Сатира Д. И. Фонвизина против пороков общества в комедии «Недоросль»

Сатира в комедии недоросль Недоросль

Сатирическая комедия Д. И. Фонвизина имеет социально-политическую направленность. В ней остро и беспощадно высмеиваются общественные пороки и мораль дворянства. Сатиры Фонвизина в комедии «Недоросль» актуальны во все времена. Сцены, описанные в пьесе, реалистичны, и сделали произведение живым и поистине народным.

Главные герои

Сатирическая комедия Д. И. Фонвизина — исключительная пьеса, которой автор с потрясающей очевидностью выставил на осмеяние проблемы той эпохи. Пороки общества с сарказмом и иронией помогают высмеять герои произведения:

  • положительные (Правдин, Стародум, Милон, Софья);
  • отрицательные (госпожа Простакова, Скотинин, Митрофан).

Отрицательные герои являются более яркими и запоминающимися, ситуации, в которых они участвуют, наполнены юмором и колкой иронией.

Одна из центральных фигур комедии — Митрофанушка как главный объект сатиры Фонвизина, изображен глупым, ленивым, невежественным человеком. Кому не знакомо это имя, ставшее нарицательным. Почему же острие сатиры Фонвизина направлено против «Недоросля»? Ответ заключается в решении автора сочинения показать проблемы в воспитании молодежи, высмеять в образе Митрофанушки глупость, лживость, скудоумие, деспотизм.

Сатиры фонвизина в комедии недоросль

Митрофан полностью находится в подчинении матери, все делает по ее указке, он — «матушкин сынок». Рассказывая сон, он не жалеет отца, битого матерью, а ее, потому что «устала, колотя батюшку». Можно только посмеяться над его наигранной жалостью, сказал так Митрофанушка только в угоду матери. Избалованный и изнеженный, он одновременно грубый и жестокий. Материнское воспитание сказалось на недоросле, их него растет деспот, злой крепостник.

Невежу Митрофана вполне устраивает его обучение: на третий год «трех перечесть не умеет», «без складу по складам, без толку по толкам». Ученье его нисколько не занимает, грубо и пренебрежительно он относится к учителям своим.

Почему острие сатиры фонвизина направлена против недоросля

Каким человеком станет Митрофана, если ему все позволено и поступки его не наказуемы.

Сатира в комедии «Недоросль» высмеивает на образе Митрофанушки:

  • невежество и глупость;
  • двуличие и хитрость;
  • жестокость и эгоистичность.

Изображением Митрофанушки великий сатирик обличает свое общество в деградации в приемах воспитания своих детей.

Госпожа Простакова

Среди всех отрицательных персон выделяется госпожа Простакова. Перед нами предстает образ помещицы-крепостницы, властной, всех унижающей и обижающей. Она вольна распоряжаться судьбами людей: будь то муж, сын, ее крепостные, на них всех распространяется ее безмерная власть. Какова госпожа, говорят ее слова в тексте комедии: «Что захотела, поставлю на своем…»

Двуличие и лицемерие ее хорошо видно в отношении с подневольными и зависящими от нее людьми, и людьми, от которых, как она считает, она зависима. Образованность — излишнее и вредное качество. Она понимает, что умными людьми, не сможет командовать.

Митрофанушка как главный объект сатиры фонвизина

Каких только угроз и оскорблений не слышали ее верные слуги за свой труд! «Каково жите-то здешним чолядинцам», верно охарактеризовал один из героев произведения: «даром, что ты служивый, бывал на баталиях, страх и трепет приидет на тя…» Образом злой, невежественной, необразованной госпожи Простаковой, автор раскрыл темы:

  • крепостного права, неприятие помещиками новых законов;
  • жестокости в отношениях с подневольными людьми;
  • воспитания подрастающего поколения.

Потеря власти делает Простакову жалкой, даже любимый сын бросает ее в одиночестве со своим отчаянием.

Вечное творение

Сатирическая направленность комедии выявила весь негатив существующего дворянского общества. Реалистическими и юмористическими приемами показано против чего направлена сатира автора комедии «Недоросль».

Талантливый русский сатирик не только заклеймил общественные пороки, но и на примере показал их причины. Можно утвердительно сказать, что какой порок ни возьми, все высмеял и мастерски отобразил великий драматург.

Классическое произведение и поднятые в ней проблемы интересны и актуальны до сих пор. Ее направление — подлинно новаторское в русской литературе: противопоставляя положительных и отрицательных героев, автор сумел поднять для обсуждения вопросы воспитания, морали и принципов крепостного общественного строя.

Еще материалы по теме:

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector