В чём смысл названия пьеса «Гроза» Островский

Пьеса «Гроза» Островского Гроза

Тема природы и смысл названия пьесы «Гроза» Островский связал между собой специально, автор сравнивает характеры и судьбы героев с этим величественным и прекрасным явлением. В драме описывается быт и устои одной купеческой семьи, коих много по всему государству Российскому. Поднимаются вопросы личностной свободы, прав женщин, может ли человек быть счастливым в данных обстоятельствах.

Творчество А. Н. Островского

Островский — популярный русский писатель и драматург XIX века, его деятельность оказала немалое влияние на развитие Российского национального театра, он основал театральную школу и изменил подход к сценическим постановкам.

А. Н. Островский впервые предложил зрителю иное направление в драматургии — реализм, открыл целую плеяду ярких актёров. Тема пьес Александра Николаевича — рядовые люди в обычных ситуациях, их психология и трагедии, корнями уходящие в быт. Драматург ставит целью объяснить житие простого человека, его проблемы, смятения, ожидания.

Упразднение крепостного права

В пьесе «Гроза», созданной в 1859 г., выставлены напоказ обывательщина, патриархальные устои и жизнь купечества. В тот период Россия жила предчувствием реформ и глобальных перемен, среди которых одним из самых ожидаемых событий было упразднение крепостного права.

Автор подвергает анализу такие проблемы, как роль женщины в обществе, её место в семье, современный «Домострой», пробуждение в человеке чувства собственного достоинства, добродетели, взаимоотношения старшего поколения, угнетающего, и безмолвного — «молодёжи».

Первостепенная мысль «Грозы» состоит в том, что человек с благородными порывами и стремлением к воле не может благополучно проживать в обществе, где доминируют «бессердечные нравы», господствует «Домострой» и всё сформировано на боязни, лжи и повиновении. Понять, в чём смысл заглавия пьесы «Гроза», поможет анализ описываемых событий.

Главная тема произведения заключается в конфликте между «тёмным царством» и его жертвами:

  • Угнетатели, «тёмное царство»: Дикой, Кабаниха.
  • Их жертвы: Катерина, Варвара, Тихон, Кулигин.

Вымышленный Калинов

Драму Островский написал после своего путешествия по Волге. Изучив лично нравы, царящие в захолустных уездных городках, писатель создал некий объединяющий образ — Калинов с его мещанским, ритмичным стилем жизни. По замыслу автора его можно назвать оттиском всех провинциальных городков, а патриархальные нравы жителей — это скорее правило, чем исключение.

Вымышленный Калинов

Сколько таких Катерин и Кабаних по всей матушке России. Обыватели не интересуются ничем происходящим вне привычной среды обитания, общественные проблемы не решаются, а по сути обостряются. Калинов — образчик консервативности и застоя. Но жизнь не может стоять на месте, она требует движения вперёд. Грянет гроза, сильный дождевой поток смоет всю сальность, сломает всё устаревшее, повеет ветерок перемен. Но до того городишко Калинов пребывает в предгрозовом состоянии, в ожидании бури.

Жизненные позиции обитателей:

  • Кто имеет деньги, тот имеет и власть.
  • Кто имеет власть, тот использует её безраздельно.
  • Человека можно унижать, оскорблять, понуждать к повиновению.
  • Возбранить любое проявление живого человеческого чувства.
  • Приневолить лгать, приноравливаться.

Что говорятся в пьесе о грозе

Первым природное явление упоминает Кабанов. Тихон уезжает от Кабанихи и возглашает: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Сын боится мать, отъезд из дома он воспринимает как недолгое освобождение, глоток свежего воздуха, а под «грозой» понимает угнетение матушкой. Поэтому тешится возможности вырваться из затхлой атмосферы отчего дома и нагуляться «на год вперёд».

Купец Дикой

Смысл названия драмы «Гроза» в символичности — это не только элемент композиции, но и символ покаяния для другого персонажа — Дикого: «Гроза нам в наказанье посылается». Эта опаска возмездия за содеянные грешки присуща и прочим персонажам пьесы.

Не волнуется и даже силится противостоять стихии только Кулигин, механик-самоучка, он надумал и смастерил громоотвод. Для него Гроза — не меч возмездия, а величественное прекрасное явление природы, несущее очистительную силу.

«Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас всё гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь». Не пугаться этой грозы, а принимать её как зарождение новой жизни — таким восприятием Кулигин противопоставляет себя другим персонажам и может считается представителем новой прогрессивной точки зрения.

Заглавие драмы

Почему пьеса называется «Гроза» — выбор названия явно произошёл неслучайно. Оно несёт огромный смысловой оттенок и его можно рассмотреть с различных позиций. В композиции пьесы природа занимает значительное место. К примеру, подчёркивает важнейшую мысль, суть творящегося, она дополняет действие.

Так, ночной восхитительный вид природы отвечает за встречу Катерины и Бориса. Грёзы героини о независимости подчёркивают раздолья Волги, зрелище безжалостной стихии распахивается при отображении самоубийства Катерины.

Описания природы, кажется, способствуют также развитию сюжета, будто бы ощутимо подталкивают определённые события и тем самым стимулируют формирование и разрешение конфликтов. В сцене грозы, например, стихия как бы побуждает Катерину к внезапному публичному раскаянию, угрызениям совести. Буря приключается не только лишь в природе, но также и в душе Катерины. Она согрешила и сожалеет о проступке. В ней противоборствуют две эмоции: трепет перед ужасной Кабанихой и боязнь, что смерть придёт внезапно и застигнет, «как ты есть, со всеми твоими прегрешениями».

Если говорить кратко, то набожность, опасение кары за грех одержали верх, и Катерина публично сознаётся в совершенном. Ни один из обитателей Калинова не может уразуметь её: у данных людей нет, как у героини, столь богатого внутреннего мира и возвышенных этических ценностей; они не ведают мук совести, поскольку их моральный кодекс — только бы всё «шито да крыто было».

Решение катерины покончить жизнь самоубийством

При всём том это признание не доставляет Катерине душевного облегчения. Героиня способна выжить, лишь веря в любовь Бориса. Но, осмыслив, что возлюбленный не лучше мужа и она всё так же одинока в данном мире несправедливости, где ей всё «постыло», она не видит другого выбора для себя, как кинуться в Волгу.

Катерина нарушила божий закон ради свободы и независимости. Гроза и в её мятущейся душе оканчивается полным обновлением.

Молодая светлая женщина целиком и навсегда избавилась от цепей калиновского мира и предрассудков. Происходящая в её душе буря переводится в бурю, возникающую в самом обществе, и всё сие действие вершится на фоне стихии. Следовательно, в смысл названия «Гроза» Островский также вкладывает стержневую мысль произведения: тяготение к свободе, пробуждающееся в людях, внезапно чувство самоуважения и самостоятельности начинает основательно грозить существованию прежних порядков.

Обществу Дикого и Кабанихи подходит долгожданный конец, потому как в «тёмном царстве самодуров» возник «луч света» — Катерина — светлая душа, которая не может терпеть тягостный дух, властвующей как в семье, так в городе. Её протест проявился в страсти к Борису, в самочинном бегстве от жизни. Катерина отдала предпочтение смертельному концу, нежели бытию в мире, где героине всё окружающее «постыло».

Героиня, по сути — грозы этой первоначальная молния, которая грянет во весь дух в обществе. Тучи над «стародавним мирком» густели уже давным-давно. В социуме начинают разрушаться «домостроевские» принципы, ведь такие, как Кабаниха и Дикий злоупотребляют его идеями, обеляя собственный деспотизм.

Даровать младым поколениям подлинной веры в несокрушимость своих установленных правил жития они не сумели. Молодёжь согласна следовать таким устоям только до тех времён, пока может достичь компромисса. Если же баланс нарушен и гнёт становится более неприемлемым, когда одурачивание спасает лишь временно, частично, именно тогда в человеке вдруг начинает пробуждаться ярый протест, он выковывается и определённо способен вынырнуть наружу.

Зажгло в Тихоне человеческую искорку

Зажгло в Тихоне человеческую искорку именно самоубийство жены. К нему пришло озарение, оказывается, из любых обстоятельств есть выход. И самый слабодушный из персонажей драмы, очерченных Островским, круглую жизнь без пререканий слушавший матушку, вменяет ей в вину смерть своей жены.

Если даже Кабанов способен сообщить о вспыхнувшем внезапном протесте, то «тёмному и патриархальному царству» поистине осталось совсем недолго существовать. Гроза также показывается и символом грядущего обновления. В природе следом за стихией воздух всегда свежий и чистый. В «темном царстве» вследствие грозы тоже настанет освежение: на замену гнетущим и подчиняющим старым порядкам явится, по всей вероятности, новое общество воли и свободы.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector