Пьеса «Гроза» Островского: анализ произведения

Пьеса «Гроза» Островского Гроза

Бурю эмоций и высказываний критиков-современников собрала вокруг себя одна из самых знаменитых работ Островского — пьеса «Гроза». Анализ произведения позволит понять, из-за чего произошли все эти споры. В статье представлены мнения и оценки относительно пьесы таких знаменитых людей, как А. Н. Добролюбов, А. Григорьев, В. Г. Белинский. Сочинение по литературе на тему: «Обзор вопросов, поднятых в пьесе «Гроза» может быть на ЕГЭ.

Проблематика произведения

Островский создавал остросовременное произведение, отражающее вопросы, которые волновали общество в канун великих реформ Александра II. К основным проблемам того периода можно отнести:

  • конфликт нового и старого;
  • сложности общества и семьи;
  • истинная вера и показное благочестие;
  • глубокие различия между жизнью в культурных центрах и провинции;
  • право и его отсутствие;
  • домашнее насилие, особенно по отношению к женщине;
  • засилье невежества и бескультурья.

Над всеми этими социальными трудностями стоит философско-этическая проблема. Если говорить кратко, то заключается она в обреченности любви в мире, построенном на всеобщей ненависти.

Жестокие нравы города Калинова

Искренне считая себя глубоко верующими, калиновцы нарушают все заповеди, прежде всего две главные — любовь к Богу и к ближнему. В их городе ненависть определяет уклад жизни на всех уровнях, от семьи до общества в целом:

Город Калинов

  • Плохое отношение к родному городу. Жители, прежде всего богачи, ничего не делают, чтобы обустроить и облагородить Калинов. Так, в самом людном месте более 40 лет «красуются» руины здания, пострадавшего при пожаре.
  • Нелюбовь к родной истории. Освобождение Русского государства от польско-литовских интервентов — одна из самых славных страниц отечественной летописи. Но калиновцы об этом понятия не имеют. Для них «Литва с неба упала», а что она такое — им неведомо.
  • Нелюбовь к науке и искусству. Об этих предметах не говорит ни один из персонажей, за исключением Кулигина, но он считается в местном обществе чем-то вроде городского дурачка. Никто не упоминает о существовании в поселении хотя бы начальной школы.
  • Нелюбовь между супругами. Вдова Кабаниха ни разу не вспоминает своего покойного мужа, как будто его и не было. У Дикого жена запугана до предела, она озабочена только тем, чтобы не рассердить главу семейства.
  • Нелюбовь детей к родителям, и наоборот. У Дикого все домочадцы затерроризированы, а у Кабановой — радуются любой возможности вырваться из-под ее гнета.

Семья Кабановых

Формально калиновские семьи, начиная с двух главных — Диких и Кабановых — в своей жизни руководствуются «Домостроем», хотя вряд ли они читали эту книгу. Во всяком случае на практике ими был усвоен один принцип: абсолютная власть старших над младшими и полное подчинение вторых первым.

В семьях Дикого и Кабановой любовь полностью вытеснена страхом. Этот принцип передается от поколения к поколению. Кабанова требует от своего сына вести себя так, чтобы жена его не любила, а боялась.

Представители самодурства

Представители самодурства Дикой и Кабанова

Жизнь семьи, основанной, с одной стороны, на полном и безоговорочном подчинении, а с другой — на абсолютной власти, особенно страшна, если сила в руках тирана. До «Грозы» драматург создал ряд пьес, в которых вывел яркие образы самодуров. Но то были комедии, и данные персонажи в них терпели поражение. «Гроза» же — произведение иного жанра. В критических статьях литературоведы, а также театральные режиссеры определяют его по-разному: одни считают эту пьесу социально-бытовой драмой, другие плюсуют к ней еще элементы трагедии, третьи — наоборот.

Хотя ни Дикой, ни Кабанова не названы самодурами, но в полной мере таковыми являются, ведь им принадлежит целый город. Они могут безнаказанно оскорбить, обсчитать или еще как-нибудь обидеть любого калиновца. И все им сходит с рук, тем более что правосудие у них бутафорское.

Стоит вспомнить, как работники Дикого жаловались городничему на то, что хозяин обманывает их при расчете. Тот стал упрашивать Савела Прокофьевича «рассчитать их хорошенько», а тот потрепал начальника полиции по плечу и произнес цитату: «Стоит ли нам с вами о таких пустяках разговаривать!»

Не свои в чужом мире

В пьесе упоминаются две семьи, существующие по иным принципам, чем в Калинове, но обе находятся за его пределами. Это семья брата Савела — Григория и родители Катерины.

Григорий Дикой женился на дворянке

Григорий Дикой женился на дворянке и перебрался в Москву. Породнившись с представителями более культурного класса, он многое перенял от них, в частности, дал своим детям хорошее образование. В те времена брак купца и дворянки был явлением исключительным. Женитьба Григория вызвала гнев его матери, и она оставила издевательское завещание: дети от этого брака получат свою часть ее наследства только при условии особой почтительности к ее второму сыну — Савелу. А это, если учесть его крутой нрав, в принципе невыполнимо: как бы они к нему ни относились, он не признает их поведение почтительным.

Сын Григория Борис, осиротев, был вынужден приехать к дяде и принять его условия, чтобы получить бабушкино наследство. Естественно, калиновские нравы показались ему дичью.

О семье родителей Катерины можно только догадываться. Известно одно — там царила любовь. Некоторые литературные критики утверждают, что родители Катерины были дворянами. Но есть веские основания считать, что это не так:

  • Если бы Катерина была дворянкой, Кабаниха не упустила бы случая попрекнуть ее происхождением, а этого не наблюдается.
  • Говоря о своих занятиях в юности, девушка упоминает шитье золотом, выращивание цветов, посещение и слушание странниц и богомолок. Она ни словом не обмолвилась о получении какого-либо образования.
  • В конце второго действия Катерина говорит: «А горька неволя… Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы». Ни одна дворянка в то время не могла назвать себя так.
  • У главной героини народная речь.

Скорее всего, Катерины — купцы или богатые мещане, люди очень набожные (дом полон странниц и богомолок), причем усвоившие не столько букву, сколько дух христианства, его сущность, которая заключается в любви, и передали это дочери. О том, что героиня родом не из Калинова, можно догадаться хотя бы по тому, что она рассказывает Варваре о своем детстве. Если бы она была местной, золовка давно бы знала об этом, ведь в маленьких городках все знакомы друг с другом.

Катерина и Борис

Выходя за Тихона Кабанова, девушка полагала, что в новой семье встретит примерно то же, что было в родительском доме, мечтала любить мужа, его родню и будущих детей. А столкнулась с постоянными унижениями со стороны свекрови, пьянством и безволием мужа, которое не позволяло хотя бы уважать его, а дети так и не появились.

Единственным членом семьи, который хорошо относился к Катерине, была сестра Тихона — Варвара. Молодая женщина всей душой тянулась к золовке, доверяла ей свои самые сокровенные тайны. Но у Варвары была собственная жизнь и взгляды, которые ее юная невестка разделять не могла.

Борис привлек внимание Катерины

Борис привлек внимание Катерины непохожестью на остальных, она его — тем же. Одухотворенная красота резко отличала ее от грубоватых калиновских женщин. Сближение этих двух людей, как бы пришедших из разных миров в одинаково чуждый им Калинов, было неизбежным, как и трагический финал их романа. К тому же эти двое — птицы разного полета.

Впрочем, только Катерину можно отнести к пернатым, о чем не раз говорится в пьесе. А Борис — разве что мокрая курица.

Огромная любовь Катерины, за которую молодая женщина была с самого начала готова расплатиться жизнью, не шла ни в какое сравнение с искренним, горячим, но все-таки мелким чувством Бориса, неспособного защитить любимую, взять за нее ответственность, даже по-настоящему понять ее. Все это вместе и привело к трагедии.

Самоубийство Катерины

Реплика Кулигина, брошенная в лицо Кабанихе, ее сыну и всем калиновцам: «Вот вам ваша Катерина… Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» — не встречает возражения со стороны горожан. Видимо, они поняли, что в случившемся — не вина и, видимо, даже не грех, а беда этой женщины.

Но дело не ограничилось гибелью героини. Последствием случившегося стало то, что одна из самых крепких семей в городе, по выражению Тихона, «врозь расшиблась». Варвара покинула дом, ушла со своим дружком Кудряшом, что окончательно уронило авторитет Кабанихи в местном обществе. Даже безвольный Тихон поднял голос против матери.

То, что основано исключительно на насилии, обречено на саморазрушение. Если вернуться к перечню поставленных в пьесе проблем, может ли кто-нибудь назвать ту из них, которая сегодня устарела? Вряд ли. Вот почему «Грозу» ставили и будут ставить, всякий раз находя в ней то, что важно и интересно современному зрителю.

Отзывы критиков

Так как произведение вызвало много шума, то, соответственно, и мнений на ее счет было немало. Стоит выделить основные отзывы, касающиеся героев и самой пьесы «Гроза» Островского. Критика Добролюбова, Григорьева и других поможет взглянуть на произведение с разных сторон. Можно отзывы поместить в таблицу, но гораздо удобнее и информативнее будет написать каждый из них отдельно.

В Катерине видно несогласие с кабановскими понятиями о нравственности. Протест, который ей удалось довести до финала, объявлен и под домашними издевательствами, и над пропастью, в которую кинулась бедная девушка. Она не хочет свыкаться, не желает использовать убогое прозябание, дающееся ей в обмен на ее все еще живую душу.

А. Н. Добролюбов

Если воспринимать пьесу Островского как драму, то ей не получится выдержать суровой критики: часть в ней будет лишним, многое — слабым, но если просмотреть в ней едкую сатиру, окутанную только в форму драмы, — то она, по мнению читателей, преобладает над всем тем, что до этого было написано почтенным автором.

А. Пальховский

В своем произведении писатель не столько предает критике и обнажает пороки, сколько изображает жизнь, как она есть. Показывает с юмором, по-доброму, а не по-злому, с сатирой.

А. А. Григорьев

Если избавиться от роковой катастрофы, присущей трагедии, — ее можно лишить всего могущества, замысла. Из великого произведения получится вполне обыденная вещь, которая утратит всю свою силу, так привлекающую читателя.

В. Г. Белинский
Автор статьи
Алексей Гузанов
Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы.
Задать вопрос
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

58 − = 48

Adblock
detector