Сочинение по поэме «Медный всадник»: образ Петербурга

Поэма «Медный всадник» Сочинения

Распространенным заданием школьной программы является сочинение «Образ Петербурга в поэме «Медный всадник». Это произведение стало последним в творчестве А. С. Пушкина и является отражением его любви и преданности к городу на Неве. Белинский в своей рецензии писал, что истинным главным героем поэмы является именно сам Санкт-Петербург, а не чиновники и не Петр I.

История создания

Александр Сергеевич питал к городу самые нежные чувства. Во время своей ссылки в Михайловское он мечтал о скорейшем возвращении в Петербург. Об этом ясно говорится в его длительной переписке с братом. Кроме этого, Пушкин сильно переживал по поводу случившейся в городе катастрофе — потопа 7 ноября 1824 года.

Биографы и современники Пушкина отмечают, что он не только опасался за состояние Питера, но и злился, что не смог стать свидетелем столь значимого события. Но позднее, поговорив с очевидцами, прочитав детальное описание случившегося, Пушкин полностью пересмотрел свои взгляды, осознав, насколько масштабное и страшное бедствие произошло.

Пушкин в Михайловском

17 августа 1833 года Пушкин решил отправиться в путешествие по «пугачевским» местам. В планы входила переправа через Неву, но угроза нового наводнения заставила Александра Сергеевича сменить курс. В результате буря обошла город стороной, но автор все же стал свидетелем бушующих волн на Неве, опасного подъема уровня воды. Несомненно, впечатления от петербургского потопа, которое стало общественным бедствием и накрыло в первую очередь низшие слои населения, оказало влияние на создание «Медного всадника».

Немаловажно и отношение Пушкина к императору Петру I. Интерес к теме появился у писателя лишь после встречи и долгих разговоров с Николаем I в 1826 году. Именно тогда Пушкин пересмотрел свои взгляды на прошлое и будущее России.

Петровская эпоха с того момента начала появляться в прозе, лирике, мемуарах писателя и нашла свое завершение в поэме «Медный всадник».

Долгое ожидание публикации

Из произведения видно, что отношение к Петру у Пушкина неоднозначное. С одной стороны, преобразования дали начало новому успешному государственному строю, развитию экономики, международных отношений, преобразованию города. Но с другой стороны, реформации привели к разорению многих людей, угнетению и унижению. К последним относил себя и сам Пушкин, на которого легло бремя обеспечения своего разорившегося семейства. Отчасти такое положение дел стало предпосылкой для написания достаточно критичной и суровой поэмы.

Город Петербург

Александр Сергеевич начал повествование с описания города. Оно полно контрастов и противоречий. Изначально город предстает как пустыня, по которой гуляет ветер. Но при этом творящийся хаос — естественный строй, назначенный природой. Затем же с приходом Петра место преображается: человек поборол пустошь, возвел дворцы, своды, мосты. Казалось бы, люди усмирили природу, но так ли это?

Поэма «Медный всадник» была написана в 1833 году и передана на цензуру самому Николаю I. Произведение вернули с большим количеством правок. Пушкин отказался вносить изменения. Через год было опубликовано лишь вступление, но быстро разлетелись слухи о неизвестной петербургской повести. В августе 1836 года писатель решается внести необходимые правки. Возможно, это было связано с тем, что бытовало мнение об окончании пушкинской литературной эпохи. Но кроме этого, Александр Сергеевич остро нуждался в деньгах и поддержке государя, в семье были проблемы — все это подкосило моральный дух писателя.

«Медный всадник» был опубликован в «Современнике» в полном виде уже после трагической гибели поэта в 1837 году. Для многих почитателей творчества Пушкина поэма стала настоящим откровением. В ней Александр Сергеевич в полной мере выразил любовь к городу, отношению к происходящему в стране. Поэтический образ Петербурга до сих пор является гимном любви и привязанности к городу:

«Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит».

Мифопоэтика и символизм в поэме

Практически все творчество Пушкина основано на мифопоэтике — символах, сюжетах, персонажах из мифов, народных сказок и легенд. Но питерская поэма отличается огромной их концентрацией. Такое внимание к деталям помогает понять, как относится Пушкин к Петербургу. В каждом отрывке можно увидеть отсылки к мифологическим элементам.

Наводнение в Петербурге

Само становление Петербурга, его сложная, многогранная история обросла большим количеством легенд, сказаний. С уверенностью можно сказать, что автор выразил в поэме всю полноту борьбы города с неутихающей стихией. И речь не только о наводнении, но и о происходящих изменениях, в которых не каждому суждено «выбраться на берег сухим».

Символизм воды и камня и описание Петербурга в «Медном всаднике» красной нитью проходят в произведении. Укрощение стихии с помощью мостов, пристаней, стен кажется панацеей от всех проблем. Но стихия в любой момент может разрушить все. Синтетические образы Петра и Петербурга практически идентичны. Их мифологические концепции дополняют и подчеркивают друг друга. Пушкин восхищался характером Петра, его нововведениями, хоть и пострадал из-за них. С таким же трепетом он относился и к его детищу — Петербургу, который мог погибнуть от стихии. Миф о Медном всаднике глазами автора имеет явный символизм:

  • всадник — государь;
  • конь — государство, которым он управляет;
  • Петербург — новые и чуждые правила (многие воспринимали Питер как город, построенный из чужих материалов, являющимся не исконно русским);
  • произошедшее наводнение — бушующий хаос, надвигающийся на город и страну.

Пушкин не был прямолинейным писателем. Каждое произведение наполнено скрытым смыслом. В поэме изображено, насколько сильны были революционные настрои в кругах простого народа и дворян. Сложно сразу понять, каким изображается Петербург в «Медном всаднике» — многогранность повествования дает читателю право выбора.

Бедный чиновник Евгений

Автор выделил бедного чиновника Евгения, потерявшего любимую и все надежды на светлое будущее. Возможно, что эту фигуру Пушкин рисовал с себя, ведь в то время жизнь писателя не была лучезарной. Но Евгений олицетворяет именно народные массы, в отличие от другого пушкинского героя — Онегина. Ведь он, обезумев, решил бросить вызов статуе Петра. Но пал, полностью потеряв рассудок. Именно это и оставалось самому Пушкину и небогатым слоям населения — смириться и принять новый строй. Но монархии не суждено было победить, идя по головам простого народа.

Описание Петербурга: любовь и ненависть

Когда Петр закладывал первый камень будущей Северной столицы, он думал о государстве, народе в целом, но не о конкретно взятых людях, не о судьбах, которые сильно поменяются. Так и Пушкин, писав поэму, брал за основу изображение не истории одного «чиновника Евгения», а всей нации. И лишь в одном он был конкретен — в своей преданной любви к Петербургу. В поэме он красиво и мелодично описывает многие знаковые места города в цитатах:

Чтение поэмы «Медный всадник»

  1. Адмиралтейство — «И ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла».
  2. Марсово поле — «Люблю воинственную живость потешных Марсовых полей».
  3. Коломна — место проживания главного героя, где не «кичатся забытой старины» и «дичатся знатных».
  4. Сенатская площадь — «где над возвышенным крыльцом с подъятой лапой, как живые, стоят два льва сторожевые».
  5. И, конечно, сам памятник Петру — «Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».

Можно увидеть, какими приёмами Пушкин передаёт восторг от Петербурга, описывая красоты и его природу. Не раз он упоминает в поэме белые питерские ночи, которые помогали ему в творчестве. Внимание он уделил и зимам, которые хоть и суровы, но так прекрасны и манящи для автора. И хотя изначально Александр Сергеевич дает Питеру маску лицемерия, но срывает ее быстро и без прикрас. Он рассказывает, что «золотые небеса» всего лишь «мгла несчастной ночи», а перед «божьей стихией» не устоит даже этот «пышный» величественный город.

Но все эти пейзажи наполнены не ненавистью, а жалостью перед судьбой, негодованием и трепетной надеждой на лучшее будущее.

В питерской поэме Александра Сергеевича много символизма, здесь рассказана не сказка, а история целого народа, периода волнений и противоречий. При этом образ Петербурга выполнен в столь конкретных и ярких красках, что невозможно не полюбить его с первых строк повествования. Пушкин ни разу не упоминает в поэме полное название города, называя его «Петра творенье», Петроградом или Петрополем. Исследователи до сих пор не разгадали эту пушкинскую загадку. Автор оставил читателям большую пищу для размышления.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector