История создания пьесы А. Н. Островского «Гроза»

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» Гроза

А. Н. Островский — знаменитый драматург XIX в., которого справедливо можно назвать знатоком русской жизни. Его первая пьеса была опубликована более 170 лет назад, но по сей день его произведения перечитывают и ставят в театре. Через язык искусства творец изобличал не пороки отдельных людей, а проблемы общенациональные; вдохновлялся тем, что происходило вокруг. Тот же подход прослеживается и в истории создания пьесы Островского «Гроза», входящей в школьную программу.

Коротко об авторе

Чтобы яснее понимать, чем обусловлен выбор жанра, тематики, идеологической составляющей пьесы, необходимо кратко ознакомиться с историей того, кто «Грозу» написал. Александр Николаевич Островский родился в Москве в 1823 г. Любовь к литературе и писательству обнаруживалась в нём с раннего детства, но отец избрал для него юридическую стезю. Курс в университете будущий драматург так и не окончил, однако благодаря содействию отца поступил на службу в Совестный суд, а затем был переведён в Коммерческий суд.

Рассматриваемые дела касались жизни мелких дворян, купцов, мещан и крестьян. Островский вольно и невольно вникал в их менталитет, участвуя в разбирательстве их споров и тяжб. По долгу службы он присутствовал на заседаниях и составлял судебные протоколы, делая для себя выписки из особо примечательных случаев и характеристики будущих персонажей. Оттого многие пьесы именитого автора реалистично отражали купеческий и мещанский быт. Среди произведений того времени:

  • «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или от великого до смешного только один шаг»,
  • «Записки замоскворецкого жителя»,
  • «Картина семейной жизни» и др.

Комедия «Свои люди — сочтёмся»

Написанная в тот же период комедия «Свои люди — сочтёмся» принесла первую славу Островскому как литератору. Но купеческое сословие оказалось пьесой крайне недовольно, поэтому цензура не допустила её к постановке в театре, а сам автор был уволен со службы в суде и даже находился под полицейским надзором. Первым творением, перенесённым на сцену, стала комедийная пьеса «Не в свои сани не садись» (1852г.). Далее произведения драматурга ставили в театрах чуть ли не каждый год.

Островского называют основоположником русского национального театра, т. к. именно благодаря ему на театральных подмостках начали изображать жизнь обычных людей с их обычными проблемами и правдивыми характерами. Он же ввёл в концепцию постановки четвёртую стену, отделяющую условный мир от зрителей, и избавился от традиции делать ставку лишь на одного актёра. Всячески старался улучшить положение артистов и принимал серьёзное участие в реформаторской деятельности. Он был не только автором успешных пьес, но и:

  • председателем Общества русских драматических писателей;
  • участником Комиссии по пересмотру законоположений об императорских театрах;
  • заведующим репертуарной частью московских театров;
  • создал кружок для артистов-любителей.

За всю свою творческую карьеру Островский успел написать 49 пьес (по данным «Википедии») и перевести множество произведений зарубежных писателей. Дважды был удостоен Уваровской премии: в 1860 г. за пьесу «Гроза», а в 1863 г. за драму «Грех да беда на кого не живёт».

Выбор темы

Гроза — природное явление

«Гроза» была написана в 1859 г., а впервые напечатана — в 1860 г. Произведение относится к «предреформенному этапу» творчества Островского. Во времена, предшествующие отмене крепостного права, в обществе царила разобщенность, патриархальный уклад переживал кризис. Люди предчувствовали приближение резкой и глубокой перемены, и эти общественные настроения нашли отражения в пьесе. Сама гроза — природное явление, порождение стихии — стала символом приближающихся великих событий. Кто-то видел в ней благодать, как, например, Кулигин, кто-то же относится с суеверным страхом, как большинство жителей города Калинова.

Литература того времени была призвана изобличать нелепость и вред устаревших порядков, закостенелое мышление людей, не признающих новые ценности. Ярким представителем «людей прошлого» является деспотичная Кабаниха. Человеческая жажда свободы вступает в конфликт со старыми предрассудками и навязанными идеями. Эта внутренняя борьба воплотилась в образе несчастной Катерины. Внушённые ей с детства страх перед Богом и нравственные основы домостроя, заставляют её бояться собственных желаний, страдать неоправданным чувством вины, безропотно терпеть самодурство свекрови.

События «Грозы» — это не трагедия одной семьи, а отражение целой эпохи. В пьесе переданы типичные характеры, типичные условия, типичный провинциальный городок, а конфликт свободной личности со старыми устоями был явлением общенациональным.

Драматург в своём произведении поднимает вопросы нравственного состояния общества того времени и на примере семейства Кабановых наглядно передаёт суть нарастающего социального напряжения.

Экспедиция по Волге

В 1856 году по пожеланию великого князя Константина Николаевича некоторые признанные писатели отправились в литературно-этнографическую экспедицию для описания промышленности и быта различных территорий России. Организовало экспедицию Морское министерство. В числе прочих поехал и Александр Островский, в качестве объекта изучения он выбрал приволжские земли: от верховья реки до Нижнего Новгорода. В этот период начинается практическая часть в истории создания пьесы «Гроза» — сбор материала.

Город Калинов

Во время путешествия Островский описывал местный быт и нравы, промыслы жителей и диалектические особенности языка. Он посетил Ржев, Тверь, Торжок, Осташков и другие города. Все они имели между собой довольно много общего, и город Калинов, где происходит действие «Грозы», представляет собой их собирательный образ. Персонажи также стали неким «средним арифметическим» из местного населения, типизированными представителями своей среды. Записи с экспедиции писатель позже использовал как основу и для других своих произведений.

Удивительное совпадение

В 1859 г., то есть в год написания пьесы, в Костроме произошла трагедия — в Волге обнаружили тело молодой утопленницы. Этот факт постепенно породил убеждение, что сюжет «Грозы» полностью взят из реальной жизни, а Калинов есть не что иное, как переименованная Кострома. Погибшей девушкой оказалась Александра Клыкова. Впоследствии на костромских театральных постановках актёры намеренно изображали Кабановых максимально похожими на Клыковых. Не поверить в эту теорию было сложно, так как в процессе следствия совпадений нашлось предостаточно:

Гибель катерины Кабановой

  • гибель Александры расценивали как самоубийство;
  • и Катерине, и Александре не было ещё и 20 лет;
  • обе не имели детей;
  • обеих угнетала тяжёлая атмосфера в семье;
  • властная свекровь держала семью в ежовых рукавицах;
  • слабохарактерный муж не мог защитить жену от нападок своей матери;
  • Александра, не видя любви от мужа, завела отношения с почтовым служащим, а Катерина из-за чувств к Борису считала себя изменщицей.

У многих и сомнения не возникало, что Клыкова является ключевой фигурой в истории создания пьесы «Гроза», но, как выяснилось, это было не так.

В начале ХХ в. при сопоставлении дат обнаружилось, что Островский никак не мог знать о костромской трагедии просто потому, что случилась она в ноябре, а писатель закончил работу над пьесой ещё в начале октября того же года и даже уже отправил рукопись в цензуру.

Настоящий прототип Катерины

Любовь Павловна Косицкая

Итак, утопленница Александра не могла быть прототипом главной героини драмы, но прототип у Катерины всё-таки был. Им стала Любовь Павловна Косицкая, артистка императорской труппы. Островский познакомился с ней в начале 1850-х гг., когда ставил в театре комедию «Не в свои сани не садись», и очень быстро влюбился. Косицкая ценила талант писателя и ещё больше его дружбу, но ответить взаимностью на его чувства не могла, так как была замужем. Сам же Островский в то время жил с простолюдинкой, с которой имел общих детей, но в церковном браке не состоял.

Дружба драматурга и артистки продолжалась долгие годы. Любовь Павловна работала вместе с Островским и принимала участие в 9 его постановках: «Бедность не порок» (Анна Ивановна), «Доходное место» (Вышневская), «Не так живи, как хочется» (Груша) и др. Автор «Грозы» изначально предназначал роль Катерины своей возлюбленной, и на премьере молодую Кабанову сыграла именно она. В рукописи напротив монолога главной героини: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!..» стоит пометка Островского о том, что такой же сон ему рассказывала «Л.П.», т. е. Любовь Павловна. Также известно, что Косицкая была, как и её персонаж, глубоко верующим человеком.

Собственный творческий путь автора, социальная обстановка предреформенной эпохи, этнографическая экспедиция по Волге, личная любовная драма — всё это важные элементы в истории создания «Грозы» Островского, а инцидент с Клыковой лишний раз подтверждает, что сюжет пьесы действительно был очень близок к реальному положению вещей. Произведение получило высокие оценки критиков и зрителей, многие называли «Грозу» лучшим творением драматурга.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector