Смерть Катерины в пьесе Островского «Гроза»

Кто виновен в гибели катерины Гроза

Творчество русского драматурга второй половины XIX века А. Н. Островского было сосредоточено на актуальных вопросах и проблемах того времени. Подобный аспект не обошёл стороной и пьесу «Гроза». Смерть Катерины в этом произведении, например, олицетворяет собой безысходность положения людей нового поколения, которые были вынуждены мириться с бесчеловечными традициями и устоями представителей старого времени. Это самоубийство — итог всей пьесы.

Протест горячего сердца

Среди персонажей драмы «Гроза» выделяются своим нежеланием мириться с так называемым тёмным царством только Катерина, Варвара и Кулигин, однако способной на протест оказывается одна Екатерина. Её трагедия заключается в том, что она слишком чиста для своего окружения, является «лучиком света», который никому там и не нужен. На примере героини автор демонстрирует серьёзные различия между «старыми» и «новыми» людьми, а также насколько вторые свободнее, чище, способнее и лучше первых.

Чёткое разделение на старых и новых

Смерть катерины в пьесе гроза

Сочинение Островского никоим образом не выставляет предыдущее поколение в негативном ключе, поскольку к числу «старых» людей в пьесе относятся и вполне молодые герои, которые одного возраста с той же Варварой или Катериной. Но что-то делает их другими — такими же тёмными, как Кабанова и Дикой.

Всё дело заключается в воспитании. Окружение того же Бориса или Тихона смогло сделать их мелочными, трусливыми и корыстными людьми. Вся их сущность сосредоточена в правилах, которые им надиктованы старшими, в основном деспотом Кабановой. К сожалению, их мало что способно спасти, но они к этому и не стремятся, что легко могут доказать их действия.

Борис, к примеру, отказался бежать вместе с Катериной, для него это было равнозначно самоубийству, ведь всё, что он может без дяди и его состояния, — погибать. Этого персонажа вполне можно назвать виновным в смерти Екатерины, а его отказ стал последней причиной, из-за которой героиня решилась умереть.

Если проводить разделение персонажей на два лагеря — «старых» и «новых» людей, то можно прийти к выводу, что к числу первых относится подавляющее большинство. Люди городка Калинова живут под Кабанихой, во всём ей потворствуют, потому что боятся. Примеры «старых» людей:

Почему погибла катерина

  1. Марфа Игнатьевна Кабанова. Живёт по Домострою, является по жизни самодуром и деспотом, мешающим жить окружающим. Для неё не существует настоящих чувств, главное — соблюдение её правил. Это ярчайший представитель «старого» в пьесе, даже, можно сказать, основополагающий, поскольку именно она оказывает влияние на других героев старого времени.
  2. Савел Прокофьевич Дикой. Так же, как и Кабаниха, является типичным деспотичным самодуром. Жестокий и корыстный человек, привыкший общаться с людьми повелительным тоном с постоянными издёвками. Выступает представителем старых порядков угнетателей.
  3. Борис, Тихон, Кудряш. Персонажи, которых нельзя отнести к людям нового времени, так как они никак этого не проявляют. Герои являются жертвами Кабановой и Дикого, они могли бы и хотели бы быть другими, но воспитание не позволяет им этого сделать. По чужой воле они становятся в один ряд с остальными людьми старого поколения.

Таким образом, разделение на «плохих» и «хороших» в пьесе происходит не по возрасту героев и их «естественному поколению», а по тому, каких взглядов они придерживаются. Кабанова и Дикой — «старые» люди не потому, что они в возрасте, а потому, что живут по принципам прошлого времени, во главе которого стояло угнетение и высокомерное возвеличивание себя. То же можно сказать и о Тихоне или Борисе, только они не делали выбора, а были так воспитаны.

Главный виновный в самоубийстве

Протест Катерины направлен против условий её, если можно так сказать, жизни, которая была наполнена тотальным контролем и полной несвободой. Героиня заявляет, что смерть куда лучше, чем жизнь в «тёмном царстве», и, к сожалению, подтверждает свои слова самоубийством. Её протесту не дали возможности развиться, поэтому единственным путём спасения для неё стало убить себя, что позволило ей освободиться из цепких лап Кабанихи и её лакеев, боявшихся каждого вздоха хозяйки.

Кто виноват в смерти катерины

То, почему погибла Катерина, объясняется ее последней сценой с Борисом. В ней героиня видела свою надежду на спасение, она верила, что благодаря ему всё-таки возможно выбраться из лап Кабановой. Но парень отказался ей помогать, что запустило реакцию, которая привела к самоубийству. В её положении уже невозможно было спастись, поэтому она решила сброситься со скалы и утопиться.

Борис — один из тех, кто виноват в гибели Катерины, но винить только его неправильно. Помимо него в смерти героини виноват и её муж Тихон, который не поддерживал жену и её взгляды, пока она была жива, и, несомненно, сама Кабанова и её общество, которое попросту задавило девушку. Если искать, кто виноват в смерти Катерины, рассуждения о предпосылках для самоубийства можно вести очень долго, но понятно одно — вина́ лежит на всех вместе, покаяние героини тому прямое доказательство.

Победа или поражение

Почему смерть Катерины играет такую большую роль в понимании смысла пьесы? Ответ на этот вопрос можно найти в произведении. Островский наделил свою героиню ключевыми чертами человека нового времени, который не такой, как тот же Базаров. В ней просматривается тяга к свободе от угнетения и старых бесчеловечных порядков, она стремится к возможности спокойно выражать свои мысли и слова.

Смерть катерины победа или поражение почему

Самоубийство героини показывает, как жестоко может обращаться с людьми общество «старых», насколько этот самый социум заблуждается и неверно смотрит на мир: та же Кабаниха видела смысл жизни исключительно в утверждении своей значимости путем издевательства над остальными.

Тема конфликта поколений ярко отражена в пьесе «Гроза», однако более важное место отводится судьбе девушки, которая уже просто не способна бороться с огромными силами патриархального мира. Для Островского произведение означало многое, его волновала жизнь людей в родной стране, а также то, каковы их возможности и место.

В творчестве драматурга эта пьеса не была случайным явлением, он долгое время обдумывал ее, благодаря чему она разлетелась на цитаты и «ушла в народ» намного успешнее других произведений автора.

Значимость борьбы героини

После прочтения пьесы сложно поверить в то, что у Катерины и других людей, оказавшихся в её положении в реальности, были какие-то шансы победить в борьбе со старым поколением, которое никоим образом не собирается покидать свои владения. Но это не совсем так. В какой-то степени драма Островского открыла людям глаза на происходящее вокруг, смотивировала добиваться своего, идти на отчаянные меры, как Катерина, и меняться и искать что-то новое в жизни, как Борис или Тихон. Значение произведения Островского:

Кто виноват в гибели катерины

  1. Некоторые читатели, увидев, насколько жалки и ничтожны Борис, Кудряш и Тихон, решились обратить внимание на себя и измениться, чтобы не быть похожими на жителей Калинова.
  2. Кабаниха и Дикой олицетворяют «зло», с которым нужно сражаться и всячески искоренять.
  3. Варвара и Кулигин показали людям, что человек имеет право на жизнь, даже если он несогласен с мнением окружающих.
  4. Смерть Катерины ознаменовала начало полноценной борьбы против «тёмного царства» как в городе Калинове внутри пьесы, так и в реальном мире.

В заключение можно добавить, что благодаря пьесе «Гроза» обстановка в России начала меняться. Люди осознали, что можно бороться с несправедливостью и при этом не проиграть. Островский воодушевил народ при помощи своей героини, возможно, в этом и заключается смысл смерти Катерины и всего произведения.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector