Образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза»

гроза образ екатерины Гроза

Триумфом любви назвали пьесу Островского, когда она впервые была сыграна на сцене Малого театра. Отзывов было много: одни восторгались, другие, сторонники благонравия, открыто осуждали героиню, но равнодушных не было. Образ Катерины в пьесе «Гроза» Добролюбов назвал «шагом вперед» в русской литературе, от которого «веет на нас новою жизнью, открывающейся нам в самой ее гибели».

История прототипа героини

Работа над произведением «Гроза», основной темой которого стал конфликт между старыми и новыми традициями и устоями в купеческой среде, велась Островским летом и осенью 1859 года. Долгое время считалось, что на написание пьесы писателя вдохновила поездка в Кострому. И действительно, перед читателями представала жизнь маленького купеческого городка под названием Калинов, где жизнь замыкалась в узком мирке патриархальных устоев. Прототипом главной героини стала известная в то время актриса Любовь Косицкая, которая и до этого играла в пьесах драматурга.

Образ катерины в пьесе островского гроза

Островский признавался, что все лучшее, что он написал в своей жизни, было создано «для какого-нибудь сильного таланта и под влиянием этого таланта». Косицкая была предана своему делу и в игре на сцене пыталась как можно правдивей передать характер и чувства своих героинь. Дорога к театру была нелегкой. Родившись в семье крепостной крестьянки, девочка познала все лишения в доме грубого и невежественного барина, «которого народ звал собакою».

Когда девочке исполнилось 14 лет, семье удалось выкупиться на волю и Люба нанялась горничной в дом купчихи Долгановой. Здесь на домашних концертах открылись ее артистические способности, а когда девушка побывала на спектакле местного театра, решила, что свяжет судьбу со сценой. Мечта Любы начала осуществляться, когда она в апреле 1844 года была принята солисткой в Нижегородский театр для участия в оперных постановках.

После окончания столичной театральной школы в 1847 году Косицкая дебютировала в одной из пьес Шиллера и стала полноправной артисткой Малого театра.

Однако ее природный талант требовал ролей глубоких и сильных, и они пришли с пьесами Островского.

Образ катерины в пьесе островского

Последний не отрицал, что Любовь Никулина (по мужу) будет играть лучшие роли. Совместное творчество сблизило двух интересных людей, и у них завязался настоящий любовный роман.

Они оба имели семьи, у писателя к тому времени было уже двое детей. Пьеса «Гроза» стала плодом их страстной любви. Любе нужна была роль для бенефиса, и она должна была сыграть главную героиню в «Воспитаннице». Но данное сочинение драматурга попало в опалу, и тогда он приступил к написанию «Грозы».

Так рождалась Катерина Кабанова — в любви и муках ее создателя, из жизненных и творческих впечатлений 30-летней актрисы Малого театра.

Жизнь в семье Кабановых

По сравнению с детством и отрочеством в родительском доме, где, по словам самой Катерины, она жила, «точно птичка на воле», в семье Кабановых было «все как будто из‑под неволи». Когда ее выдали замуж за Тихона, она восприняла это спокойно, считая, что это судьба каждой девушки. Поэтому, войдя в семью Тихона Кабанова, она была готова любить мужа и уважать свекровь. Женщина надеялась, что он станет ей защитой и опорой, но Тихон не был подготовлен к этой роли.

Образ катерины в пьесе гроза

Он неспособен не только на заботу и защиту другого человека, он сам себя защитить не может от деспотизма матери. Катерине «жалко его очень». В борьбе со страстью к Борису она пытается привлечь к себе мужа, но в те минуты он хочет быстрее уехать из дома, чтобы не слышать сварливые речи Кабанихи.

Мир Катерины меняется. Ей уже не так нравится ходить в церковь, как в девичестве, за всем видит она недовольный и жесткий взгляд свекрови.

По мере нарастания конфликта усиливается страх девушки за совершенный перед Богом грех:

  • «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».
  • В свою очередь, Кабанова все время внушает сыну, что страх необходим для семейной жизни: «Как, зачем бояться! Какой же это порядок-то в доме будет?».

И стоит заметить, что это вовсе не признак самодурства. Это требование было традиционным для патриархальной семьи. И сама Катерина не против этого.

 катерина в пьесе островского гроза

Прощаясь с мужем, она просит взять с нее «какую-нибудь клятву страшную», которая очень похожа на приказы Кабанихи. Но душа женщины против ее воли тянется не к запрещениям, а к свободе. Измену она считает грехом, который требует наказания.

Без покаяния она не может молиться: «Лезет мне в голову мечта какая-то… Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет». Обстановка, в которой вынуждена жить молодая женщина, требует лжи и притворства: так живет Варвара, сестра Тихона, и вполне довольна.

Но Катерина не умеет и не хочет никого обманывать, во всем угождать свекрови и быть рабой своего бесхарактерного мужа тоже не хочет и в смерти находит свое освобождение.

Любовь Катерины

Ежедневно ощущая тяжелый гнет свекрови Марфы Кабановой, Катерина чувствует тоску и одиночество. Муж Тихон тоже не может ее понять и поддержать в чужом для нее доме. Когда женщина впервые увидела в городе Бориса, племянника Дикого, недурной внешности, образованного и с хорошими манерами, обратила на него внимание, а потом и полюбила его. После смерти бабушки, которая завещала свое состояние его дяде, и без того богатому купцу Дикому, Борис и его сестра остались ни с чем.

Катерина в пьесе островского

Борис все-таки надеется, что дядя смилостивится и выдаст им положенную долю, поэтому терпит все издевательства с его стороны. Влюбившись в Катерину, он не думает, что их отношения могут принести ей неприятности. Окружающие, видя это, предупреждают его отступиться, чтобы не случилось беды. «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!.. Ведь это значит, вы ее совсем загубить хотите. А ведь здесь какой народ!.. Съедят, в гроб вколотят», — тревожится за их судьбу Кудряш.

Но идя на поводу своих чувств, бесхарактерный Борис не задумывается о последствиях. Искренне верящая в Бога Катерина считает свою лю­бовь грехом и переживает от чувства вины. Она мучается угрызениями совести, но надеется на защиту от своего возлюбленного, ошибочно считая его сильной личностью. Ее любовь настоящая, и она готова ради нее на любую жертву:

  • «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?».
  • Для нее страшна только разлука с любимым человеком.

После возвращения мужа приходилось прибегать к обману и хитростям, к чему она была неспособна. Но вернуться к прежней жизни для женщины было еще большим мучением. Промучившись несколько дней, она прилюдно признается мужу в измене. У того же один страх — что скажет мать. Кабанова, выслушав исповедь несчастной Катерины, выводит свою мораль: «Что, сынок, куда воля-то ведет?».

До последней минуты Катерина надеется, что Борис придет и спасет ее, но тот, кроме рыданий, ничего не делает и уезжает по приказу дяди в другой город.

Не ожидая такого предательства, Катерина решает свести счеты с жизнью: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно».

Черты характера, значение образа

По мнению Добролюбова, в драме «Гроза» Островский изобразил «русский сильный характер» Катерины. Критик считает натуру главной героини решительной, так как для нее «лучше гибель, чем жизнь при тех началах, которые ей противны». Воспитанная в доброй семье, она сумела вынести из нее самые лучшие черты характера. Девушка скромная, чистая, с открытой душой и добрым сердцем. Обман для нее неприемлем: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу».

Но, живя у Кабановых, не притворяясь, нельзя. Она не может принять порядки свекрови, для которой главное в жизни — пугать и унижать домашних. Жизнерадостная и беззаботная жизнь у родителей сменилась тоской, чувством постоянной вины и желанием умереть. Муж ее Тихон и его сестра Варвара умеют создать видимость покорности, а сами тайком живут, как им хочется. Скорее всего, Кабаниха знает обо всем и не удивлена, так как все так живут.

 гроза кратко

Поэтому слишком смирная с виду Катерина навевает на нее необъяснимый страх: не грубит, слушается мужа, беспрекословно выполняет работу по дому. В то же время невестка не хочет выполнять обычаи, которые для нее непонятны (не выла при отъезде мужа), не стала скрывать своей любви к Борису. И мечты, по мнению обывателей Калинова, у нее какие-то «странные»: «Отчего люди не летают так, как птицы?», и сны сказочные: «Снятся мне или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса».

Даже отношение к вере в Бога и церкви у Катерины другое, естественное, от души («точно, бывало, я в рай войду»), Кабаниха же соблюдает религиозные традиции формально, чтобы не уронить свою власть над окружающими. Катерина бросается в реку, потому что не может и не хочет жить в обмане и лицемерии и без любви. Нельзя не согласиться с великим критиком, что этот поступок героиня совершила не от слабости и безволия, а от силы характера. Катерина своей гибелью создала возможность у жителей городка Калинова задуматься о свободе и духовном раскрепощении.

После ее смерти многое меняется: уходит из дома Варвара, Тихон осознает никчемность своей жизни, Кабаниха теряет былой авторитет. Поэтому, увидев в пьесе Островского «завуалированный призыв к возмущению», власти какое-то время запрещали ее к постановке на сцене.

Для современников образ Катерины — это образ чистой и светлой души, побуждающий бороться с невежеством и приспособленчеством, учиться при любых обстоятельствах отстаивать свое мнение.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector