В произведении Уильяма Шекспира каждый герой борется за свою правду. У Клавдия это стремление к власти, у принца датского — жажда справедливости. «Гамлет» и его характеристика главных героев выделяет неизменным одно: хитросплетение человеческих страстей и нравов в пьесе интересное и по сей день.
Характеристика персонажей
В пьесе Шекспира присутствуют 13 персонажей. 5 из них являются второстепенными, 8 выступают на передний план. В характеристике герои по значимости расположены в порядке убывания:
- Гамлет. Сын погибшего от руки брата датского короля. Его отца тоже звали Гамлет (вероятно, это имя передается старшему ребенку в королевской семье). Наследнику примерно 20−25 лет, он благороден душой и храбр. Когда узнает о смерти отца, возвращается из Виттенбергского университета к датскому двору. Увиденная им картина — мать, вышедшая замуж за брата покойного супруга — естественно, вызывает у персонажа сначала недоумение, а затем подозрения. Особенно когда призрак отца рассказывает, как собственный брат убил его, влив в ухо яд белены во время сна. Сразу и беспощадно отомстить дяде племянник не мог, т. к. должен был сам убедиться в доказательстве преступления. Тогда у него возникает план: прикинуться сумасшедшим, чтобы родственник не смог заподозрить его в проведении расследования. И затея удается. Даже Офелия, возлюбленная датского принца, верит в его невменяемость.
- Призрак отца Гамлета. Это лицо появляется в пьесе дважды: когда рассказывает принцу о своей трагической гибели и во время сцены изобличения королевы сыном, прося пощадить ее. Есть предположение, что дух не получил упокоения, поскольку умер без отпущения грехов и вынужден скитаться между миром живых и мертвых. Только смерть убийцы и раскрытая правда о преступлении помогут ему попасть в рай. Сын помогает духу отца обрести покой, хоть и погибает сам.
- Матерь принца — королева Гертруда и жена умершего короля. Предстает перед читателем умной, но бессердечной и любящей власть особой. Ее стремление править можно рассмотреть как слабоволие, когда она соглашается с предложением Клавдия. Она не любила прежнего мужа и к сыну относится без особой нежности. С новым супругом образует идеальную пару, двуличную и властолюбивую. Позже после разговора с сыном понимает его убеждения. Умирает, выпив бокал отравленного вина, предназначавшегося принцу.
- Клавдий. Брат предыдущего короля, действующий хитростью, чтобы получить титул. Дабы не искать новую королеву, а заодно утвердить свое положение женился на вдове отравленного им властителя. От Гамлета мечтает избавиться, но затея не удается. В кульминации пьесы раскаивается в своем поступке, объясняя его жаждой к власти. Погибает от руки племянника.
- Офелия. Возлюбленная принца, дочь Полония — советника Клавдия и сестра Лаэрта, бывшего друга Гамлета. Милая и добрая девушка, она не отличается умом и сообразительностью, к тому же слаба духом. Не понимая, сколько хитросплетений создал Гамлет, чтобы добиться своего, легко позволяет врагам юноши манипулировать собой. После смерти отца сходит с ума, и «случайно» тонет (не исключено, что по желанию королевы Гертруды).
- Полоний. Служит новому королю в качестве советника. Вельможа очень хитер и умен, свои способности использует для слежки за другими подданными, особенно за принцем. Пытаясь в очередной раз подслушать речи Гамлета, чтобы доложить королю, он скрывается в покоях, где королева беседует с сыном. Но случайно выдает себя, и принц пронзает его шпагой сквозь ковер, где соглядатай прячется.
- Лаэрт. Был хорошим другом принцу Гамлету до того, как тот убил его отца. Весть о гибели родственника юноша получает находясь во Франции. Он тут же понимает, что должен отомстить. Помочь ему избавиться от Гамлета вызывается Клавдий. Лаэрт должен убить бывшего друга с помощью отравленной шпаги, а если не выйдет, завершить дело бокалом вина с ядом. В результате погибают и принц, и сын советника, а предназначенное первому вино выпивает Гертруда.
- Горацио. О нем можно рассказать коротко. На момент описываемых в пьесе событий это лучший друг Гамлета. Именно ему принц передает просьбу рассказать соплеменникам о коварстве Клавдия, которого успевает убить перед собственной смертью.
- Марцелл и Бернандо. Два офицера, сообщившие принцу датскому, что видели призрак умершего короля. Они провожают Гамлета к месту, где обнаружили дух, и оставляют юношу для беседы с привидением.
- Розенкранц и Гильденстерн. Парочка лицемеров, притворяющихся друзьями принца. По наущению Клавдия согласились ради вознаграждения сопровождать Гамлета в Англию. Там они должны были передать английскому королю письмо с просьбой убить юношу. Однако принц подозревает об их коварстве и подменяет послание.
- Фортинбрас. Наследник Норвегии, как и Гамлет, носящий родовое имя своего отца. Никогда не встречался с принцем датским, но оба знают о существовании друг друга в хорошем свете. В пьесе о нем говорится как о молодом, изящно воспитанном и решительном наследнике. Именно ему Гамлет завещает перед смертью свой трон.
Персонаж Гамлет неслучайно помещен в начало списка, как и Фортинбрас — в конец. Первый обозначает прошлое, второй — будущее Дании. То есть, право владеть страной передается от одного к другому.
Версии происхождения пьесы
В самом начале XVII века среди литераторов было принято переделывать старинные произведения, а также вышедшие из-под пера современников. «Грешил» этим и Шекспир. Но, в отличие от других, он не слово в слово копировал чужие тексты, а переписывал их под публику, изменяя и добавляя новые сюжетные линии.
Есть 3 версии, которые могли послужить созданию произведения:
- Основа исландской саги Снори Стурлусона о принце Амлете.
- Материалы работы драматурга Томаса Кида, изданной 7 годами ранее, но отличавшейся грубостью сюжета, что было исправлено Шекспиром.
Память о сыне автора, тоже Гамлете, который умер незадолго до написания трагедии.
Возможно, смерть наследника подтолкнула Шекспира сделать концовку пьесы трагической. Однако несмотря на горе (или благодаря ему) произведение получилось глубоким и злободневным. Его до сих можно рассматривать, как образец того, к чему приводят обман, жажда власти и коварство, а цитатные фразы используют как меткие выражения.