Русские классики часто обращались к теме образования в своих творениях. Анализ произведения «Недоросль» Фонвизина подтверждает, что неправильное воспитание ведёт к нравственному разложению личности. В своей бессмертной комедии Денис Иванович сатирически и правдиво описал действительность XVIII века со всеми её проблемами. А главный герой, Митрофанушка, стал олицетворением всего мещанского общества, отличающегося необразованностью и вседозволенностью.
История написания
В 1869 году была издана комедия Дениса Ивановича «Бригадир». Она имела ошеломляющий успех в России и стала величайшим мировым памятником литературы. После её выхода автор десять лет не писал — государственные вопросы и задачи были ему важнее. Однако в воображении писателя появилась мысль о создании нового рассказа. Ещё в начале 70-х годов появились первые заметки, относящиеся к «Недорослю».
С 1778 года Фонвизин длительное время пребывал во Франции. Там он вдохновился книгами, высмеивающими пороки аристократов, мещан и просветительскими идеями Вольтера. Писатель сам был дворянином и наблюдал за жизненными явлениями и недостатками правящего класса в России. Он построил свою пьесу на французский манер, где обнажил и высмеял беспокоящие его вопросы.
Работу над комедией Денис Иванович начал по возвращении домой. Чтобы глубже выразить смысл пьесы, он использовал «говорящие» фамилии. Над сюжетом автор работал 3 года и окончательный результат получил в 1782 году. У императрицы пьеса вызвала неприязнь, но в сентябре премьера всё же состоялась.
Анализ произведения «Недоросль» для ЕГЭ предполагает раскрытие темы и сути названия. В XVIII веке «недорослем» называли человека, не имеющего образования. Без соответствующего документа он не мог служить в армии и вступать в брак.
Жанровое своеобразие
Комедия Фонвизина подчинена законам классицизма. Для этого литературного направления характерны особенные идеалы: долг превозносится над чувством, а разум — над страстью. Вот основные черты классической комедии:
- сохранение закона единства времени, места и действия;
- персонажи наделены «говорящими» фамилиями;
- пороки общества освещаются локально, выборочно;
- государство показано в положительном русле.
Повествование пьесы очень живое и яркое, в ней проявляется сатирическая сторона. Автор максимально точно запечатлел типичные образы общества, выглядевшие карикатурно и гротескно. При этом писатель воспользовался не слишком резким юмором. Следует напомнить, что комедия — это вид драмы, где автор сатирой обличает пороки, преобладающие в людях или целых сословиях.
Особенности конфликта
Противостояние в книге Фонвизина происходит между людьми одного сословия — дворянами. В основу комедии заложено два конфликта:
- Социально-политический. Высмеиваются пороки, возникшие при крепостном праве, осуждается самодурство и невежество. Постепенно увеличивается разница между просвещённой монархией и отсталыми помещиками. В итоге побеждает разум и гуманизм.
- Любовный. Второстепенный конфликт, дополняющий социально-политический. Писатель старается донести до читателя, что нельзя насильно принуждать к любви.
Автор постарался показать неоднородность российского дворянства, среди которого были достойные личности и бесчеловечные деспоты.
Характеристика героев
При подготовке к экзамену в 9 классе школьники пишут сочинение по пьесе Фонвизина, составляют тезисный план, характеризуют героев. Система образов комедии Фонвизина состоит из положительных и отрицательных героев. Между ними есть существенные отличия. К положительным действующим лицам относятся Софья, Правдин, Стародум, Милон. Каждому из них важны идеи просвещения: честность, любовь к Отчизне, высокая мораль, образованность.
Им противопоставлены отрицательные герои — госпожа и господин Простаковы, Митрофан, Скотинин. Это представители старого дворянства, придерживающиеся идей устаревшего крепостного и феодального устройства. Они покоряются деньгам, положению в обществе и грубой физической силе.
Митрофан был избалованным глупым юношей шестнадцати лет (недорослем). Все его проблемы решались матерью, няней и слугами. Он научился любить деньги, грубить, не уважать окружающих и ценить только комфорт и удовольствие.
Госпожа Простакова отличается низким уровнем образованности. Хитрая помещица ради наживы готова на всё. Она была практичной хозяйкой, любящей матерью, но не дала сыну достойного воспитания на собственном примере.
Стародум совершенно по-другому относится к воспитанию. Он даёт мудрые наставления для племянницы Софьи. Герой — сильная личность, прошедшая достойный путь. Справедливый дядюшка спасает Софью от брака с Митрофаном.
