Анализ стихотворения Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная»

Стихотворение Сергея Есенина «Гой ты, Русь, моя родная» Анализ стихотворений

Произведения великого русского поэта Сергея Александровича Есенина пронизаны искренней и безграничной любовью к своей стране и ее природе. Колоссальная часть творений автора выдержана в жанре патриотической пейзажной лирики. Особый трепет писатель питал к деревенским красотам Рязанской области, где родился и вырос. Ярчайшим примером подобных опусов является стихотворение «Гой ты, Русь», его анализ позволит глубже познакомиться с классиком.

Об авторе стиха

Сергей Александрович Есенин

Сергей Александрович Есенин — мастер русского слова, истинно крестьянский и российский поэт, стихами которого зачитывались как его современники, так и поколения людей, жившие после ухода автора из жизни. Актуальны произведения классика и сегодня, они живут даже в многочисленных песнях. Поэт прожил невероятно плодотворную в творческом отношении, но очень короткую жизнь — Сергея Есенина не стало в тридцатилетнем возрасте. Литературное наследие поэта — настоящее бесценное культурное достояние России, пропитанное:

  • талантом;
  • красотой и остротой слога;
  • любовью к родному краю и всей стране.

Родившись в селе Константиново Рязанской губернии, Сергей Есенин навсегда остался влюбленным в первозданность русской деревенской природы. Трепетное отношение к картинам детства поэт пронес сквозь все свое творчество, воплотив в строках пейзажной лирики. Именно к этому направлению относится «Гой ты, Русь, моя родная», анализ которого немыслим без упоминания о жизни и детстве поэта.

История написания

Тема любви к родной природе в творчестве Сергея Есенина

Тема любви к родной природе является ключевой в творчестве Сергея Есенина и она присуща уже ранним произведениям поэта. Находясь в столице вдали от родного дома, поэт испытывал особую тоску по деревне, отчего стихи зрелого периода тоже отражают всю глубину его восхищения красотами сельской России. Стихотворение датируется 1914 годом, включено оно в дебютный сборник «Радуница», опубликованный в 1916 году. По жанру произведение является элегией, написано оно в рамках имажинизма, к которому примкнул Есенин в позднем периоде творчества.

Государственные события начала 20 века не оставили поэта в стороне. Первоначально поверив в чистоту и искренность идей революционеров, Сергей Есенин видел в перевороте светлое будущее для крестьян. Столкнувшись с реалиями того времени, увидев расстрелы своих соотечественников, поэт тяжело переживал политические баталии, что нашло свое прямое отражение в его патриотической пейзажной лирике. Классик словно изображает Россию вне времени и истории, наделяет образ Родины собственной душой и показывает ее истинную красоту и самобытность.

К написанию произведения Сергея Есенина подтолкнул целый ряд событий. Предпосылками для создания стихотворения послужили:

  • отъезд из родного дома в Петербург;
  • напряженные отношения с отцом;
  • первые шаги в литературном обществе;
  • политические события в стране.

Молодой поэт сильно тосковал по деревенской глубинке, поэтому на фоне новой непростой столичной жизни и революционных настроений в обществе образ русской деревни был для юного творца спасительным маячком, к которому он тянулся душой и с помощью которого мог забыться.

Художественные приемы

Поэтом мастерски использованы средства художественной выразительности, ведь в девятнадцатилетнем возрасте он уже был в полной степени зрелым, состоявшимся поэтом. Строки, исполненные потрясающего литературного таланта, льются свободно, изобилуя:

  • эпитетами («низенькие околицы», «Русь родная», «веселый пляс», «мятая стежка»);
  • метафорами («синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя»);
  • сравнениями («как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «хаты — в ризах образа», «как сережки прозвенит девичий смех»).

Есенин пишет стих

Чтобы внести в произведение доподлинный колорит русской деревни, Есенин использует выражения на местном диалекте: «зеленый лех», «за корогодом». Присутствуют в тексте стиха и устаревшие слова (леха — борозда, стежка — дорожка), существительные с нулевыми суффиксами (синь, пляс). Все эти приемы придают звучанию стихотворения особую исконно русскую ноту.

Как отдельный художественный прием выступает перекрестная рифмовка стиха — простое и при этом яркое выразительное средство. По композиции произведение представляет собой монолог лирического героя. Размер стихотворения — четырехстопный хорей, придающий строкам определенную живость ритма и восторженное патриотическое, но в то же время эмоциональное и трепетное настроение.

Образ родины для Сергея Есенина в этом произведении подобен храму — идея эта передана через сравнение «хаты — в ризах образа», ведь деревеньки состоят как раз сплошь из изб, а значит духовность и святость для поэта связаны непосредственно со страной. Несмотря на свой разгульный образ жизни, Есенин был верующим человеком, что тонкой нитью проходит сквозь его поэзию.

«Синь», что «сосет глаза» — бескрайнее небо и полноводные реки России. Как и у многих гениев русского искусства, тема синевы у поэта связывается с визуальным образом русской природы.

К финалу стихотворения голосу читателя словно помогают стихнуть строки: «Я скажу „Не надо рая“», которые следуют за декламирующим «криком рати святой», ведь ей отвечает только лишь одинокий лирический герой.

Символика и проблематика

Природа России

«Гой ты, Русь, моя родная» Есенина, анализ которой проводится кратко в сочинении, вбирает в себя сразу несколько ярчайших образов деревенского быта и сельского пейзажа. Это и бескрайность полей, и ароматы медовых яблок накануне праздника Спаса, и картинки народных гуляний (корогод — хоровод), и заливистый смех русских красавиц («как сережки, прозвенит девичий смех»). Поэт сумел виртуозно написать портрет всей Руси в кратком пятистопном стихотворении. Вся эта картина открывается перед лирическим героем, который упоен прогулкой летней по деревне.

Сравнивая себя с «захожим богомольцем», автор в монологе героя показывает свое трепетное отношение к родной природе, позиционируя себя не хозяином, а гостем. Эти строки также связаны с духовностью произведения, в финале которого после приведенной не раз церковной символики («в ризах образа», «рать святая», «богомолец», «по церквам твой спас») даже рай уступает родине в ценности, что является грехом для верующего человека.

В период написания стихотворения между двух революций в российском обществе уже зарождались атеистические настроения, навязываемые большевиками, ведь, чтобы уничтожить старую систему и власть, нужно было и разбить прежнюю духовную силу народа. Несмотря на это, в каждой строфе есенинского творения встречается хотя бы одно слово, связанное с православием. В период горького разочарования в государственном перевороте и наступающего безверия образ родной сторонки был для Есенина словно луч света в темном царстве, словно икона.

Родную землю Есенин наделяет душой и как будто очеловечивает, называя ее «моя родная». Этими словами можно обратиться к матери или жене, поэт же адресует их любимому краю, показывая теплоту и нежность, которую испытывает к деревенской России. Как влюбленный слепец, поэт не указывает никаких недостатков сельской жизни — не упоминает тяжкий труд, разруху, бедность, пьянство. Есенин нарочно и осознанно идеализирует образ Руси, следуя как традициям имажинизма, так и своей собственной философии, и показывает только лучшие стороны села, воспевая его в своих строках.

Идейный посыл

Настроение лирического героя

Настроение лирического героя можно обозначить как просветленный восторг. Практически все глаголы во второй половине текста стихотворения употреблены в будущем времени («побегу оп мятой стежке», «прозвенит девичий смех», «крикнет рать святая», «я скажу»), что указывает на намерение лирического героя, на живость происходящего, на то, что у России есть светлое будущее.

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» позволяет кратко выделить следующие основные идеи, заложенные в него автором. Своими гениальными строками о Руси Сергей Есенин хотел донести мысли о:

  • необъятной красоте русской природы;
  • духовной силе и о единстве простого народа;
  • своей безграничной глубокой любви к стране.

Россия для Есенина — это прежде всего русская деревня. Причисляя себя к новокрестьянским поэтам, автор воспевал в своем творчестве именно патриархальную Русь, которую уничтожали у него на глазах.

В своем произведении, получившем неоднозначные отклики, поэт словно запечатлел навеки образ многогранной и прекрасной России, выразив свою искреннюю неподдельную любовь к родине и преданность ей.

Демонстративно отказываясь в своих строках от «рая» небесного, даже будучи православным христианином, автор находит благословенное место на земле и это для него русская деревня. Неслучайно выбрав летний сезон и праздники Медового и Яблочного Спаса в качестве времени действия произведения, Есенин словно проводит параллели между небом и землей, используя образ яблок. Землей обетованной для поэта становится именно родина.

Стих «Гой ты, Русь, моя родная»

Таким образом, в стихотворении Сергея Есенина, написанном им в достаточно юном возрасте в непростой период жизни, отражается истинное отношение поэта к России. Виртуозно описывая многогранную красоту и неповторимость русской деревни и первозданной природы, автор показывает свою глубокую любовь к селу и восхищение родным краем.

Наиболее остро и трогательно эти строки звучат на фоне грядущей гибели патриархальной Руси от рук большевиков. Есенин, влюбленный в Россию с детства, сумел запечатлеть яркий и упоительный образ крестьянской летней жизни в своем шедевральном патриотическом стихотворении, которое, действительно, нельзя назвать иначе, как элегией.

Полезные материалы по теме:

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector