Характеристика и роль Азазелло в романе «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Мастер и маргарита

Один из ключевых героев фантастического романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — Азазелло. Характеристика персонажа полна мистических черт. За видом неопрятного мужчины прячется опасный убийца, спутник самого́ дьявола. Он участвует в важных для авторского замысла сценах и дополняет других героев. Внешние изменения персонажа по мере развития сюжета помогают понять его истинную натуру.

Прообраз и имя героя

Прототип Азазелло из «Мастера и Маргариты» — Азазель, библейский падший ангел. Ветхозаветному злодею приписывают изобретение оружия, брони, косметики и зеркал. Демон научил мужчин убивать, а женщин — соблазнять, за что и был изгнан с небес в пустыню. Булгаков придал имени «Азазель» итальянское звучание — Azazello, чтобы показать вспыльчивую натуру героя. Персонаж получил от демона отталкивающий внешний вид и противоречивый характер. Именно из-за «способности к обольщению и убийству» он попал в свиту князя тьмы.

Роль в произведении

Азазелло — помощник Воланда

Азазелло — помощник Воланда, входящего в число главных героев романа. В свите ему отведено место палача и защитника господина. Демон-убийца владеет навыками запугивания и обмана. Работу, которая связана с применением насилия, поручают ему. Он вышвыривает Лиходеева из Москвы, участвует в избиении Варенухи, убивает барона Майгеля. Ни одна сцена кровавой расправы не обходится без его участия.

Иногда Азазелло играет роль слуги или посыльного: встречает гостей Воланда, дарит Маргарите магический крем, приносит Мастеру отравленное вино.

Персонаж не дружен ни с Бегемотом, ни с Коровьевым-Фаготом и нечасто присоединяется к учиняемым ими хулиганствам в Москве.

Портрет и характер

Внешний вид персонажа не постоянен. Он меняется в зависимости от обстоятельств и намерений хозяина:

  • При первом появлении он — пламенно-рыжий коренастый мужчина отталкивающей наружности. Ходит приспешник Воланда хромая и переваливаясь. Его голос гнусавый и неприятный, а лицо пугает: изо рта виден клык, левый глаз закрыт бельмом. Персонаж предпочитает надевать трико и вооружаться ножом.
  • Для встречи с Маргаритой Азазелло решает принарядиться. Он появляется в накрахмаленной рубашке, хороших костюме и обуви.
  • В доме Мастера внешность демона не так отталкивает: из недостатков на лице остаётся только бельмо. Одет он в чёрный плащ.
  • В финале романа Булгаков даёт описание настоящего облика «демона безводной пустыни»: облачение сменилось на сияющие доспехи, лицо стало бледным, а глаза — тёмными и безжизненными.

Встреча с Маргаритой Азазелло

Характер героя во многом объясняет, почему он склонен к насилию. Азазелло молчалив, но не стесняется использовать ругательства и прямолинеен в своих высказываниях. Он мастерски владеет оружием и навыками убийства. Не чуждо ему и манипулирование: где невозможно добиться успеха запугиванием, он применяет уловки и обман. Умение тонко чувствовать настроение собеседника (например, Маргариты в Александровском саду) позволяет демоническому приспешнику Воланда всегда добиваться цели.

Несмотря на грубость в общении с людьми, к хозяину Азазелло обращается подчёркнуто вежливо и почтительно. Поручения сатаны помощник выполняет скрупулёзно и на совесть. Все его действия продуманы, чтобы не допустить просчёта. Такая дисциплинированность контрастирует с обычным поведением мужчины: он не прочь выпить и закурить, причём выпить обильно и без закуски.

Ему не нравится общаться с женщинами: герой находит представительниц слабого пола «трудным народом».

Сложно поверить, но демон наводит жуть даже на своих соратников — Коровьева и кота Бегемота. Мастер и Маргарита дают Азазелло разные характеристики. Женщина при первой встрече не испытывает симпатии.

«Разбойничья рожа» и повадки обольстителя не вызывают у Маргариты доверия. Однако после бала её приводят в восхищение первоклассные навыки стрельбы. Подавленный Мастер не замечает в облике демона ничего «колдовского и необычного», как и не находит его лицо устрашающим.

Образ в кинематографе

Познакомиться с героями «Мастера и Маргариты» можно, не только читая книгу. Роман, как и его части, экранизировали не раз. Азазелло появляется в следующих картинах:

Мариуш Бенуа

  • 1972 год, фильм снят в Италии и Югославии, актёр — Павле Вуйисич;
  • 1988—1990 года, сериал снят в Польше, актёр — Мариуш Бенуа;
  • 1994 год, фильм снят в России, актёр — Владимир Стеклов;
  • 2005 год, сериал снят в России, актёр — Александр Филиппенко.

Булгаков показывает нечистую силу с неожиданной стороны: сатана и демоны обличают подлецов, трусов и лжецов. Идею о наказании зла злом наиболее по́лно воплощает Азазелло. Он незамедлительно карает тех, кто провинился и не вызывает при этом отвращения.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector