Характеристика главных героев пьесы Н. Островского «Бесприданница»

Пьеса Н. Островского «Бесприданница» Сочинения

Великий русский драматург Николай Островский при работе над своими пьесами всегда опирался на принцип, согласно которому «надо делать ставку не на одного-двух актёров, а на весь участвующий театральный состав». Этим объясняется хорошая проработка ролей как ключевых персонажей, так и второстепенных. При внимательном изучении характеристик главных героев «Бесприданницы» эта особенность становится ещё более заметной.

Краткая история создания

Работу над пьесой драматург начал в 1874 году. Исследователи считают, что сюжет «Бесприданницы» был основан на реальных событиях: Островский в 1870-ых годах работал почётным мировым судьёй в городе Кинешме и был частым свидетелем семейных распрей на почве ревности. Произведение было закончено в 1878 году; тогда же состоялись и первые премьерные спектакли, которые завершились неожиданным для Островского результатом:

  • Пьеса с лёгкостью прошла цензуру, литературные журналы готовились печатать её на своих страницах, шла подготовка со стороны актёров Александринского и Малого театров. Всё указывало на дальнейший успех произведения.
  • Однако после первых представлений стало понятно, что ни искушённые любители театра, ни провинциальная публика не приняли «Бесприданницу». Если кратко — критические отзывы содержали в себе сплошные упрёки в адрес автора (главным образом за отсутствие динамики в пьесе и за банальный сюжет). Тем не менее драматург сам считал её успешной и не изменил в тексте произведения ни одной буквы.
  • При жизни Островского эта пьеса так и не была понята зрителями; вообще, она стала одним из самых громких провалов с точки зрения успешности представления. Через 10 лет после смерти драматурга интерес к пьесе вернул Александринский театр (во многом благодаря актрисе, игравшую главную героиню).

Персонажи «Бесприданницы»

Новаторство пьесы в психологическом и драматическом отношении ныне не поддаётся сомнению — на сегодняшний день произведение заслуженно заняло место одной из лучших работ Островского. Основной конфликт пьесы завязан на отношениях людей, имеющих разное социальное положение. Персонажи «Бесприданницы» оценивают друг друга только с позиции потенциальной личной выгоды.

Помимо прочего, в произведении роковым качеством является гордость или, вернее, гордыня. Из-за непомерного самолюбия мать хочет выдать свою последнюю дочь замуж за нелюбимого человека (так как он единственный берёт её без приданого), а впоследствии именно из-за гордыни муж убивает её («чтоб не досталась никому»).

Характеры персонажей

В пьесе участвуют всего 7 действующих лиц. Система образов главных персонажей включает, собственно, саму бесприданницу Ларису Огудалову, её мать Хариту Игнатьевну, Сергея Паратова (богатого барина, в которого влюблена Лариса) и Юлия Капитоновича Карандышева (неудачливого жениха). К второстепенным героям относятся Мокий Кнуров (пожилой и очень богатый торговец), Василий Вожеватов (молодой человек, работающий в богатой фирме) и Аркадий Счастливцев по прозвищу Робинзон.

У Паратова первоначально фамилия была «Парат» (значение этого старого слова — стремительная, неудержимая порода собак), а у Вожеватова — «Вожеват» (тот, кто ведёт за собой, тащит силой).

Лариса Дмитриевна Огудалова

Главная героиня представляет собой девушку из бедной дворянской семьи, у которой нет «главного в жизни» — приданого, так что теперь выйти замуж за богатого человека для неё огромная проблема. При этом Лариса обладает невероятной красотой, вокруг неё всегда увивается множество кавалеров и ухажёров. Описание других качеств героини можно представить в виде списка:

Лариса Огудалова

  • Стремление к самостоятельным поступкам, вопреки воле матери и других людей. Подобная импульсивность и решительность к действию напоминает некоторых других женских персонажей русской литературы — в частности, Катерину из «Грозы» или Настасью Филлиповну из «Идиота».
  • Безоглядность чувств. Однажды полюбив, Лариса Огудалова не может сама поменять себе «объект любви».
  • Болезненное самолюбие, которое стало причиной её выхода замуж за Карандышева, — лишь бы сбежать из материнского дома.

В ходе пьесы замечается, что Лариса, несмотря на дворянское происхождение, «слишком проста» для чопорных и циничных богатеев — она не умеет и не любит лгать. Она достаточно наблюдательна для того, чтобы заметить, как окружающие мужчины видят в ней только «куклу, с которой можно поиграть, а затем изломать и бросить».

Когда Лариса сбежала с Сергеем Паратовым, она не просто рассчитывала удачно выйти замуж — она искренне верила в то, что в их отношениях есть любовь. Поэтому, когда выяснилось, что Паратов обручён, Огудалова сама стала ждать смерти с нетерпением. Ведь именно в конце пьесы у неё впервые прорываются слова благодарности к нелюбимому Карандышеву, который её застрелил: «Милый мой, какое благодеяние вы сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я… я сама» (берёт пистолет себе в руку, чтобы все считали, что это было не убийство, а самоубийство).

Харита Игнатьевна

Мать Ларисы порядочно настрадалась в жизни — некогда обеспеченная дворянская семья лишилась практически всего состояния. Две другие дочери неудачно вышли замуж — одна за кавказца, который увёз её в горы, и никто не знает, что там с ней, вторая — за шулера и мошенника, прикинувшегося иностранцем.

Харита Игнатьевна

Харита Игнатьевна, будучи неглупой женщиной, сфокусирована только на одной цели — свою последнюю дочь она должна удачно выдать замуж. Одержимость достигает таких пределов, что мать не замечает, как Лариса жутко раздражается всякий раз, когда в дом приходят новые посетители («как на базар приходят, оценить товар»).

Мать считает, что Ларисе нужно чаще вертеться «в блестящем обществе» — так больше шансов найти себе порядочного жениха; при этом сложно сказать, является ли это проявлением материнского беспокойства или же Харита Игнатьевна через замужество дочери хочет поправить собственное финансовое положение. С точки зрения «любящей матери», для Ларисы лучшая партия — Паратов, который является «лучшим мужчиной во всех смыслах», но именно он в итоге и станет причиной смерти девушки.

Сергей Сергеевич Паратов

Симпатичный и богатый дворянин 30-ти лет с некогда огромным состоянием, которое с каждым днём становится скромнее. На момент встречи с Ларисой Паратов готовится продать свой последний пароход (что указывает на его близость к банкротству, однако, даже несмотря на такое положение, он продолжает кутить и тратить деньги на роскошные приёмы).

Сергей Сергеевич Паратов

Паратов больше всего на свете любит деньги — он сознательно идёт на брак по расчёту, нисколько не беспокоясь о чувствах других людей. Сергей Сергеевич любит играть чувствами людей, он насмехается над бедностью и невзгодами других (в частности, над Карандышевым).

Другой отличительной чертой этого дворянина является злопамятность и гордость — Паратов не раз говорил Кнурову, что «у меня правило: никому ничего не прощать, а то страх забудут». В конце концов именно Сергей Сергеевич и обесчестил Ларису, проведя с ней ночь на пароходе, превратив её трудное положение в безвыходное, однако даже после слёзных упрёков девушки («Что ж вы молчали, что вы обручены? Безбожно! Безбожно!») его мысли были заняты предстоящей сделкой, а не тем, что жизнь Ларисы, по сути, была сломана.

Юлий Капитонович Карандышев

Жених Ларисы Огудаловой — небогатый чиновник стандартной наружности, который, как и его невеста, является «маленьким, ничтожным человеком». Он единственный, кто согласился жениться на бесприданнице, однако Карандышев сделал это отнюдь не в силу любви или сострадания; им двигало желание получить в жёны красивую девушку, чтобы утереть нос насмешникам и всем, кто относился к нему презрительно. А также у Юлия стоит назвать такие свойства характера:

Юлий Капитонович Карандышев

  • Ревнивость. Карандышев, в период своей не затянувшейся на долгий срок помолвки, регулярно ревновал Ларису к Паратову и к Вожеватову.
  • Склонность к демонстративному поведению. Как-то раз Юлий Капитонович хотел застрелиться при всех, да «духу не хватило». А также он известен своими чудачествами и резкими сменами настроения.
  • Завистливость и чувство внутреннего превосходства над другими. Он считал, что делает очень благородное дело, когда берёт себе в жёны «скомпрометировавшую себя девушку».

Карандышев не лишён и положительных качеств. Сама Лариса считает, что её будущий муж — человек добрый (хоть и очень пресный, скучный). При этом Юлий готов терпеть насмешки и унизительные замечания, если он видит для себя в этом выгоду.

Из всех персонажей пьесы Карандышев, возможно, наиболее неподходящий муж для Ларисы в плане характера. С другой стороны, именно он в конечном счёте решится на поступок, который освободит её от мучений.

Аркадий «Робинзон» Счастливцев

Провинциальный и неудачливый актёр, который играет роль лакея или шута при Паратове. С его помощью Островский раскрывает особенности характеров других персонажей (в частности, Карандышева и Кнурова). Свое прозвище актёр получил лично от Сергея Паратова — тот однажды вытащил его с острова на своём пароходе. Любит злоупотреблять спиртным и отличается мнительностью и обидчивостью.

Василий Данилыч Вожеватов

Является одним из давних друзей детства Ларисы. Достиг огромного финансового благополучия — именно он и покупает пароход у Сергея Паратова. Отличается цинизмом в отношении к людям и к женщинам в частности. В Ларисе видит для себя красивую игрушку или куклу; однако когда он узнаёт, что Паратов испытывает к ней интерес, то «вздыхает с облегчением», так как он боится лишних трат.

Одна из отличительных черт Вожеватова — хвастовство; судя по всему, он стал наследником состояния, однако всем и каждому рассказывает о своих невероятных способностях и уме.

Мокий Парменыч Кнуров

Мокий Парменыч Кнуров

Самый старый персонаж пьесы среди всего списка героев. Кнуров — один из самых влиятельных и богатых людей, когда-либо приходивших в гости к Харите Игнатьевне. В числе его качеств — плохое отношение к простолюдинам, а также бережливость и склонность достигать своих целей любыми способами. Любит искусство, коллекционирует картины.

Мокий Парменыч не рассчитывает на любовь со стороны Ларисы — он достаточно умён, чтобы понимать, что к чему; однако он хочет, чтобы прекрасная девушка скрасила ему старость «хотя бы и за поездки в Париж». Стоит отметить, что, находясь на грани отчаяния, Лариса принимает предложение Кнурова — «если уж и быть вещью, то золотой».

Что любопытно, все мужские персонажи «Бесприданницы» так или иначе увлечены Ларисой, но никто не воспринимает её как живого человека: для одних она забава, для других — способ возвыситься и продемонстрировать свои альтруистические качества, для третьих — возможность самоутвердиться. Именно такое отношение к девушке приводит к трагическому финалу.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector