Характеристика образа странницы Феклуши в драме Островского «Гроза»

Феклуша характеристика Гроза

Феклуша — второстепенный персонаж, цель добавления которого может показаться непонятна: ни её поступки, ни само существование никоим образом не влияет на основной сюжет произведения. Но в социально-бытовой драме А. Н. Островского «Гроза» всякое действующее лицо достойно внимания читателя. Характеристика Феклуши поможет разобраться в необходимости присутствия этой героини в пьесе.

Роль странницы

Основополагающая роль Феклуши — блаженная странница. Именно так её воспринимают герои. Образ странника распространён и популярен в русском фольклоре и авторских произведениях, поэтому несложно представить себе внешний вид Феклуши, хоть Островский не упомянул эту деталь в тексте. Черты странников в литературе:

 почему странница феклуша считает калинов обетованной землей

  • бедность;
  • дефекты внешности;
  • лохмотья в качестве одежды;
  • возраст средний и старше;
  • часто рассказывают истории.

Имя героини — следующая деталь, которая говорит о её образе. Уменьшительно-ласкательная форма указывает на инфантильность и уровень умственного развития Феклуши.

Речь героини

В речи она часто использует слова «милая», «ваша светлость», «сударь», «милая девушка», перед другими людьми зачатую пресмыкается.

Действительно ли Феклуша считает, что окружающие достойны такого обращения?

Феклуша считает калинов обетованной землей

Почему она ведёт себя таким образом? Ответить на эти вопросы можно следующей цитатой Феклуши: «Бла-а-лепие, милая, бла-а-лепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

Заметно, что обращения и причитания используются для придания речи напевности, возможно, с целью усыпить критическое восприятие своего собеседника, ведь Феклуша в Калинове занимается в основном тем, что морочит головы обычным людям, рассказывая сказки и небылицы о внешнем мире и других странах.

Взаимодействие с другими персонажами

Особого внимания стоит эпизод разговора с Глашей, в котором Феклуша рассказывает девушке, что все иностранные религии неправедны, суд нечестен, а сами нехристианские страны полны греха. Эта сцена отражает важную черту характера героини: она мыслит узко, считая истинной только то, во что верит сама. При этом она вставляет правду о жителях Калинова между строк в своих безумных рассказах.

Никто из собеседников не слушает этой правды и не хочет её принимать, ведь им достаточно хвалебных речей об их родном крае и захватывающих историй Феклуши.

Феклуша гроза

После Глаши жертвой её россказней становится Кабаниха. На первый взгляд казалось, что она имеет твёрдые принципы и может думать самостоятельно, но Феклуше не стоит особого труда гипнотическими речами медленно вести её сквозь свой бред и в итоге внушить, что по стране ходят «огненные машины», а люди в столице торопятся и суетятся, поэтому близится конец света.

Эти утверждения алогичны и не имеют никаких обоснований, но Кабанова легко соглашается со странницей, принимая мнение, что мир вокруг неё рушится.

Можно выделить следующие качества странницы:

  • лицемерие;
  • лживость;
  • дар убеждения;
  • необразованность;
  • отсутствие нравственных принципов.

Кроме того, автор наделил свою героиню болтливостью.

Собирательный образ

Образ женщины не вымышленный. Такие странники действительно существовали и были любимы жителями маленьких городов. Их ждали здесь, поскольку жизнь казалась людям скучной и однообразной. Кроме своего города они не знали ничего. Необразованное население Калинова в пьесе представлено «тёмным царством», в котором жизнь замкнута сама на себя.

Феклуша гроза характеристика

Народу хотелось зрелищ, чего-то эффектного, потрясающего. И они получали это в лице таких людей, как Феклуша. Странники приходили и рассказывали о своих похождениях, слухах, сплетнях, нередко врали. Смысл их существования заключался в отпущении грехов, воровстве и постоянной лжи, к которой им приходилось прибегать от невежества и отсутствия моральных принципов.

Именно в этом заключается функция недалёкой странницы в произведении Островского «Гроза». Она заставляет читателя отрицательно относиться к непросвещённости и вранью, обличая новую грань «тёмного царства».

Недаром имя героини стало нарицательным после публикации пьесы и вошло в обиход со значением «человек, распространяющий откровенный бред под видом правильных рассуждений».

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector