Все драмы Александра Николаевича показывают столкновение двух эпох и поднимают проблему конфликтов на бытовом и государственном уровне. Поэтому с творчеством этого писателя и драматурга учащиеся знакомятся в старших классах. В числе прочих в школьную программу включено произведение Островского «Гроза». Анализ текста и план краткого разбора помогут подготовиться к написанию сочинения и сдать ЕГЭ.
История создания пьесы
В июне 1859 года Николай Островский начал работу над пьесой, а через несколько месяцев произведение было готово. Писатель отправил рукопись в Петербург, чтобы критики ознакомились с его работой и оценили её.
Незадолго до написания пьесы «Гроза» Островский совершил экспедицию по Волге. Её организовало морское ведомство с целью изучения традиций жителей России. Известно, что нравы даже в двух соседних регионах могут кардинально различаться. Путешествие было организовано для того, чтобы посмотреть на коренное население малых городов в его естественной среде обитания.
Александр Николаевич внимательно наблюдал за множеством бытовых сцен, которые разворачивались у него на глазах. Словно губка, драматург впитывал яркие впечатления. Он слушал диалоги, подмечал детали, запоминал жесты и особенности костюмов. Во время экспедиции автор собрал довольно много материала, поэтому «Гроза» получилась такой колоритной, пронзительной и реалистичной. Основные черты этого произведения:
- налёт провинциальности;
- напряжённость;
- реализм;
- красота пейзажей;
- противопоставления «мёртвого» быта калиновцев живой природе.
Калинов — выдуманный город, собирательный образ. Всё, что в нём происходит, характерно для большинства населённых пунктов, расположенных на берегах Волги. В этих провинциальных местечках течёт интересная жизнь, хотя и с жестокими нравами. Островского так восхищало всё увиденное и услышанное, что во время поездки он постоянно делал записи в дневнике, стараясь ничего не упустить.
Критики считали, что в основе сюжета — реальный случай. Незадолго до создания драмы в Волге утопилась девушка. Она решилась свести счёты с жизнью, потому что не выдержала гнетущей атмосферы, царившей в доме супруга. Девушку звали Александра Клыкова. Случай произошёл в Костроме. На сходство сюжета и реального случая указывают такие особенности;
- Александра тайно встречалась с почтовым служащим;
- свекровь изводила и всячески притесняла невестку;
- муж утопленницы был бесхарактерным человеком и не вмешивался в женские дела.
Цензура не усмотрела в пьесе ничего крамольного, и вскоре в Москве и Петербурге по «Грозе» были поставлены спектакли.
Тема произведения
Николай Островский затрагивает несколько тем. Главная и самая острая — столкновение молодого поколения с патриархальным укладом. Молодёжь жаждет перемен, а старики видят в порывах юности баловство и неуважение.
Образ Катерины собирательный. В нём автор воплотил чувства сотен девушек, страдающих от гнёта домостроевских обычаев. Невестка Кабанихи не могла мириться с обывательскими взглядами, но не знала, как вырваться из оков. Религиозность и особенности воспитания сделали своё дело. Как многие девушки того времени, главная героиня «Грозы» считала себя обязанной до гроба жить с тем, кто стал её супругом. Но душа не могла с этим смириться, и единственным путём к свободе оказался уход из жизни.
Кризис общества — ещё одна важная тема, поднятая Островским. В стране давно назревал социальный перелом, и это подчёркивает название произведения. В природе после грозы всё оживает, обновляется, хотя во время стихии гибнут растения и животные. Фальшь, суеверия, предрассудки — всё, в чём погряз Калинов, после грозы должно было потерпеть крах. Но читатели этого уже не увидят. Для них сюжет закончился гибелью девушки, которая принесла себя в жертву переменам.
Автор подразумевает, что после ухода Катерины из жизни жители задумаются о своих пороках и захотят измениться. Некоторые перейдут от рассуждений к активным действиям, однако большинство так и останутся прозябать в невежестве и лицемерии.
Многие критики считают, что основная мысль заключается в следующем: нужно уметь отстаивать свои интересы. Прогибаясь под окружающих, как это делала Катерина, можно добиться только того, что все душевные порывы будут безжалостно растоптаны и уничтожены. Ханжи не упускают случая поглумиться над теми, кто отличается от них.
Катерина была не единственной жительницей Калинова, не желавшей мириться со старыми порядками, но только она и Тихон стали жертвами Кабанихи. Другие персонажи пьесы отстаивали свои границы и убеждения, как могли.
Главные герои
В пьесе 3 главных, несколько второстепенных и множество третьестепенных действующих лиц. К последней группе можно отнести всех жителей Калинова. Главные герои и их краткая характеристика:
- Катерина. Покорная девушка, воспитанная в худших традициях домостроя. Катя боится свою свекровь и не любит супруга. Последнего она искренне жалеет, а его матери безуспешно пытается угодить. Девушка пытается найти утешение в любви к симпатичному мужчине, однако впоследствии раскаивается в своём поступке и принимает решение покончить собой.
