Говорящие фамилии в комедии «Горе от ума»: анализ

Говорящие фамилии в горе от ума Горе от ума

Говорящие фамилии в комедии «Горе от ума» играют важную роль в драматургии произведения — слушатель может сразу догадаться о характере того или иного персонажа. Также Грибоедов хотел сделать произведение более глубоким по смыслу; он решил соединить тенденции романтизма и реализма вместе с классицизмом, в котором было принято называть героев характеризующими их прозвищами.

Александр Андреевич Чацкий

Главный герой комедии является предвестником литературного образа «лишнего человека», который не может себя реализовать в высшем обществе Николаевской России. Больше того — Чацкий своим свободомыслием и любовью к правде несёт угрозу для такого общества. Согласно исследователям, в первоначальном варианте поэмы персонаж имел фамилию «Чадский»; это говорит в пользу версии о том, что прототип этого персонажа — Чаадаев Пётр Яковлевич. На это также указывают следующие моменты:

Говорящие фамилии комедии горе от ума

  • Ближе к концу поэмы все считают Чацкого сошедшим с ума — Чаадаев также был признан российским правительством сумасшедшим (из-за своих сочинений).
  • Чацкий был сторонником Просвещения, у него была готовность разрушить старые устои, вследствие чего его опасалась вся консервативная знать — отсылка к Чаадаеву, в чьих философских работах имелось много критики в адрес богатого сословия, которое всеми силами избегало перемен.
  • Про Чаадаева в те времена говорили, что у него говорящая фамилия (по старорусскому, «быть в чаду — быть в помрачённом состоянии сознания»).

Интересно, что имя и отчество Чацкого означает в переводе с греческого «мужественный защитник» (это указывает на его страстность в отстаивании собственного мнения). Главный герой нигде не чувствует себя нужным; его ум не нужен эпохе, в которой главным качеством является умение выслуживаться перед начальством.

В конечном счёте участь Чацкого была предрешена — его посчитали невменяемым (ведь можно не бояться речей умалишённого — им никто не поверит), и он был вынужден уехать из Москвы обратно за границу.

Павел Афанасьевич Фамусов

По сюжету он является управляющим казённого дома. Его можно отнести к «поколению дворянства со старой закалкой» — те люди считали, что важны вовсе не человеческие и личностные качества, а наличие полезных связей в обществе, а также размер благосостояния.

Одна из самых значимых говорящих фамилий в «Горе от ума» принадлежит именно Фамусову — она образована от латинского слова «fama», что означает «молва». Павла Афансьевича не волнует ничего, кроме мнения света и общества; недаром его последняя реплика в поэме гласит: «Ах, боже ж мой! Что будет говорить об этом княгиня Марья!».

Горе от ума книга спектакль

Главный ужас для этого человека составляет мнимый позор и насмешки со стороны других знатных вельмож.

Именно в доме Фамусова разворачиваются все основные действия пьесы. Для лучшего понимания образа этого человека следует процитировать некоторые из его восклицаний: «Кто беден, тот тебе не пара!», «Не нужно другого образца, когда в глазах пример отца».

Также следует упомянуть о возлюбленной Чацкого — Софье Павловне. Эта героиня, как и её отец (фамилия Софьи из «Горе от Ума» — Фамусова), тоже ориентируется во всём на мнение окружающих людей, что также подтвердил её выбор жениха — Молчалина. При этом драматург неслучайно указал такое сочетание имени и отчества — в переводе с греческого на русский получится «маломудрая», что вполне вписывается с её действиями (Pavel — маленький, незначительный, Sophia — мудрость).

Алексей Степанович Молчалин

Автор одного из замечательнейших афоризмов — «В мои лета не до́лжно мне своё суждение иметь». Этот герой является одним из тех, кто готов ради достижения общественного положения и финансового благополучия прислуживать, сдерживать любое проявление своей натуры в угоду высоким начальникам и всегда поступать так, как велит ему старое «почтенное» поколение. Среди других его цитат:

Горе от ума книга спектакль Фамусов

  • «Ведь каждому надобно зависеть от других».
  • «Эх, чего не сделаешь в угоду дочери такого человека».
  • «Частенько мы покровительство находим там, где не метим».

Фамилия Молчалина характеризует не только формальное молчание — она символизирует тишину совести, ведь только избавившись от её назойливых уколов, как верит Алексей Степанович, человеку простого происхождения можно будет добраться до высоких титулов. Что характерно, именно он стал избранником Софьи Павловны.

Вместе с тем Молчалин только кажется застенчивым и тихим; его фамилия также указывает на его хитрость и способность затаиться в тот момент, когда это выгодно. Несмотря на его услужливость всем («мне завещал отец — угождать всем людям без изъятия»), в некоторые моменты его заносчивость и самолюбие всё-таки могут прорываться наружу (в сцене со служанкой, которую звали Лизой).

Горе от ума книга спектакль Молчалин

Однако существуют мнения критиков, согласно которым Молчалин является положительным персонажем, наряду с Чацким. Он никого не обманывает, не ненавидит, не грабит и не принуждает действовать аморально — вся его вина заключается, по сути, в излишнем послушании и в постоянной осторожности при разговоре с другими людьми.

Если же учесть, что он из простой семьи, у него появился шанс вырваться из нищенской жизни благодаря знакомству с богатым помещиком, то этот персонаж становится менее неприятным для восприятия.

Старый друг Репетилов

Один из важнейших второстепенных персонажей, который появляется в последнем действии на балу в доме у Павла Афанасьевича. Значение этой говорящей фамилии расшифровывается с французского как «повторять» — по сюжету Репетилов постоянно тараторит, рассказывая о своей жизни, не замечая того, что всё это он уже говорил минут 5 назад. У Грибоедова был и другой план на этого персонажа:

Горе от ума книга спектакль Репетилов

  • Показать тип людей, которые на словах поддерживали идеи декабристов (могли их формально «повторять», как Репетилов), но на деле оказывалось, что эти люди и не пытались вникнуть в истинный смысл слов.
  • Драматург сделал его центральной фигурой последнего действия, чтобы показать, что из-за таких словоблудов могут пострадать не только здравые идеи (так как их неминуемо извратят и переврут), но и люди — тот же Чацкий узнал о сплетнях в свой адрес из слов Репетилова.
  • Грибоедов на примере Репетилова показал, что даже в ситуациях, когда в «фамусовском обществе» (то есть в обществе лицемеров, одержимых своим социальным положением) говорят о серьёзных вещах, правительстве и переменах к лучшему, всё в конечном счёте сводится к беспокойству о своей личной выгоде. Ни мотив, ни тема разговора не важны, так как у всех разговоров один конец — обогащение и чинопочитание.

Анализ этого персонажа показывает, что Репетилов такой же «лишний человек», как и Чацкий — только он, в отличие от последнего, является необходимой частью московской светской жизни. И с появлением этого человека (который представился старым другом каждого из присутствующих людей) становится понятным тот факт, что Чацкий обречён быть одиноким в своём стремлении к правде и справедливости. Если Фамусов или Молчалин открыто протестуют против позиции главного героя, то Репетилов на словах с ней соглашается, однако подобное согласие не стоит ровным счётом ничего.

Сергей Сергеевич Скалозуб

Типичным представителем армейской среды XIX века является полковник Скалозуб, говорящая фамилия которого понятна без особых разъяснений — человек любит скалить зубы, остряк и шутник. Будучи ограниченным человеком, думающим лишь о военной службе и наградах от государя, Сергей Сергеевич, по наблюдениям Софьи и других персонажей, является исключительно глупым («Он слова умного не выговорил сроду»).

Скалозуб дружен с Павлом Фамусовым, и последний хотел бы отдать свою дочь за него, так как у полковника, если верить слухам, очень много денег (для Фамусова достаточно слухов для того, чтобы заинтересоваться любым, даже самым пустым человеком). К личностным чертам Сергея Сергеевича стоит отнести презрение «к книжной мудрости» и знаниям, а также тщеславие — он готов воевать, но не за Родину, а за славу и богатство.

Тугоуховские и Хлёстова

Горе от ума книга спектакль Скалозуб

В доме Фамусова иногда появляется семейная чета, в которой всеми делами заправляет властная жена, в то время как покорный муж не решается высказать своё мнение даже по самому невинному поводу; их фамилия — Тугоуховские. По сюжету муж действительно имеет слабый слух, однако есть подозрение, что он просто притворяется тугоухим, чтобы его не беспокоили.

Анфиса Ниловна Хлёстова является свояченицей Фамусова. Обладая крутым нравом (под стать своей фамилии), она, в своём старческом возрасте, пытается следовать за модой, стараясь выглядеть лучше молодых соперниц. Особенность Хлёстовой — знать всё про всех; Анфиса Ниловна в курсе всех сплетен в столице. При этом она поддерживает Скалозуба насчёт ненужности образования и чтения: «и впрямь с ума сойдёшь от этих пансионов, школ, лицеев».

Еще материалы по теме:

Автор статьи
Алексей Гузанов
Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы.
Задать вопрос
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

+ 83 = 89

Adblock
detector