Анализ и мораль басни Крылова «Свинья под дубом»

Басня Крылова «Свинья под дубом» Сочинения

В 1825 году в российской газете «Северная пчела» было опубликовано произведение Ивана Крылова, написанное предположительно в декабре 1822 г. или в начале 1823 г., — «Свинья под дубом». Анализ басни по плану учащиеся выполняют в пятом классе. Краткое содержание произведения поможет подготовиться к уроку и написать сочинение.

Личность баснописца

Чтобы лучше понять творческий замысел автора, следует узнать побольше о нём самом. Крылов прославился не только как баснописец, но и как автор произведений, написанных в других жанрах. Среди его работ были такие:

  • поэтические;
  • публицистические;
  • сатирические.

Иван Андреевич Крылов

Однако больше всего Ивана Андреевича привлекало написание басен, которых в его творческой биографии насчитывается более 230. При жизни писателя вышло 9 сборников. Крылов нередко обращался к творчеству других авторов, у которых заимствовал идеи для своих произведений.

Баснописцы и философы, которые вдохновляли его на создание басен:

  • Лафонтен.
  • Эзоп.
  • Федр.
  • Бабрий.

«Свинья под дубом» не стала исключением. Похожая тема присутствует в произведении Эзопа «Пешеходы и Явор». Примерно такая же мораль в «Дубе и свинье» Лессинга, басни которого перевёл на русский Папышев. Литературоведы считают, что похожие вопросы поднимаются также в текстах Базилевича.

Особенности жанра

Басню можно охарактеризовать как дидактическое стихотворение. Для этого жанра характерны воспитательная цель и особая композиция. Сюжет обязательно содержит мораль, причём обычно она облекается в нравоучительное заключение и выносится в последние строки.

Как правило, в басне рассматривается ситуация, типичная для мира людей, однако в качестве персонажей выступают звери, птицы или вещи, обладающие человеческими чертами. Главными героями и таких произведений бывают и растения. Жанр привлекает многих авторов тем, что он позволяет обличить человеческие пороки с помощью аллегорий, синонимов и иносказаний, не выходя за рамки цензуры. Основные признаки направления:

  • присутствие поучительного, нравственного, воспитательного смысла;
  • метафоричность;
  • аллегорические описания;
  • иносказательный язык.

Баснописец Эзоп

Жанр считается древним, так как первые произведения появились в древнегреческой и древнеримской культуре. Наиболее прославился баснописец Эзоп, который жил и творил в древней Элладе. Представитель римской культуры — Федр. В более позднем периоде в странах Востока и Запада жанр получил развитие. Особенно любят басни в Индии, России и Франции.

Среди русскоязычных авторов, помимо Крылова, прославились следующие:

  • Полоцкий.
  • Дмитриев.
  • Сумароков.
  • Тредиаковский.
  • Измайлов.
  • Кантемир.
  • Хемницер.

Однако никто из них не сумел превзойти Крылова, произведения которого разошлись на цитаты.

Краткое содержание

В соответствии с канонами направления, главная героиня истории — свинья. Она добывает себе пищу под дубом, возраст которого насчитывает несколько веков. На земле лежит много желудей, и свинья выкатывает их, зарываясь в почву пятаком. Поскольку животное приходит к дереву часто, постепенно еды становится всё меньше. Свинья начинает копать глубже, не замечая, что корни векового исполина оголяются.

Свинья под дубом

На ветвях дуба сидит ворон. Он делает гостье замечание, говоря, что дерево может пострадать. Однако глупая свинья не тревожится этими проблемами. Главное для неё — насытится, а до состояния дуба нет никакого дела. Поскольку у ворона не получилось что-либо доказать свинье, с ней попытался побеседовать дуб. Дерево объясняет животному, что на щедрость нельзя отвечать неблагодарностью. Свинья могла кушать жёлуди, сколько хотела, а в ответ она начала причинять вред тому, кто их даёт.

Но неразумное животное думало, что пища падает с неба, а дерево здесь ни при чём.

Поднять голову и посмотреть, откуда берётся еда, свинья не в состоянии: это не предусматривает её физиология. Поэтому она продолжает неблагодарно копать землю. Мудрые мысли ворона и дуба остаются невостребованными.

Мораль произведения

Нравственный вывод и суть содержатся в заключительных четырёх строках. Образ главной героини объединяет в себе черты глупых и невежественных людей, выступающих против просвещения и отрицающих пользу науки. Более того, подобные личности зачастую не подозревают о том, что мир устроен не так, как они себе представляли. Используя плоды науки, они отрицают её существование. Пороки, которые высмеиваются в этой басне:

  • нежелание видеть свои недостатки;
  • невежество;
  • лень;
  • неумение видеть причинно-следственные связи.

Наука, просвещение, образование — пустые слова для невежественных людей. Но подобные ограниченные персонажи не только пользуются благами цивилизации, не задумываясь об их происхождении, но и причиняют вред своей глупостью. Поэтому они представляют опасность для культурного общества.

Человек, портящий то, чем пользуется, подобен свинье, подрывающей корни дуба — источника пропитания. Такой индивид причиняет вред не столько себе, сколько потомкам. На его век хватит пищи и других благ, а о других он не заботится. Не обращая внимания на советы мудрых людей, глупец гордится способностью поступать по-своему. В этом и заключается драматизм ситуации: пороки, которых нужно стыдиться, превозносятся как достоинства.

Образы героев

Характеристики героев в «Свинье под дубом» списаны с людей. В басне всего три персонажа, причём они не разделяются на главных и второстепенных. Животное символизирует совокупность человеческих пороков: лень, невежественность, неблагодарность и глупость. Люди, обладающие этими качествами, агрессивно воспринимают любую информацию, не соответствующую их картине мира. Они не видят ничего, что расположено дальше их «рыла». Имея определённую точку зрения, они неспособны её изменить или хотя бы признать, что ошибаются.

Свинья роет землю

Хуже всего то, что такие индивиды не могут адекватно оценивать собственные поступки, причиняющие вред другим. Крылов неслучайно выбрал в качестве отрицательного персонажа свинью. У этих животных есть любопытная особенность: они могут держать голову прямо, но не способны посмотреть вверх. Этим Крылов подчёркивает, что глупцы не смогут познавать мир, даже если захотят.

Ворон в басне олицетворяет мудрость, при этом он доверчив и наивен. Как истинный философ, этот персонаж уверен, что достаточно объяснить разницу между злом и добром, чтобы слушатель понял. Но Крылов делает акцент на том, что не всякий, кто слушает, способен слышать.

Образ дуба примечателен тем, что мудрость в этом герое соседствует с жизненным опытом. В отличие от ворона, дерево понимает, что увещевать и бранить свинью — бессмысленное дело, донести до глупого животного истину не получится. Герой не надеется исправить ситуацию, он лишь констатирует горькую правду. Некоторые критики считают, что в этом образе Крылов изобразил себя.

Мораль басни заключается в том, что глупость — ужасный порок, вызывающий отвращение. Автор высмеивает этот недостаток в шуточной форме, но это не лишает басню оттенка грусти и пессимизма. Свинья не просто ругает тех, кто несёт знания, но и препятствует просвещению. В реальной жизни эти животные так и поступают: поев из приготовленной кормушки, они портят оставшуюся еду, не понимая, что делают хуже прежде всего себе.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector