Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор» впервые был опубликован на страницах журнала «Новый мир». Он основан на реальных событиях. В этой работе писателя все внимание направлено на человека. В рассказе «Матренин двор» повествуется о нелегкой сельской жизни пятидесятых годов. Анализ произведения поможет при подготовке к ЕГЭ, а также в работе на открытом уроке по литературе.
История создания и критика
Солженицын в рассказе четко передаёт говор Курловского района, особенности быта деревенских обитателей, обряд похорон и народные плачи.
В этом произведении отображена жизнь русской деревни, а в судьбе героини — эпоха страны.
Автору понадобился один год для написания рассказа (1959). Потом Солженицын сталкивается с проблемой публикации, потому что первоначальное название — «Не стоит село без праведника» — цензура сочла слишком религиозным. Вскоре работа получила имя «Матренин двор». В жанре значилось — «монументальный рассказ».
Однако опубликовать сразу его не получилось, так как Твардовский, который был на тот момент редактором журнала «Новый мир», сомневался в возможности выхода в свет подобной работы. Но как только огромный успех получило другое произведение Солженицына — повесть «Один день Ивана Денисовича», все опасения пропали и рассказ был напечатан. Только вот люди смогли прочитать его лишь в момент перестройки в 1989, когда в СССР вступил принцип гласности.
Произведение очень оценили современники. Рассказ удивил сюжетом и своим содержанием (январский журнал НМ за 1963 год нельзя было достать несколько лет подряд). Он поразил всех и с художественной стороны: о безукоризненном языке и стиле текста мгновенно по прочтении писали Анна Ахматова и Лидия Чуковская, дальше — больше.
Композиция произведения
Эта работа Солженицына о судьбе людей послесталинских времен. Повествование идет от лица Игнатича, он рассказывает историю, как бы глядя на нее со своей стороны. Само произведение поделено на три смысловые части.
Первая повествует о том, что Игнатич — бывший заключенный — вернулся в Россию для спокойной жизни. Человеку после ссылки во времена Сталина найти себе новое рабочее место было невозможно. Но после его смерти очень многие интеллигенты пошли в преподаватели, так как профессия была в дефиците.
Получается так, что Игнатич становится постояльцем у пожилой женщины по имени Матрена. Они достаточно быстро находят общий язык, да и вообще рассказчик обретает в том доме спокойствие. Даже несмотря на то, что избушка у Матрены бедная, в ней было тепло и уютно. Конечно, в деревне есть места и побогаче, но в доме женщины им было хорошо в ту осень и зиму.
Вторая часть — история Матрены. Юность героини уже была трагична. Она любила Фаддея.
В процессе повествования читатель узнает, что его забрали на войну, и он пропадает безвести. Однако девушка не могла в это поверить и ждала его еще 3 года. Потом пришлось принять мысль о его гибели. Тогда она выходит замуж за его брата, потому что жена Ефима умерла, а на руках у него остались дети. Вот и пожалела их, хотя ни капельки не любила его. А Фаддей вернулся, увидел, что Матрена замужем за братом, и не смог принять эту мысль.
Матрене детей своих вырастить не удалось, всех шестерых похоронила. Однако это не смогло искоренить в женщине доброту. Вскоре Матрена погибает не своей тихой смертью, а из-за жадности, алчности и чёрствости Фаддея. Она помогает перевозить через железнодорожные пути часть дома, которую она завещала своей преемнице Кире. Но леса зацепляются за рельсы, она вместе с трактористом и сыном Фаддея попадает под поезд.
Третья часть повествует о похоронах женщины. И читатель узнает, что все окружающие, которые пришли на поминки Матрены, никак не печалятся о ее смерти.
Они довольны тем, что предстоит раздел имущества. В их планы входит набрать всего и побольше. Автор корит себя за то, что слишком поздно осознал всю широту души этой женщины.
Первая глава является экспозицией всего рассказа, здесь происходит знакомство с его персонажами. Вторая — это завязка, читатель узнает о героине и видит основной конфликт, который постепенно нарастает в кульминацию и разрешается в третьей.
Проблематика рассказа
Эта работа Солженицына учит многому. Проведя краткий анализ произведения, читатель понимает, что автором в рассказе поднимается большое количество проблем. Вот некоторые из них:
- Тяжелая жизнь русской женщины.
- Проблема эгоизма и жадности людей.
- Отношения простого народа и власти.
Каждая из них — это беда не только станции Торфопродукт. Солженицын повествует о всеобщей трагедии страны, а эта история является собирательной. Читатель видит, что Матрена всю жизнь трудилась за «палочки», и за всю свою многолетнюю работу она не получает пенсии.
В произведении видна вся мерзость бюрократии. Читатель наблюдает за людьми — рабочими конторы, которым абсолютно все равно на проблемы простого народа. Они позволяют относиться к своей работе халатно: могут поставить неправильно печать, даже не задумываясь, что таким образом губят простого человека. Ведь последние месяцы жизни Матрены ушли на сбор бумажек, чтобы выбить себе хоть небольшие копейки на существование.
Какими же в рассказе представлены обитатели деревни? Они думают только о своем достатке и им все равно друг на друга. У них нет понятия о нравственных ценностях. А ведь Матрена как раз и нуждалась в этом понимании, женщина не жила, она существовала, каждый день сталкиваясь с трагедий.
Юность — потеря любимого человека и боль от этой утраты, которая повлекла за собой ошибку. Потом надрывный труд, болезни и смерть. Смысл ее жизни заключался только в том, чтобы быть нужной. Деятельная любовь к своим ближним — такая тема также является одной из основных в произведении.
Главные персонажи
Матрена Васильевна Григорьева — пожилая женщина, которая по своему состоянию здоровья была освобождена от работы в колхозе. Когда ее сокращают, у нее забирают часть участка земли. Это светлый, праведный человек, который был готов помогать всем, даже чужим людям, хотя никто из них не ценил этой помощи. Так, она берет к себе в квартиранты Игнатича — рассказчика.
У автора было свое восприятие быта женщины, он говорит о том, что богатством ее были:
- фикусы;
- старая кошка;
- мыши и тараканы;
- коза.
Она никогда не искала достатка, заработка и не наживалась на том, на чем бы могла.
Рассказчик Игнатич — прототип самого автора. Он отбыл ссылку в Азии и возвратился в Россию. Остановился на станции Торфопродукт, нашел свое пристанище у Матрены. Он добрый человек, но не любит большого скопления людей и радио, рассказчик ищет тихую жизнь. С Матреной у них как-то все по-родственному выходило. Она уважала его, помогла ему стать частью коллектива в поселке. Игнатич переживал за эту женщину, которая трудилась не покладая рук. Но даже он не смог понять всю суть и смысл жизни Матрены. Его глаза открылись только после ее трагической смерти.
Фаддей — возлюбленный Матрены. Читатель видит его уже шестидесятилетним мужиком, который все еще не мог простить ей предательства. Старость Фаддею незнакома, он до сих пор здоров, и седина его не тронула. Своей наглостью доводит Матрену до смерти. Даже когда ее не стало, мужчина не отступился от своего и в день поминок пришел за частью имущества.
Мария. Нельзя пропустить эту фигуру. Хоть Маша появляется только эпизодично, все же играет большую роль. Она единственная настоящая подруга Матрены. Тот человек, который действительно ее очень ценил и понимал.
Идея и образность
Если задаться вопросом, что же хотел сказать автор, можно ответить, что Солженицын повествует о женщине-праведнице. Ведь не зря героиню зовут Матрена, то есть «мать всей земли». Он делает акцент на том, что только благодаря таким людям существует мир.
Если говорить кратко, то автор призывает быть внимательнее и добрее, просит избавиться от слепоты и, наконец, прозреть истину. Иначе мир так и заполнится злом, ненавистью, жадностью и хамством.
Этот шедевр включает в себя все богатство русской прозы:
- черты очерка;
- элементы рассказа;
- нюансы жития.
Все это относится к реалистичному направлению. Именно в нем и работал Солженицын.
Если провести аналогию со сказками, то очень похожа Матрена на Бабу Ягу. Дом — старенькая избушка на окраине деревни. Печь большая, на которой Матрена спит, а рассказчик, как царевич, о котором она заботится. Вокруг нее помощники: растения и животные. И когда она умирает, то вся избушка разваливается, кошка уходит, цветы вянут.
Если рассмотреть с другой стороны, то Матрена — христианская святая, которая разговаривает с животными, и они подчиняются ей. Ведь даже тараканы никогда не переходили на чистую часть избы.
Неповторимые образы и точность всех деталей — это то, что характеризует Солженицына как художника. Можно вспомнить эти «говорящие» брови Фаддея, которые сходились и расходились как мосты, или стену на кухне Матрены, которая сотрясается от разбушевавшихся тараканов. Также легко представить себе эти испуганные фикусы, которые уже погибли вместе с Матреной, или увидеть, как мышами «овладело безумие».
Автор очень подробно описывает приход сестер: «слетелись», «захватили», «выпотрошили», и еще: «…пришли громко и в шинелях».
Можно ярко нарисовать в голове картину, как они заходят. Страшно, бесцеремонно, как к себе домой. Интересно поискать и выписать образные детали и соотнести их с сигналами тревоги о приближении большой беды. Читатель благодаря таким уточнениям понимание характеры персонажей гораздо глубже и делает вывод, что они фальшивы, безумны и опасны.