Одним из наиболее значимых событий в русской литературе XX столетия можно считать появление романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Сюжет произведения автор выстраивает, описывая сцены, связанные с ключевыми персонажами (Мастером, Воландом, Азазелло, Бегемотом, Коровьевым). Большое значение писатель придаёт характеристике Маргариты. В романе «Мастер и Маргарита» это самый важный женский персонаж.
Защитница и муза
Автор изобразил героиню не просто возлюбленной Мастера, а его другом, ангелом-хранителем и музой. Она стала единственным человеком, сумевшим понять его до конца, сопереживающим его творческим порывам.
Мучительное стремление Мастера встретить истинную любовь обретает плоть и кровь не сразу. Лишь в конце одиннадцатой главы происходит долгожданная встреча. Но не только для главного героя эта встреча стала судьбоносной.
Жизнь в ожидании любви
В биографии Маргариты нет ничего необычного. Она была замужней тридцатилетней женщиной. Её брак нельзя назвать несчастным. Такой жертвенной и романтичной натуре, какой Маргариту рисует автор, он казался бесцветным.
До встречи с Мастером женщина вела праздную и материально обеспеченную жизнь. Отсутствие детей, частые и длительные командировки мужа только обостряли чувство душевной пустоты и одиночества.
Но где-то в глубине сердца тлела надежда на большое всепоглощающее чувство. Героиня болезненно ждала, она искала эту любовь. К моменту встречи с любимым её душевные силы были на исходе. Позже она призналась ему, что в тот день была у последней черты.
Маргарита Николаевна никогда не чувствовала сопричастности к тому, что с ней происходило. Её не покидало ощущение, что она живёт чужую жизнь. И вот свершилось. Это было то, что она ждала, искала, к чему готовилась.
Слово «любовь» не в состоянии объять силу чувств, нахлынувших на героиню романа. Она не влюбилась, а загорелась, утонула, заболела любовью.
Внешность и душевные качества
Булгаков, не давая подробного описания внешности своей героини, фокусирует внимание читателя на её душевной красоте. Известно лишь, что она была интересной брюнеткой, умной и образованной. Один глаз женщины слегка косил, но это только добавляло ей привлекательности.
Романтическая натура героини не лишена проницательности и жизненного практицизма. Девушка сразу распознала в новом соседе угрозу для Мастера. Только благодаря её стараниям несколько глав из рукописи мастера увидели свет.
Красочно описан эпизод погрома квартиры Латунского, который учинила Маргарита. Персонаж ее в этот момент проявляет следующие черты:
- обидчивость;
- злопамятство;
- мстительность.
Маргарита Николаевна, несмотря на замужество, вступает в отношения с Мастером. Но это нельзя назвать изменой в полной мере. Женщина не может изменить мужу, которого никогда не любила.
Булгаковская героиня лишена меркантильности и бескорыстна. Она легко расстаётся с личными вещами, одаривая ими домашнюю прислугу. Выбирая награду, предложенную Воландом, девушка не руководствуется корыстными соображениями. Зная, что может заслуженно получить всё, чего только пожелает, она не думает о собственной выгоде. Героиня старается прийти на помощь своему возлюбленному и избавить от мук детоубийцу Фриду. Эти примеры характеризуют следующие ее качества:
- верность;
- преданность;
- милосердие;
- жертвенное служение своей любви.
Вот основные черты характера булгаковского идеала. Его героиня трепетно хранит вещи, напоминающие о любимом. Чтобы получить хоть какую-то информацию о Мастере, пропавшем полгода назад, она, погибающая от тоски, покидает любящего мужа. Бросая спокойную и обеспеченную жизнь, уходит в неизвестность, смело идёт на сделку с дьяволом и выполняет все его условия.
Главная героиня романа не только переносит физические страдания во время бала. Осознавая последствия сотрудничества с Воландом, она понимает, что этим поступком губит свою душу.
Решительность и отвага
Маргарита у Булгакова решительна, отважна и способна до конца бороться за свою любовь. В последних главах романа выясняется, что её избранник смалодушничал, лишив себя права на свет. Он отказался от своей любви и пожалел о том, что написал роман.
В качестве награды за роман Мастер получил покой и Марго, как он сам ее называл. Оставаясь преданной возлюбленному, она добровольно уходит с ним в царство вечного покоя.
Создавая художественный образ Маргариты, Михаил Булгаков попытался явить миру собственное понимание женского идеала. Ценность художественного произведения определяется не критикой современников, а отношением к нему потомков. Судьба романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» подтверждает это в полной мере.