Софья — сирота, добрая и честная девушка, старательная в учёбе. Воспитывалась героиня в доме Простаковой и терпела самодурство матери семейства. Дядя в итоге переписал имущество на скромную, умную и покорную девушку.
Второстепенные персонажи
Ещё одним действующим лицом является Милон. Это военный, остановившийся в семье Простаковых. Скромный, не высокомерный, храбрый мужчина. Он с детства знает Софью, влюблён в неё, желает построить отношения на взаимном уважении и дружбе.
Для проверки положения дел в имении Простаковых был послан государственный служащий Правдин. Это порядочный и честный гражданин, замечающий весь произвол и самодурство помещиков. Он пресекает их произвол, верит в победу правды.
Отрицательным героем является брат госпожи — Скотинин. Ему присущи черты, немного схожие с животным. Скотинин не признаёт просвещения и моральных ценностей. Хотя он сообразительный от природы, но отстал от жизни.
Сорок лет прослужила Простаковым няня Еремеевна. Она верна своим хозяевам подобно рабыне. На первом месте у женщины чувство долга перед хозяевами.
Краткое содержание
Главные события комедии происходят в семье помещиков Простаковых, где царит безнравственность и самодурство. Шестнадцатилетний Митрофан никак не может закончить обучение, не имеет ни способностей, ни желания. Мать не обращает на это внимания, для нее главное, чтобы ребёнок вкусно поел.
Вскоре Простакова узнаёт, что её воспитанница Софья получила наследство от своего богатого дядюшки Стародума. Помещица решила силой выдать замуж Софью за своего Митрофанушку, не оставив ей выбора.
Девушка не соглашается, потому что давно любит офицера Милона. Кроме этих двух героев, на её руку претендует ещё и Скотинин.
Софье и Милону помогают интеллигентный чиновник Правдин и старый дворянин Стародум. И планам Простаковой не удаётся свершиться: крестьяне покидают её, сын отворачивается. Стародум увозит влюблённую пару в Москву.
Тематика книги
Учащиеся 9 класса пишут в читательском дневнике краткое содержание и составляют план «Недоросля» Фонвизина. Это задание не вызывает у ребят трудностей. Сложнее определиться с тематикой, авторской позицией комедии. Основная тема пьесы — воспитание. Автор показывает читателям, как нельзя воспитывать детей. Они видят стремление драматурга показать, что в любви к ребёнку не нужно прибегать к крайностям.
Писатель ставит на первое место образование. Он считает, что только образованный человек может стать благородным и противостоять невежеству, недалёким и подлым людям.
Фонвизин трепетно затрагивает и тему нравственности. Благие нравы лежат в основе воспитания. Важно ставить на первое место доброту, справедливость, честность. Основой брака Фонвизин считает любовь. Женитьба по расчёту не имеет будущего. Софья и Милон сформировали семью по взаимным чувствам. Здесь Денис Иванович затрагивает тему свободы выбора.
Основные проблемы
Проблематика произведения актуальна и сегодня. Автор коснулся многих значимых жизненных вопросов:
- злонравия;
- невежества;
- воспитания настоящего гражданина;
- грубости;
- жестокости;
- эгоизма;
- алчности;
- жадности;
- лицемерия;
- лести;
- лжи.
Обоснованием для затрагивания этих проблем является то, что Фонвизин мечтал о превращении России в настоящую европейскую страну.
Построение комедии
Пьеса имеет такую структуру, что уже в самом начале читатели знакомятся с главными героями. Композиция «Недоросля» такова:
- Завязка. Все узнают о богатом приданом Софьи. Начинается борьба за её руку.
- Развитие действия. Напряжённость во многих эпизодах постепенно растёт.
- Кульминация. Простакова решает похитить Софью и силой выдать замуж за Митрофана.
- Развязка. Похищение не удаётся. Софья с Милоном уезжают, Митрофанушка идёт в солдаты, имущество Простаковых арестовано.
Мнение критиков
Современники неоднозначно встретили пьесу Фонвизина. Многим дворянам показалась, что автор не просто указал на недостатки общества, а оклеветал и очернил сословие. Позже работа драматурга была оценена по достоинству. Пушкину творчество Дениса Ивановича казалось забавным и искренним. В своих критических статьях «Недоросля» вспоминали Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский. Положительно оценивала комедию советская критика.
Выводы по произведению делают и современные читатели. И сейчас в обществе найдётся немало «митрофанов», ищущих смысл жизни в богатстве, а не в образовании.
Еще материалы по теме: