Проблемы воспитания и образования в комедии Фонвизина «Недоросль»

Комедия Фонвизина «Недоросль» Недоросль

Одним из наиболее выдающихся произведений русской литературы по праву считается творение Дениса Фонвизина «Недоросль». Проблемы воспитания и образования в комедии были весьма ощутимы в годы жизни автора, но своей актуальности они не теряют и сегодня, ведь от качества этих процессов во многом зависит будущее человека, его взгляды на жизнь, восприятие окружающего мира.

История написания

Свою комедию Денис Фонвизин вынашивал несколько лет и переделывал не один раз: произведение в окончательном виде значительно отличается от его первоначального варианта. Первый набросок автор написал в 1760 году, а завершить работу ему удалось лишь в 1782 (именно тогда комедию впервые поставили на сцене театра).

Денис Фонвизин

Изначально писатель задумал изобразить избалованного помещичьего сынка, которому из-за постоянного потакания глупой матери суждено вырасти невежественным человеком. На страницах первых набросков произведения Фонвизин изображал безграмотного Иванушку с растущей бородой и его родителей, стремящихся обучить сына. Мать здесь представлена глупой, упрямой, но слабовольной. Отец понимал, что ребёнка нужно учить, но не знал, как заставить его постигать азы науки. При этом Иванушка безнаказанно ругал и бил родителей.

Такие наброски пьесы не удовлетворили стремлений Фонвизина, поскольку автор хотел изобразить не только последствия плохого обучения, но и жестокость, грубость крепостного права. Денис Иванович тщательно продумывал новые сцены, в которых хотел высветить произвол помещиков. Комедия должна была показать отвратительность порядков при крепостном праве, когда одних людей приравнивают к собственности других.

Писателя возмущало отношение Екатерины Второй к своему дворянству. Она всё чаще стала назначать на высокие должности случайных приближённых, которые не имели перед Родиной никаких заслуг. Именно это подвигло Фонвизина ввести в своё произведение образ Стародума, служившего при императорском дворе, но бросившем дело из-за резкого осуждения дворцовых нравов.

В окончательной редакции «Недоросля» автор решил назвать главного героя Митрофанушкой. Писатель особенно выделяет воспитание (точнее, отсутствие такового) у подростка, показывает дурное влияние крепостного уклада Простаковых и Скотининых на его характер и мировоззрение. Из-за этого комедия перерастает в сатиру, обрушившуюся на главное зло тех времён — крепостничество. Денис Иванович стремился осуществить в своей пьесе сразу несколько затей:

  • высмеять воспитание сына помещиков;
  • изобличить бесчеловечность крепостного рабства;
  • указать на обманчивость блеска королевского двора.

Содержание пьесы

Деревенская семья Простаковых

Рассказ касается жизни деревенской семьи Простаковых. Барыня заказала у портного кафтан для сына Митрофанушки. Женщина рассердилась на мастера из-за того, что пошитая вещь оказалась узкой на шестнадцатилетнего подростка. При этом портной Тришка всячески пытался оправдаться, но барыня даже не хотела его слушать.

Кафтан шили специально ко дню обручения брата Простаковой Тараса Скотинина с его невестой Софьей (родственницей отца семейства). Софью растила в Москве её мать. Полгода назад матушка скончалась, и осиротевшую девушку взяли к себе Простаковы. О том, кто станет её женихом, Софья не знала. Спустя некоторое время девушке пришло письмо от некогда пропавшего дяди, оставившего ей собственное состояние. Простаковы не умели читать, поэтому они попросили узнать, что в письме, своего соседа Правдина. Услышав содержание записки, помещица решила женить на Софье вместо брата сынка Митрофанушку.

К Правдину приехал погостить его друг Милон, служивший офицером и испытывавший нежные чувства к Софье. Но ему недолго пришлось радоваться неожиданной встрече с девушкой, поскольку она поведала ему о свадьбе с Митрофаном, которую ей прочила госпожа Простакова. Эта новость огорчила Милона и заставила изрядно ревновать, но когда офицер узнал о недоразвитости подростка, быстро успокоился.

Скотинин, узнавший о планах своей сестры женить на Софье его племянника, набросился на Митрофана. Когда Простакова слышит об этом, то бежит драться с родным братом. Такую картину застаёт только приехавший дядюшка Софьи Стародум. Он хочет спасти свою племянницу от сумасбродной семьи и женить на достойном человеке.

Неплохо было бы соединить узами брака Софью с её сынком

Хозяйка поместья начинает льстить богатому родственнику, намекая, что неплохо было бы соединить узами брака Софью с её сынком. Она всячески расхваливает образованность Митрофана, представляет гостю его учителей. Стародум, пообщавшись с подростком, видит его недоразвитость и объявляет своё категорическое решение против этой свадьбы.

На следующее утро Софья с дядей и Милоном собираются уезжать в Москву. Простакова идёт на хитрость и организовывает похищение девушки, чтобы обвенчать её с Митрофаном. Но Милон препятствует этому.

В результате Стародум с племянницей всё-таки уезжают, а у Простаковых забирают право на управление имением. Помещики остаются ни с чем.

Тема образования и воспитания

Митрофанушка в комедии «Недоросль» представляет собой дворянского подростка, не получившего образование. Во времена жизни Фонвизина совместно с уменьшением материального стимула к обязательной службе усилились ее тяготы. В результате дворяне чаще стали от неё уклоняться.

В 1736 году в соответствии с новым законом срок обучения недорослей увеличили до 20 лет и позволили получать воспитание дома. Дворяне воспринимали учение как муку и всячески стремились уклониться от него, хотя образованные люди твердили, что дворянам просто необходимо знать русскую историю с географией, а также гражданские законы.

Проблема воспитания в комедии «Недоросль»

После выхода в свет первой постановки пьесы «Недоросль» в России начались движения, целью которых было учреждение народных школ. Фонвизин был активным деятелем Просвещения, в связи с чем участвовал в подобных вопросах, поднимаемых в стране. Именно поэтому так много внимания уделено проблеме воспитания в комедии «Недоросль». Сочинение талантливого писателя наполнено ярким содержанием, взятым непосредственно из окружающей его реальности.

В «Недоросле» изображена дворянская семья времён Екатерины Второй, пребывающая в хаотичном состоянии. В помещичьем доме все понятия искажены, а чувства вывернуты наизнанку. Везде проявляют себя ложь, произвол и гнёт. Госпоже Простаковой свойственны:

  • наглость;
  • трусливость;
  • злобность;
  • бесчеловечность ко всем, кроме сына.

К тому же она неграмотна и невежественна. Из-за этого женщина выбирает своему ребёнку некомпетентных учителей:

  • отставного солдата;
  • недоученного семинариста;
  • простого кучера.

Такие специалисты ничему не способны обучить Митрофана, но для хозяйки дома это не имеет значения. Из-за самодурства Простакова постоянно заставляет домочадцев врать и изворачиваться. Воспитанный на неправильных примерах своей семьи, Митрофанушка вырастает злобным и эгоистичным человеком, готовым отказаться даже от собственной матери. Его добрый от природы характер был изуродован неправильной системой семейных взаимоотношений.

В противовес Простаковой в комедии выступает Стародум — истинный представитель просветительского класса дворян. Этот персонаж был идеалом писателя. Именно в его образе кратко иллюстрируется нравственная чистота моральных устоев.

Автор в произведении затрагивает важную мысль о том, что наличие дворянского титула позволит лишь получить чин, но без хорошего воспитания и образования не даст пробиться в высшее общество.

Говорящие образы героев

Учителя недоросля

В комедии чётко прослеживается использование автором говорящих имён. Так, читателю сразу становится ясно, что Вральман, Скотинин и Простакова — отрицательные персонажи. Первый настолько много врёт, что сам уже не в состоянии отличить правду от вымысла. Второй уж слишком любит домашний скот (значительно больше, чем людей). Простакова простая как три копейки и требует выполнения любых своих приказов, даже если они несопоставимы с логикой.

Правдин, Стародум и Милон, напротив, олицетворяют собой добродетель. Главной целью мужчин является освобождение Софьи из «плена» Простаковых. Благодаря своей целеустремлённости у них получается задуманное. Им дано лучшее воспитание, их речь возвышенна, поэтому цитаты этих героев часто используются многими читателями.

В персонаже Митрофанушки заключается собирательный образ всех «маменькиных сынков», ведущих паразитический способ жизни и не стремящихся добиваться чего-либо собственными силами. Фонвизин показал, что невежество и бескультурье, царящие в семье, способны погубить всё хорошее, чем наделена душа ребёнка. Митрофанушка не ценил ласку и заботу своей матери и при первом же удобном случае отказался от неё.

Весьма интересными являются также образы учителей недоросля. Наиболее честным и достойным среди них оказывается Цыфиркин. Он очень ответственный человек, поэтому действительно старается обучить Митрофана арифметике. Но под влиянием постоянных притеснений Простаковой и Вральмана ему так и не удаётся добиться поставленной цели. Из-за этого он даже отказывается в конце от положенного жалования.

Семинаристу Кутейкину, хваставшемуся своим высоким умом, также не удалось обучить Митрофана грамоте. За четыре года подросток не смог даже «новой строки» разобрать. При этом Кутейкин потребовал в финале и оплату труда, и возмещение убытков за изношенную обувь.

Учитель Вральман

Самым хитрым из учителей оказался Вральман. Ему удалось расположить к себе Простакову лестными речами, скрыв свою истинную профессию кучера. Он утверждал, что грамматика с арифметикой Митрофану не нужны вовсе, а достаточно лишь научиться держать себя в обществе.

Комедия «Недоросль» — гениальный шедевр русской драматургии, раскрывающий проблемы нравственного разложения дворянского класса и воспитания. Своим произведением Фонвизин словно говорит, что воспитание ребёнка в первую очередь зависит от семьи, ведь именно от родных людей дети перенимают привычки, идеалы и образ мыслей.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector