте, милосердию. В основу сказа о копытце лег фантастический образ. Когда-то ходил по Уралу серебряный олень — хранитель богатств. Аналогией ему в народных преданиях служат «лось — золотые рога» и «козел — серебристое копытце».

Серебряный олень

Олень (косуля) стал одним из самых поэтичных образов, созданных Бажовым. В предании говорится, что ему поклонялись финно-угорские племена. Рогатая голова лося (оленя, косули) — символ неба. На рогах лесной житель нес солнце, не касаясь копытами земли, которая была скверна для него.

На капищах шаманы укладывали священные серебряные блюда. На них лось мог опускаться, чтобы постоять на земле. В большом количестве такая посуда выменивалась жителями Урала на пушнину через татарских купцов. Наследие сохранилось, лучшая его часть вошла в коллекцию иранского серебра в Эрмитаже. Есть мнение, что от этой легенды и пошло в народе название Серебряное копытце. Священный олень касался копытами серебра, монет и драгоценных камней, которые лежали на блюдах в качестве даров для животного.

Впервые произведение было опубликовано в 1938 году в альманахе «Уральский современник». В 1942 году его отредактировали для сборника «Ключ-камень».

В сказе выделяется одна сюжетная линия, близкая к волшебной бытовой сказке. Фантастические события разворачиваются в привычных для героев условиях.

Персонажи произведения

Сказ читают вслух тихо, задушевно, немного грустно. Повествование ведется от лица заинтересованного рассказчика, который передает читателям сочувствие к простым обездоленным людям, вынужденным работать на приказчика до глубокой старости. Постепенно читатели знакомятся с главными героями «Серебряного копытца»:

Кокованя мудрый и заботливый дед

  1. Кокованя. Мудрый и заботливый дед, оставшийся без семьи. Мечтал усыновить мальчонку и обучить своему мастерству. Умелый охотник, по характеру добрый и веселый, мастер сказывать сказки. Необычное имя персонаж получил от слова «коко», что в словаре пермских говоров обозначает «горевать», «печалиться».
  2. Даренка. Осиротевшая девочка пяти-шести лет, которую Кокованя взял на воспитание вместо мальчика. Рассудительная, трудолюбивая, мечтательная. Умеет вести хозяйство. Хочет увидеть волшебного козла, рассказы о котором услышала от дедушки.
  3. Муренка. Бурая кошка девочки, которая тоже живет в доме Коковани. Все понимает, по-своему разговаривает (мурлычет).
  4. Серебряное копытце. Волшебный козел, который стал другом Муренки. Осторожный, всегда уходит от преследования.

Краткое содержание сказки

Старый охотник Кокованя остался один и надумал взять сиротку. Выбор пал на Даренку — маленькую девочку, которая недавно осиротела. Девочка согласилась идти к нему в дом только со своей кошкой Муренкой. Кокованя не был против. Они стали жить втроем, у каждого были свои обязанности. Кокованя работал, Даренка хлопотала по хозяйству, Муренка ловила мышей.

Вечером маленькая семья собиралась за ужином

Вечером маленькая семья собиралась за ужином, и старик рассказывал сказки. Одну из них, о волшебном козле по прозвищу Серебряное копытце, Даренка любила больше других. Она очень хотела увидеть лесного жителя, из-под копыта которого появляются самоцветы. Кокованя тоже верил в то, что козел существует, и очень хотел встретиться с ним.

На зиму старик планировал переехать в балаган у покосных ложков. Там и зверя можно пострелять, и заветного козлика вычислить. Даренка уговорила взять ее с собой, а Муренка сама их догнала. Стали они жить дружно, но вскоре Кокованя насолил много козлиного мяса, его нужно было отвезти в город. С согласия девочки он собрался домой на два или три дня. Даренка с Муренкой на хозяйстве остались.

Днем были дела, а вечером девочка скучала. В первый вечер она услышала топоток по стенам, но ничего не увидела. Во второй вечер увидела козлика, готового топнуть передней ножкой. В третий вечер пропала Муренка. Даренка выглянула в окно и увидела, что кошка играет с козликом. Вышла девочка из дома, чтобы поближе посмотреть, а ночной гость запрыгнул на крышу и стал бить копытцем. На ту пору и Кокованя вернулся. Застыл старик в изумлении, глядя на радужные самоцветы. Их становилось все больше.

Козлик начал стучать копытцем

Снял Кокованя шапку и стал складывать камни. Однако Даренка попросила дедушку до утра не собирать драгоценности, чтобы посмотреть, как такая роскошь будет сиять на солнце. Вскоре волшебство исчезло. Пропал навеки козлик, а вместе с ним и Муренка. Ночью повалил густой снег, после чего от былой россыпи самоцветов не осталось и следа.

Сколько потом ни искали Кокованя с Даренкой, ни камушка не нашли. Однако им и того, что старичок в шапку насобирал, до конца жизни хватило. В местах же, где происходили события, долгие годы люди находили хризолиты и другие камни.

Информация для читательского дневника

Краткий анализ и план сказки «Серебряное копытце» нужны третьеклассникам для заполнения читательского дневника и подготовки к уроку внеклассного чтения. К этой работе следует приступать после знакомства с текстом произведения. В конспекте необходимо отразить следующие вопросы:

Образ кошки в сказе «Серебряное копытце»

  1. История создания. Произведение написано в 1938 году по мотивам фольклора.
  2. Жанр. Сказ — народно-эпическое произведение, которое имитирует речь заказчика, повествует от его лица. Текст богат красочными описаниями, поговорками, пословицами.
  3. Тема. Добрые дела, вера в чудо. Только человек с бескорыстным сердцем и чистыми помыслами может стать свидетелем волшебства.
  4. Идея. Добро и бескорыстная помощь людям обязательно будут вознаграждены. Кокованю и его воспитанницу козлик одарил за их чистосердечие, доброту, легкое отношение к жизни.
  5. Проблематика. Человек не может быть счастлив в одиночестве. Ему нужен не только круг общения, но и семья, пусть даже приемная.

Образ кошки автор ввел в произведение специально. Гордые и независимые животные сопровождают людей более пяти тысяч лет, дарят им свою ласку и общение. Муренка кажется читателю волшебной. Она по-своему разговаривает с хозяевами, вторит им, поддерживает («Пр-равильно говоришь. Пр-равильно»). При обсуждении рассказа в классе ребятам предстоит выполнить пересказ «Серебряного копытца». План, на который можно опереться, может выглядеть так:

  1. Встреча Коковани и сиротки.
  2. Новая дружная семья.
  3. Дедушкины сказки.
  4. История о козлике.
  5. Жизнь в лесу.
  6. Отъезд Коковани.
  7. Долгожданное появление козла.
  8. Дружба лесного гостя и кошки Муренки.
  9. Щедрые дары нежданного гостя.

Сказ Бажова сочетает жанровые особенности волшебной и бытовой сказки. Действие происходит с обычными людьми в привычной для них обстановке. Волшебство совершают козлик, которого хотели увидеть герои, и кошка, впоследствии ставшая спутницей лесного обитателя. В произведении используются зачин, присказки, поговорки, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

То, чему учит сказка «Серебряное копытце», можно встретить и в других произведениях Павла Петровича Бажова. Автор акцентирует внимание на вопросах доброты, трудолюбия, проблеме одиночества, любви к животным. Другая важная мысль заключается в том, что успех и богатство приходят к тем, кто этого заслуживает, трудится, стремится к цели. Сказ учит любить окружающий мир, заботиться о близких, ценить природу и ее дары.

Олень запрыгнул на крышу и стал бить копытцем

Приводя ситуацию с шапкой, писатель подчеркивает, что не нужно брать больше положенного. Лишнее впрок не пойдет, им лучше поделиться без сожаления. К произведению хорошо подходят пословицы «Добро делай и добро жди» и «Кто людям помогает, тот и свои желания исполняет».

Сказочная история вызывает отклики в сердцах взрослых и детей. Красивым и неторопливым языком автор рассказывает историю о том, как главные герои заслужили награду за свои труды.

Отзывы о книге

Сказка Бажова о волшебном козлике — одна из моих самых любимых с детства. Проходили мы ее и в школе, разбирали, анализировали. Мне очень нравится, что Кокованя спокойный и рассудительный, а Даренка веселая и непоседливая. Муренка их объединяет, ласковая кошка. Жалко, что в конце произведения она пропала вместе с козликом.

Лиза, 14 лет, Красноярск

Потянуло меня на пенсии перечитать сказы Бажова, тут и внуки подросли, сидят рядом, слушают. Из всех произведений больше всего запомнилось про Полоза и Кокованю. Выдумщик был русский народ такие истории придумывать, да и земля уральская богатая, располагала к этому. Читаешь, думаешь, погружаешься в другой мир. Все заботы уходят.

Максим Иванович, 67 лет, Орел

Сказку о Даренке и Коковане знаю и люблю с детства. Книжка с красивыми картинками передалась по наследству дочери. Теперь ей задали написать в читательском дневнике свое отношение к прочитанному. Разобрали тему, легко и быстро заполнили основные пункты — автор, смысл, содержание, выводы. Любимый момент у нас — это когда Муренка деда с девочкой догоняла, чтобы с ними отправиться на зимовку. Кошка в этом произведении — уникальный, волшебный персонаж.

Вероника Б., 32 года, Екатеринбург
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector