Барин с массивной фигурой, весьма напоминающей средней величины медведя, впервые возникает в пятой главе поэмы. Он являлся четвертым продавцом Чичикова и, в отличие от остальных, предстает перед читателем необычным персонажем. Портретная характеристика и описание внешности Собакевича в произведении «Мертвые души» поможет ярче представить помещика из русской глубинки, крепкого по телосложению, но пустого в душе.
Внешний вид
Внешний портрет Собакевича далек от утонченной и стандартной картинки. Как пишет сам Николай Васильевич Гоголь, он не очень старался, создавая этого героя, как может показаться на первый взгляд. Автор описывает его следующей цитатой: «Создатель не использовал каких-то деликатных инструментов, наподобие буравчиков, мелких напильников и другого, но просто рубил с плеча: ударил раз топором — получился нос, ударил второй — вышли губы, ковырнул сверлом — глаза и, не обскобливши, выпустил в свет, промолвив: Живет!».
Лицо у Михаила Семеновича Собакевича было округлой формы, широким и не сильно красивым, оно создавало впечатление молдаванской тыквы. Цвет тоже не очень приятный и нежный — он был красный, это у Павла Ивановича Чичикова ассоциировалось с «медным пятаком».
Персонаж характеризуется крепкой фигурой — он был довольно высокого роста, с размашистой «конской» спиной. Его ноги напоминали тротуарные колонны — громадные и неуклюжие. Ступни тоже были огромного размера. Павел Иванович с удивлением замечает, что сегодня не часто можно встретить таких людей — богатыри уже практически все вымерли. Вполне логично, что при этой комплекции герой не обладал особой грациозностью, а скорее напоминал слона в посудной лавке — он постоянно шаркал и наступал на ноги людям, которые его окружали.
Хоть природное естество обделило его внешней красотой, оно дало ему очень крепкое здоровье — «скорей железо простудится и начнет кашлять, нежели этот чудом сформованный человек».
Основные занятия
Характерная особенность всех гоголевских героев в «Мертвых душах» заключается в том, что они имеют свой уникальный характер в рамках этой поэмы, но, в общем, показывают один тип помещиков, проживавших в то время в стране. Для них нормальное явление — работать наравне с крепостными. Делает это Собакевич не из-за того, что не доверяет крестьянам, как, к примеру, Плюшкин, либо считает, что без его присутствия они не будут хорошо трудиться. Просто он не видит чего-то зазорного в физической работе. Для Михаила Семеновича это вполне нормально.
Среди других привязанностей Собакевича нужно выделить большую любовь к еде. Он любит вкусно и плотно поесть. Но его в понимании деликатесы, необычная и вкусная пища — это разные вещи. Михаил Семенович с отвращением говорит об употреблении устриц, лягушек и других заморских продуктов. Для помещика наилучшим вариантом является настоящая русская кухня.
Обычный прием пищи у него становится пиршеством, так Гоголь описывает присутствовавший в то время «культ еды». «У меня если свинина — всю свинью подавай, баранина — всего барашка неси, курица — всю тащи! Лучше я съем два блюда в меру, как душа пожелает. Собакевич положил себе на тарелку половину бараньего бока, съел его и обсосал до последней косточки».
Михаил Семенович далекий от искусства и саморазвития. Все атрибуты творчества в доме, как, к примеру, картины — смотрятся довольно комично, видно, что они расставлены, поскольку так принято и модно, а не из-за того, что их хозяева интересуются каким-то видом живописи.
Мозг Собакевича постоянно занят способом получения денег. Он все время работает с целью выгоды и хорошей прибыли. Когда Павел Иванович предложил ему продать мертвые души, помещик воспринял это нормально, как будто это повседневное занятие, напоминающее сделку с пшеницей.
Деревня и усадьба
Деревня и усадьба помещика выглядят наподобие его владельца — абсолютно лишены эстетики, прочные и крепкие. Все сооружения Михаила Семеновича (даже колодцы и изгороди) изготовлены из дерева, они массивны и на них отсутствуют какие-то декорации. «Избы мужиков в деревне также дивно срублены: не было каменных стен, узоров ручной работы и иных затей, но все подогнано плотно и как нужно».
Помещик уверен, что все конструкции должны выполнять их главную задачу — защита от ветра, мороза и осадков, они обязаны быть довольно надежными и простыми в эксплуатации, причем им абсолютно не требуется утонченность и эстетика. Поместье Собакевича смотрится тоже комично и оригинально.
Павлу Ивановичу оно напомнило дом для военных поселений: неотесанный и массивный. Рассматривая хозяйскую усадьбу, он отмечает, что процесс строительства являлся продуктом активных споров педанта-архитектора и Михаила Семеновича: многие окна заложены или сделаны небольшими, вместо классических четырех колон установлено лишь три: «зодчий добивался симметрии, владелец — удобства», потому после строительства дома помещик все переделал по-своему.
Особенности образа
В своем произведении писатель часто акцентирует внимание на том, что помещик выглядит как «вылитый медведь». По внешнему виду он очень напоминает этого зверя:
- одежда коричневого цвета, как шкура медведя: «Сюртук на нем был медвежьего цвета, панталоны и рукава длинны»;
- он неуклюж, но периодически проявляет невиданную ловкость, как дрессированный медведь;
- у него косолапая походка.
В помещениях весь интерьер тоже роднит Собакевича с этим животным, даже дрозд напомнил Павлу Ивановичу медведя. При этом Чичиков часто делает замечания помещику: «медведь! настоящий медведь! Нужно же такое удивительное сходство: его даже прозвали Михайлом Семеновичем».
Но в то же время упущено другое сходство Собакевича — с собакой. В своем произведении писатель широко применял систему символических фамилий и имен. С учетом этого фамилия помещика должна натолкнуть читателя на восприятия героя не только как символом «медведя», но и как олицетворение «собаки». Непосредственно Собакевич тоже указал на этот похожий факт в своем монологе: «Характер настолько собачий, что не могу принести удовольствия ближнему».
Говоря иначе, парадокс помещика состоит в том, что в этом герое описывается два символа: неуклюжий, сильный и большой медведь, а также собака, которая лает на всех.
Отношения с людьми
Герой с полной «собачьей» отдачей вступает в разговор с окружающими. Он не часто положительно отзывается о других, тем более о дворянских помещиках. Бесцеремонно Собакевич говорит, что все кто его окружает жадины и глупцы. Как он считает, даже очень воспитанные и образованные люди, если внимательно разобраться, настоящие дураки. Они практически ничего не знают о том, как нужно вести хозяйство, расположены расточать собственные силы и деньги на пустяковые дела.
Он никогда не церемонится в описании людей. Так, к примеру, он открыто говорит малознакомому Павлу Ивановичу, что Плюшкин является жуликом и собакой, негативно относится к французской кухне и гастрономическим пристрастиям губернатора, заявляет, что его повар жарит кошек и говорит что это кролики.
У Собакевича нежные, насколько это получается с учетом его характера, взаимоотношения только с супругой Феодулией Ивановной — он называет ее душкой и все время хвалит жену за вкусную еду.
Неплохие отношения у помещика складываются и с его крестьянами. Он знает каждого своего крепостного по имени, говорит, что они умелые работники.
Иллюстрации и экранизации
Первым художником, который сделал рисунки к «Мертвым душам», был А. Агин. В 1845 г. он обратился к писателю с просьбой согласиться на создание иллюстраций, но Николай Васильевич отказал. Невзирая на это, художник начал работу. В итоге он нарисовал 100 картинок, которые воссоздают сюжет и образы главных героев. Различные эпизоды общения Собакевича и Павла Ивановича поместились у него на 5 листах.
В 1851 г. над персонажами Гоголя работает иллюстратор Петр Боклевский. На одном из изображений помещик напоминает пса: он показан со свисшими бровями, небольшими глазами и узкими губами. К числу художников гоголевской поэмы также относятся:
- Борис Кустодиев;
- Владимир Маковский;
- Николай Пирогов;
- Николай Зубчанинов;
- Елена Самокиш-Судковская;
- Мечислав Далькевич;
- Алексей Лаптев;
- Коллектив художников Кукрыниксы.
Режиссеры, вдохновленные произведениями Гоголя, экранизировали его поэму «Мертвые души». Образ Собакевича в кинематографе был воплощен:
- Первый фильм вышел в 1909 г. Это черно-белая немая кинолента режиссера Чардынина, где персонажа играет Василий Степанов.
- Через почти полстолетия в 1960 г., Л. Трауберг ставит телеспектакль по произведению «Мертвые души». В работе использовалась инсценировка поэмы, которая принадлежала перу Булгакова и была написана в 1930 г. Героя играет Алексей Грибов.
- Режиссер Белинский в 1969 г. также снимает фильм-спектакль по сюжету произведения. Роль Собакевича досталась Юрию Толубееву.
- Показ следующей экранизации произошел в 1984 г. с подачи режиссера Швейцера. Героя поэмы играет Вячеслав Невинный.
- Первый телевизионный сериал по гоголевским мотивам выходит в 2005 г. Павел Лунгин создал проект, который назывался «Дело о мертвых душах». Персонажа сыграл Александр Семчев.
Собакевич может показаться неординарным помещиком — тогда как многие люди пытаются облагородить собственный интерьер, он полностью лишил его любой эстетики и привлекательности. При этом он непростой человек в плане общения. Ему сложно сойтись с остальными людьми, поскольку он первым делом отмечает в других недостатки, если, естественно, это не кто-то из представителей его рода. Причем он отличный помещик, заботится, чтобы его крестьяне не голодали и были обеспечены требуемым минимумом для своего существования.