История и анализ произведения Пушкина «Моцарт и Сальери»

Произведение «Моцарт и Сальери» Сочинения

Произведение «Моцарт и Сальери» — одна из известных трагедий Александра Сергеевича Пушкина. Из анализа произведения можно увидеть ключевые темы: сильная опасность, которую таит в себе злоба и зависть, а также музыкальный конфликт. Произведение разделено на 2 части. Главная почти вся состоит из множества размышлений и монологов. Сюжет строится на слухах и не подтвержден историей. Для лучшего понимания книги важен анализ произведения «Моцарт и Сальери».

Содержание произведения

Невозможно производить анализ без ознакомления с содержанием. Как уже было сказано выше, трагедия Пушкина состоит из двух частей. События первой половины происходят в комнате главного героя — Сальери. Экспозиция произведения, которая является вводной частью, показывает внутренний мир, а также его характер, мысли и воспитание через монолог. Аудиторией музыканта являются только читатели.

Главный персонаж, Сальери

Автор обращает внимание публики на то, что главный персонаж, Сальери, полностью осознает, насколько велик талант Моцарта, он поистине в восторге от его творений, но в нем живет ужасное чувство — зависть. Стыд захватывает композитора, это чувство угнетает его и ухудшает качество жизни героя, но исправить он это не в его силах. В начале первой части речь идет о трудных взаимоотношениях главных действующих лиц, которые основаны как на дружбе, так и на вражде.

По окончании своего монолога Сальери проговаривает вслух имя Моцарта, в то время как он появляется на сцене, подумав, что первый его заметил. Он приходит не один, а со слепым скрипачом, которого нашел в трактире, затем просит его исполнить какую-нибудь мелодию. Музыкант решает исполнить арию из произведения «Дон Жуан» и принимается за игру. Исполнение не радует слух, звучит ужасно фальшиво и неумело. Моцарт считает это смешным, а Сальери, напротив, выражает крайнее недовольство, обвиняя старика в надругательстве и неуважении к высочайшему искусству. Сальери прогоняет музыканта прочь, но Моцарт вручает ему деньги, а также предлагает выпить.

Ощущение зависти и незаслуженности таланта

Далее Моцарт представляет Сальери свое сочинение, которое написал ночью из-за мучившей его бессонницы, и начинает его исполнять. Слушатель поражается глубине написанного, но музыкант лишь смеется. Сальери оказывается в полном возмущении, убеждаясь, что Моцарт не заслуживает того, что имеет, в особенности своего таланта, а также называет коллегу божеством, которое этого не понимает. Моцарт же снова отшучивается, затем Сальери приглашает его пообедать в трактире.

Герои встречаются в трактире «Золотого Льва»

Вновь Сальери остается наедине с собой, задумываясь о своей жизни. В итоге он решается убить Моцарта, отравив его. Он считает, что тот является угрозой для искусства. Главные герои, как и договаривались, встречаются в трактире «Золотого Льва», там же и начинают вести разговор. Моцарт рассказывает другу о своих переживаниях, а точнее, о необычном человеке, который сделал заказ на «Реквием». У него создается впечатление, что человек в черном всюду преследует его. Сальери удивляется и пытается успокоить товарища, убеждая его, что все это лишь глупости и детские страхи.

Затем главный герой трагедии, Сальери, вспоминает своего давнего знакомого Бомарше, который советовал выпить бокал шампанского и прочесть произведение «Женитьба Фигаро», дабы успокоить все тревоги. Моцарт же сомневается, вспомнив слух, что Бомарше однажды отравил кого-то, но Сальери убеждает его, что это был человек смешной и неспособный на такие поступки. Моцарт соглашается со словами коллеги, считая, что, действительно, гений музыки и злодейство не могут быть вещами совместимыми. В это время Сальери бросает ему в бокал яд.

После случившегося Сальери осознает, что наделал, и пытается остановить друга, но не справляется с этой задачей. Моцарт все же выпивает содержимое стакана. Затем он подходит к фортепиано и принимается за исполнение «Реквиема». По мере того как он исполняет произведение, глаза его собеседника наполняются слезами, но вовсе не от угрызений совести, а именно от осознания того, что он сумел выполнить долг. Музыканту, исполняющему оперу, становится нехорошо, и он покидает трактир.

Далее Сальери начинает сомневаться в содеянном, считая, что совершил ошибку и никакого оправдания его поступкам нет. В итоге Моцарт, несмотря на то что оказался отравленным, выходит победителем из этого столь длительного противостояния.

Основная тема и проблематика

Основой конфликта в произведении, которое соответствует жанру трагедии, становится именно зависть. Это поистине разрушительное чувство приводит Сальери к тому, что он совершает преступление как нравственное, так и реальное. Он травит своего коллегу и товарища, замечательного музыканта, Моцарта. Пушкин, находясь на его месте, то есть являясь жертвой зависти огромных масс, презирал это ужасное чувство. Именно это и стало причиной того, что он создал настолько живое и искусное произведение русской литературы.

Зависть Сальери к Моцарту

Интересным фактом является то, что преступник трагедии, Сальери, остается безнаказанным, но считать себя победителем также не может. Высказывание о том, что гениальность и злодейство не могут быть совместимыми вещами, навсегда остается в памяти героя, заставляя его снова и снова жалеть о содеянном, а также сомневаться в своей правоте. Моцарт же торжествует. Он всегда был выше этих разрушающих человечество чувств и людской злобы, в чем и выражается его исключительность. Именно в этом и есть основная идея произведения — показать разрушение человеческой жизни, которая протекает с постоянным чувством зависти и злобы.

Вторая проблема произведения — это различное восприятие занятия музыкой. Для одного это искусство, для другого же — ремесло.

Сальери считает, что Моцарт не заслуживает своего таланта, и постоянно осуждает его. А это не меньшее преступление, чем завистливое отношение.

Особенности композиции

Произведение «Моцарт и Сальери» основано на вечном противостоянии добра и зла. Также оно имеет ряд особенностей. К ним можно отнести следующие:

«Гений и злодейство — несовместимые вещи»

  1. Начало трагедии А. С. Пушкина приходится на монологи-размышления Сальери, так же как и конец.
  2. Основой произведения являются мысли мучительного характера. Они преследуют старого музыканта.
  3. Резкое изменение характера монологов главного героя произведения. Происходит это в случае Сальери.
  4. Доступный и понятный характер написания трагедии.

Фразу «гений и злодейство — несовместимые вещи» произносят оба героя. Это является выделением основной мысли произведения. Окончание произведения приходится больше на философские размышления пожилого музыканта, нежели на описание смерти его фактического соперника. Если говорить о том, что сближает Моцарта и Сальери, то это музыка и умение её понимать.

Главные герои произведения

Анализ «Моцарт и Сальери» Пушкина не может быть проведён без рассмотрения его ключевых персонажей. Особенностью трагедии является их малое количество. Главных героев всего два, и они являются героями-антиподами, противопоставленными друг другу, как добро и зло. Но также в произведении присутствует такой персонаж, как старый музыкант, который обрамляет пьесу своими высказываниями. Вот ключевые действующие лица:

Главные герои «Моцарт и Сальери»

  1. Моцарт — главный положительный герой произведения, молодой музыкант, обладающий огромным талантом, которому и завидует Сальери. Он считает последнего другом, даже не подозревая о том, что происходит у того в голове. В конце трагедии отравлен, но тем не менее именно он остается победителем.
  2. Сальери — также главный, но отрицательный герой трагедии, пожилой музыкант, работающий при дворе. На протяжении всего произведения чувствует зависть по отношению к Моцарту и задумывает его убийство, в конце совершает его путем отравления.
  3. Фигура в черном — герой, который появляется в конце трагедии. По мнению Моцарта, предвестник смерти. Заказывает «Реквием» у молодого музыканта, а также, по мнению Моцарта, всюду преследует его.
  4. Старый музыкант — герой трагедии, которого приводит Моцарт. Исполняет музыку неумело и фальшиво. Его довольно важная роль в произведении заключается в передаче его основы с помощью всевозможных высказываний и комментариев.

Все остальные герои трагедии Пушкина второстепенны. Раскрытие их характера никак не показано автором, они являются лишь дополнением к содержанию произведения.

Форма написания

Стихотворение «Моцарт и Сальери» относится к «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина с сохранением всех присущих им черт. Для него характерны полное и ясное раскрытие идеи, острый конфликт, а также его итог, актуальная проблема. Развязка является трагической. Что касается краткой истории создания, то это произведение было написано в наиболее плодотворный период творчества Пушкина — в Болдинскую осень. Произошло это в 1830 году.

Книга написана в стихотворной форме, в направлении классицизма, с четким соблюдением основных правил литературы, то есть относительно места, времени, а также действий персонажей. Трагедия написана в пятистопном ямбе, а также имеет очень малый объем — содержит в себе всего 2 части. В список «Маленьких трагедий Пушкина», помимо рассмотренной трагедии, также входят:

  • «Пир во время чумы»;
  • «Каменный гость»;
  • «Скупой рыцарь».

«Скупой рыцарь»

Такой обзор произведения кратко будет полезен тем, кому необходимо составить план будущего сочинения для урока литературы, а также всем, кто хочет разобраться в смысле, заложенном в трагедии. Поклонники творчества Пушкина, задающиеся вопросом, почему отношения главных героев складывались именно таким образом, также почерпнут для себя много полезного. Сообщение, которое он хотел донести до читателей этим произведением, также раскрыто.

Автор статьи
Алексей Гузанов
Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы.
Задать вопрос
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

37 − 32 =

Adblock
detector