- Кабаниха. Настоящее имя — Кабанова Марфа Игнатьева. Эта женщина — свекровь Катерины. У неё властный характер, она груба и держит в страхе всю семью. Слова и поступки Кабанихи продиктованы не злобой или вредностью, а искренним убеждением в том, что крепкая семья основывается на страхе жены перед мужем. Женщина должна бояться супруга, а он обязан колотить её и детей, только тогда союз будет прочным. Нежелание молодёжи подчиняться мерзким обычаям шокирует пожилую женщину. Она то и дело сетует, что только благодаря ей и другим старикам держится мир, а молодые совсем не хотят уважать старших.
- Тихон Кабанов. Добрый и безвольный человек, привыкший подчиняться матери, находит утешение в пьянстве, потому что тоже страдает. Окружающие воспринимают пристрастие к спиртному благосклонно, так как для общества тех времён пороки считались чем-то вроде привилегии.
Второстепенные персонажи
Герои, не относящиеся к главным, тоже играют важную роль. Они дополняют противостояние старых порядков и прогрессивных устремлений. Благодаря им повествование получается реалистичным и колоритным. Вот как можно кратко описать второстепенных персонажей:
- Варвара. Сестра Тихона, дочь Кабанихи. Хитрая и смелая девушка, живущая согласно своим принципам. Для неё главное, чтобы всё было шито-крыто, а сплетни и материнские поучения Варвару мало волнуют.
- Кудряш. Дерзкий и развязный молодой человек, дружок Варвары, который не боится самого Дикого. Это типичный калиновец, для которого главное — материальное благополучие. Уже в первом действии понятно, каков он по характеру.
- Кулигин. Благородный и добрый человек, мечтающий о всеобщем благе. Будучи механиком-самоучкой, Кулигин пользуется авторитетом у местного населения, однако защитить кого-либо он не в состоянии.
- Дикой Савел Прокофьевич. Купец, привыкший запугивать и унижать бедных. Его многие боятся, а сам Дикой относится к людям с ненавистью. Ему чуждо всё новое, он активно выступает против прогресса.
- Глаша. Тёмная прислуга в доме Кабановых.
- Феклуша. Невежественная, но хитрая нищенка, которая умеет устроиться за чужой счёт. Поселившись в доме Кабанихи, она пресмыкается перед сильными и нападает на слабых.
- Борис. Племянник Дикого, сначала вызывающий симпатию, а затем показывающий прогнившую натуру. Уезжая, он говорит Катерине, что не имеет возможности взять её с собой. Из контекста понятно, что его слова — ложь и проявление трусости.
Когда человек читает афишу к пьесе, он замечает, что имена и фамилии героев — «говорящие». Идея не новая: до Островского этот приём применяли и другие авторы. Благодаря ему уже в первом эпизоде зрители понимают, что представляют собой некоторые персонажи.
Композиционные особенности
Проводя анализ «Грозы», можно обратить внимание на своеобразие композиции. Драма состоит из 5 действий, и условно её можно разделить на такие части:
- Объёмная экспозиция. Она раскрывает перед читателем обстановку в Калинове и нравы этого города. Островский создаёт декорации, на фоне которых будут происходить драматические события.
- Завязка. В этой части показан конфликт Катерины и семьи, в которой она живёт. Обстановка в доме становится всё более напряжённой. Катерина и Кабаниха не желают понять друг друга, а слабовольный Тихон предпочитает не вмешиваться.
- Развитие действия. Катерина борется и с обстоятельствами, и с собой. Её натуре претят навязанные порядки, но и что-либо изменить она не в силах. Глотком свежего воздуха становится любовь к Борису, но Катя, будучи совестливой и воспитанной в религиозных традициях, понимает, что предала супруга и совершила тяжкий грех. Её чувство вины вдвое тяжелее по сравнению с тем, какое испытывала бы другая девушка на её месте.
- Кульминация. Стеснение обстоятельств приводит к тому, что Катерина признаётся супругу в измене. На необдуманный шаг её толкают гроза и проклятия сумасшедшей старухи, на которые накладываются душевные терзания. После этого Кабаниха измывается над ней ещё сильнее, и девушка бросается в Волгу.
- Развязка. Тихону нечего терять, и он открыто протестует против деспотизма матери, а Варвара убегает из дома с возлюбленным.
Жанровая принадлежность
Островский называл «Грозу» реалистичной драмой. На принадлежность произведения к этому литературному жанру указывают следующие признаки:
- тяжёлый сюжет;
- максимальное сходство с реальными событиями;
- конфликт героя с миром;
- детальные описания нравов и быта.
Чтобы лучше понять авторский замысел, стоит прочесть драму в оригинале или посмотреть качественную постановку. Автор создал пьесу в жанре реализма, потому что это направление помогает донести до читателей и зрителей главную мысль. Жить в темноте и невежестве нельзя, и однажды должны появиться проблески знания.
В драме лучом света стала Катерина, которая сверкнула и погасла. Островский оставляет читателя с надеждой, что за этим проблеском последуют другие и со временем обстановка в провинциальных городках начнёт меняться.