Образ Петербурга в повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Образ петербурга в шинели гоголя Сочинения

Николай Гоголь — один из самых таинственных и загадочных авторов XIX века. Его работы пропитаны мистикой и захватывают читателя с первых строк. Даже когда Гоголь пишет о реально существующих людях, вещах или событиях, элемент чертовщины все равно присутствует. Примером таких рассказов служит цикл «Петербургские повести». Главный персонаж в нём — Северная столица России. Образ Петербурга в повести «Шинель» Гоголя по-особому пропитан мистикой и тайнами.

Основа сюжета

Если перечитать повесть «Шинель», то перед читателем Петербург предстаёт мрачным, недружелюбным и безразличным. Именно таким он был для начинающего писателя, приехавшего в большой город. Враждебное отношение Петербурга к «маленькому человеку» Гоголь перенесет в свое творчество.

Основной герой — Башмачкин Акакий Акакиевич. Он занимает должность титулярного советника, над ним вечно издеваются сослуживцы, а начальство попросту не замечает. При его рождении родители не стали оригинальничать и назвали ребенка в честь отца. Они предопределили его судьбу, заранее решив, что сын станет титулярным советником.

Акакий сопротивляться не стал и пошел по пути, выбранному за него. Издевательства коллег он смиренно терпит, даже не пытаясь как-то защитить себя.

 описание петербурга в шинели гоголя

Постановка на первое место материальных ценностей вместо духовных остается основной мыслью на протяжении всей повести. Шинель Акакия Акакиевича со временем приходит в негодность и починить ее уже нет возможности.

Покупка новой становится одержимостью, и герой, ущемляя себя практически во всем, наконец-то ее покупает. Его сразу же поздравляют сослуживцы, замечает начальство — жизнь становится полноценной. Но счастье продлилось недолго. Однажды вечером Башмачкина грабят, забирая и новую шинель. Добравшись до дома по зимнему холоду, Акакий Акакиевич серьезно подрывает здоровье, умирая в конце повести.

Но его беспокойный призрак остается на улицах Петербурга, лишая других горожан их теплых шинелей.

Петербург — главный герой

Чтобы лучше понять, о чем повесть «Шинель», стоит подробно рассмотреть роль Северной столицы в сюжете. Петербург представлен местом, в котором невозможно жить полноценной жизнью. В таком мрачном и гнетущем городе, высасывающим из людей все хорошее, можно лишь бесцельно существовать. Здесь плохо пахнет, на улицы выбрасывают мусор и помои, а люди ютятся в крошечных квартирках. Не зря все иллюстрации к «Шинели» выполнены в тонах:

 образ петербурга в повести гоголя шинель

  • черных;
  • серых;
  • холодных;
  • белых.

Образ Петербурга в «Шинели» Гоголя отталкивает. Он представлен городом-призраком, на улицы которого лучше не выходить. Петербург будто старается избавиться от всех горожан — люди ему неугодны. В первую очередь ему мешают такие, как главный герой «Шинели» Акакий Акакиевич Башмачников.

Петербург безжалостно использует мороз, чтобы изжить ему подобных со своих улиц, заставляя их забывать обо всем, кроме вещей, на покупку которых уходит практически все мизерное жалование. Город отнимает и личность, заставляя людей смешиваться в одну безликую массу.

Башмачников представлен именно таким: непримечательным, бесхарактерным, незаметным. Петербург превратил его в существо, не вызывающее у читателя никаких эмоций.

Роль городских пейзажей

Гоголь противопоставляет образ Петербурга образу родных сел Украины. Для него большой город — хищник, а за его красивыми фасадами скрываются алчность и бесчеловечность. Описывая городские пейзажи, Гоголь не зря затрагивает тему контрастов. Можно привести массу цитат из произведения «Шинель». Читатель видит, как рядом с шикарными домами соседствуют жалкие лачуги. Так и рядом с богачами живут бедняки. Автор выражает свое сострадание ко всем униженным и бесправным, создав на страницах повести «маленького» Акакия Акакиевича.

Через равнодушие Башмачкина к красоте Петербурга Гоголь передает его бесстрастие к жизни. Он не замечает ничего вокруг и обращает внимание только на буквы в документах, которые переписывает день за днем. Единственное, что смогло вывести Акакия из оцепенения, — нужда.

Промозглый холод Петербурга заставляет одеваться по погоде, а шинель Башмачкина требовала замены.

Покупка новой стала для героя основной целью на долгое время. Но что это за жизнь, в которой главное — приобрести шинель?

Еще материалы по повести «Шинель»:

Ирония и бездуховность

С состраданием в повести соседствует ирония. Герой не только незаметен, но и мягок до бесхарактерности.

 образ петербурга шинель

Он слишком добр и спокоен, чтобы как-то отвечать на нападки сослуживцев и начальства. Возможность повышения по службе его пугает, поскольку ответственность в виде внесения правок в переписываемые документы кажется непосильной. Предложение другой должности остается отвергнутым. Акакий Акакиевич предпочитает свою роль жертвы, где ему комфортно.

Отсутствие духовной жизни Гоголь подчеркивает особенно. Речь Башмачкина состоит из междометий и предлогов, никаких длинных и законченных предложений нет. Единственное, перед чем он практически преклоняется, что боготворит, — новая шинель. Почти все окружающие героя люди:

  • жестоки;
  • властолюбивы;
  • не умеют сострадать.

Когда место Акакия Акакиевича освобождается, на него сразу находится другой претендент. Его отличительной чертой будет лишь красивый почерк.

Повесть «Шинель» — произведение, характерное для Гоголя. Мистическим элементом здесь будет не только появление беспокойного духа после смерти Башмачкина, но и сам Петербург. Город оживает на страницах повести, превращаясь в злобное и враждебное существо. Прием олицетворения позволяет увидеть отношение автора ко всему происходящему и основные идеи повести. Описание городских пейзажей помогает читателям уловить бесчеловечность и жестокость среды, где живут «маленькие люди».

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector