Анализ комедии «Ревизор» Гоголя для читательского дневника

Комедия «Ревизор» Гоголя Читательский дневник

Перефразируя крылатые слова Н. В. Гоголя из «Мертвых душ», можно сказать: «Какой русский не знает «Ревизора»! С момента создания эта бессмертная комедия, увы, не потеряла актуальности. Те язвы общественной жизни, что так остро и зло высмеял великий писатель, имеют место и в нынешнее время. Краткое содержание «Ревизора» для читательского дневника позволяет лучше вникнуть в произведение и понять его смысл.

Ключевые характеристики

Работая над пьесой, Гоголь представлял ее, как «общественную комедию», затрагивающую актуальные проблемы жизни общества и государства. Ведь персонажи истории о мнимом ревизоре не частные лица. Они чиновники, представители власти, поэтому события, связанные с ними, захватывают много людей различных сословий. Это делает творение Гоголя подлинно народной комедией. В «Ревизоре» органичным образом переплетаются и юмор, и сатира. Драматург в каких-то эпизодах незлобно подсмеивается над своими героями.

Например, уже с самого начала пьесы автор всю мощь своего сатирического таланта обрушивает на власть имущих, на администрацию городка, где застревает Хлестаков. В то же время образы молодого, легкомысленного героя, жены и дочери городничего Гоголь описывает по большей части с юмором. При всей гротескности «Ревизор» является великим произведением критического реализма, главный принцип которого состоит в том, чтобы показать «типичного героя в типичных обстоятельствах». Используя этот метод, Гоголь:

  • смог поднять животрепещущие вопросы общественной жизни;
  • сумел так узнаваемо показать действительность;
  • продемонстрировал, что зритель безоговорочно верит в реальность происходящего на сцене.

Ощущая порочность существующих порядков, автор и сам понимает необходимость перемен. Это можно четко заметить, изучив краткое содержание «Ревизора» Гоголя для читательского дневника.

История создания

Сюжет комедии Гоголю подсказал Пушкин

Работа над «Ревизором» началась осенью 1835 года. По легенде сюжет комедии Гоголю подсказал Пушкин. Он рассказал историю про человека, оказавшегося в незнакомом городе, где местные власти по ошибке приняли его за ревизора. Высоко ценивший талант своего молодого приятеля Пушкин не сомневался, что Гоголь сумеет написать остросатирическую, злободневную комедию. Александр Сергеевич всячески подбадривал драматурга, особенно в момент, когда тот хотел бросить начатую работу, и с нетерпением ждал ее завершения.

В начале декабря 1835 года Гоголь закончил пьесу. 18 января 1836 года впервые прочитал ее среди друзей и знакомых на вечере в доме поэта Жуковского. Премьера спектакля состоялась в Петербурге на сцене Александринского театра 1 мая 1836 года. Комедия возмутила и насторожила своей «неблагонадежностью». Над ней нависла угроза запрета. Лишь благодаря усилиям Жуковского и других друзей Гоголя этого не произошло.

Сообщение о надвигающейся проверке

Действие в «Ревизоре» начинается с того, что чиновники мелкого, уездного городка, от которого «хоть три дня скачи, ни до какого государства не доедешь», пребывают в большом волнении. Городничий спешит сообщить новость, что к ним в скором времени должен приехать ревизор. Им есть о чем волноваться, ведь они погрязли в проблемах:

  • коррупции;
  • взяточничестве;
  • казнокрадстве;
  • мошенничестве.

Собравшиеся у городничего строят догадки о причинах свалившейся на них напасти и с тревогой думают о будущих неприятностях.

Городничий раздает подчиненным всяческие указания

Чтобы как-то прикрыть следы воровства и махинаций, городничий раздает подчиненным всяческие указания. Например, попечителю «богоугодных» заведений он приказывает сделать уборку в больничных палатах и переодеть пациентов в чистое белье, городскому судье — не сушить над рабочим столом охотничий арапник. Сам герой, желая узнать, нет ли какого-нибудь доноса от жителей города, на почте вскрывает и просматривает исходящие письма. Попутно выясняется, что ради забавы даже почтмейстер читает чужие письма.

Все усилия чиновников направлены на обеспечение видимой благопристойности. Сами распоряжения городничего в связи с приездом ревизора пусты, не содержат ничего дельного. Они нацелены только на одно: соблюдение внешних приличий. Среди всей этой суматохи к чиновникам присоединяются местные помещики Бобчинский и Добчинский, которые рассказывают о незнакомом молодом человеке в трактире. Все решают, что он-то и есть ревизор. Городничий немедленно едет к нему.

Оплошность персонажей

Второе действие комедии переносит читателя в гостиницу, где поселился Хлестаков. Из уст слуги Осипа становится ясно, что его хозяин — никакой не ревизор. Он — мелкая чиновничья сошка, «елистратишка», по выражению подчиненного, то есть коллежский регистратор, низший гражданский чин 14-го класса в Табели о рангах Петра Первого. По пути домой Хлестаков так промотался, что даже за обед заплатить нечем.

Встреча Хлестакова с городничим

Наконец, происходит его встреча с городничим. Оба боятся друг друга. Страх мешает последнему рассуждать здраво.

Хорошо разбирающийся в людях персонаж принимает самого мелкого чиновника за важного человека и невольно признается в своих махинациях.

В свою очередь, боязнь оказаться в тюрьме заставляет Хлестакова:

  • сбивчиво извиняться;
  • оправдываться по поводу долга;
  • жаловаться на хозяина трактира.

Напуганный поведением Хлестакова: странным, неестественным для важного чиновника, городничий предлагает деньги и радуется, что «всучил» собеседнику не 200 рублей, а 400. В дальнейшем он приглашает героя переехать в свой дом. По дороге к городничему они вдвоем «инспектируют» несколько заведений.

В доме городничего

Дома у городничего его жена Анна Андреевна с нетерпением и волнением ждет мужа и гостя. Через Добчинского она получила записку супруга, где тот на полном серьезе рассказывает об устрашающих планах ревизора и просит ее любыми способами умаслить гостя, требует приготовить ему комнату и закупить лучшего вина. Пока хозяин дома и гость едут, жена и дочь городничего спорят, какие платья лучше подойдут для такого важного события.

В доме городничего

Семейство городничего встречает псевдоревизора с распростертыми объятиями, с широким русским гостеприимством. Откушав прекрасного вкусного обеда, Хлестаков рассказывает байки о своей петербургской жизни. И с хорошенькими актрисами он знаком, и с Пушкиным на дружеской ноге, и сам столько сочинений написал, что даже не помнит их названий. И 35 тысяч курьеров за ним послали с просьбой принять руководство департаментом.

После того как Хлестаков отправляется отдохнуть, чиновники в страхе покидают дом городничего. Ошеломленным возвращается из комнаты «ревизора» и сам Антон Антонович. Его жена, напротив, спокойна, никакого страха не испытывает. Вместе они стремятся разговорить Осипа, узнать побольше о нраве, привычках и общественном положении его хозяина. Уклончивые ответы слуги укрепляет мнение, что Хлестаков — очень важная персона.

Меры предосторожности

Чтобы не дать возможности жалобщикам и доносчикам встретиться с ревизором, городничий возле своего дома выставляет охрану. Чиновники долго обсуждают: что же делать. Наконец, они решаются прибегнуть к испытанному средству — взятке.

Хлестаков просит дать ему в долг у Ляпкина -Тяпкина

Судья Ляпкин-Тяпкин первый входит в комнату Хлестакова. От непреодолимого волнения он роняет деньги. Подняв их, последний просит дать ему в долг. После удачного похода судьи другие чиновники также вручают ему деньги якобы взаймы. От страха и тревоги они выбалтывают свои секреты. У помещика Добчинского внебрачный сын, и он просит Хлестакова помочь узаконить отцовство. Его неизменный спутник Бобчинский хочет, чтобы о нем узнали в Петербурге.

Попечитель богоугодных заведений Земляника открыто кляузничает на своих коллег: почтмейстера, судью, начальника местного училища. Эта сцена очень ярко передает страх, угодливость, низость чиновников и легкомыслие, а затем наглость Хлестакова.

Оставшись один, герой начинает понимать, что его принимают за «государственного человека» и в письме другу — журналисту Тряпичкину описывает свои приключения с тем, чтобы тот высмеял чиновников. При этом он показывает довольно неплохую проницательность. Осип уговаривает Хлестакова поскорее уехать, и тот соглашается. В это время с улицы доносится шум. Пришли купцы с жалобами и прошениями, но их не пускает пристав. Хлестаков распоряжается всех принять.

Легкие деньги

Купцы преподносят вино и сахарную голову. Так же как чиновники, они преподносят взятку на серебряном подносе, якобы давая деньги взаймы. Таким образом, они следуют правилу, принятому в обществе, которое разъедается коррупцией. Это правило хорошо выражено в поговорке: «Не подмажешь — не поедешь».

Дают Хлестакову взятку

Давая Хлестакову взятку, купцы надеются, что он защитит от лихоимства городничего, который их бессовестно обманывает и обворовывает. Мнимый ревизор обещает разобраться.

В этой сцене интересно то, что купцы жалуются не на коррупционные порядки, беззаконие, творимое городничим, а лишь на то, что высший чиновник в городе перегибает палку, нарушает правила «игры».

Вслед за купцами к Хлестакову прорываются 2 женщины — слесарша (т.е. жена слесаря) Пошлепкина и унтер-офицерша (т.е. супруга унтер-офицера) Иванова. Первая жалуется, что городничий за взятку освободил от солдатчины сына купчихи Пантелеевой, а вместо него определил в рекруты ее мужа. Вторая — что городничий ее выпорол за драку на базаре, в которой она не участвовала. Хлестаков нетерпеливо выпроваживает обеих просительниц. За ними к псевдоревизору пытаются попасть еще немало народа, но утомленный Хлестаков велит Осипу гнать всех прочь.

Раскрытие обмана

Когда до раскрытия обмана остается всего ничего, Хлестаков начинает неожиданно флиртовать с дочкой городничего. Он признается Марье Антоновне в любви и встает перед ней на колени. Всю эту картину застаёт жена городничего, которая изъявляет гнев. Женщина просит дочь уйти. Хлестаков присматривается к матушке Марьи Антоновны и приходит к выводу, что она также выглядит неплохо. Испытывая восхищение перед её красотой, он снова встает на колени. Персонаж пытается убедить Анну Андреевну в искренности своих чувств и уговаривает выйти за него замуж, не обращая внимания, что у неё уже есть супруг.

Хлестаков просит руки дочери городничего

Женщина не успевает ответить, как в помещение врывается её дочь. Чтобы избежать неловкой ситуации, герой пытается просить её руки у матери. Тут появляется городничий, который явно взволнован. Он сообщает, что купцы намерены обмануть его, а потому не заслуживают доверия. Анна Андреевна пытается вставить слово и, наконец, сообщает присутствующим, что Хлестаков желает обвенчаться с её дочерью. Муж женщины спешит благословить молодых, явно впечатленный такой новостью.

Заходит Осип, чтобы сказать, что лошади уже поданы. Хлестаков пытается найти удобный предлог, чтобы как можно быстрее уехать. Напоследок он целует руку невесте и обращается к её отцу, чтобы занять денег. После этого он исчезает. Больше его никто не встречает. Семейство городничего искренне полагает, что теперь им светит жизнь в Петербурге. Анна Андреевна воображает, как у неё будет самый красивый и большой дом в столице.

Антон Антонович получает поздравление. Он обязывает купцов преподнести богатые подарки, т. к. скоро его дочь должна выйти замуж. Чиновники просят его, чтобы после переезда тот не забывал про них. Городничий торжественно клянётся помогать им в меру своих возможностей. Супруга его прерывает, сообщая, что в столице им некогда будет заниматься всеми этими вопросами.

Тут появляется почтальон, держащий в руках распечатанный конверт. Тут и выясняется, что Хлестаков был никаким не ревизором. Поначалу письмо читают чиновники, после чего его передают знакомому журналисту. Тот зачитывает для них все неприятные подробности этого известия.

Немая сцена

Всех охватывает злость, особенно городничего, который боится, что его вставят в какую-нибудь комедию. Он было приказывает «воротить, воротить» обманувшего его Хлестакова. Но это невозможно: ему дали лучших лошадей.

Бобчинский и Добчинский

Собравшиеся начинают выяснять, как можно было принять «вертопраха» за ревизора — не иначе бог отнял разум или черт попутал. И виноватыми в этом оказывается неразлучная парочка: Бобчинский и Добчинский. Ведь именно они принесли весть о ревизоре.

Немая сцена имеет символическое значение. В сообщении жандарма о приезде настоящего ревизора звучит мотив возмездия. По убеждению Гоголя, все лжецы, взяточники, казнокрады, мошенники будут наказаны не только в земной, но и в загробной жизни, поэтому-то слова жандарма производят такой эффект, что действующие лица комедии теряют дар речи, столбенеют. Для городничего известие о приезде ревизора, по замечанию драматурга, «больше, чем громовой удар, и положение становится истинно трагическим».

Отзывы читателей

Любимое произведение! Читала в 8 классе «Ревизор» с удовольствием. Несмотря на то что герои достаточно карикатурные, мне кажется, что автор не так уж далек от истины, используя именно эти образы в произведении.

Алина, Санкт-Петербург

Такое чувство, что большая часть перечисленных персонажей — обманщики и взяточники, помешанные на собственной выгоде. Самыми интересными, по-моему, являются Бобчинский и Добчинский.

Фёдор, Петропавловск-Камчатский

Честно говоря, когда начинал читать впервые, с трудом заставлял себя это делать. Повествование казалось скучным. Постепенно после прочтения половины произведения стал появляться интерес. Я всё никак не мог дождаться, когда обнаружится правда. Немая сцена под конец книги — самая интересная.

Владислав, Москва
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector