Есть в творчестве Маяковского всего несколько произведений, занимающих особое место. Если внимательно изучить анализ стихотворения «Облако в штанах», можно легко понять, почему оно является одним из них. Это поможет учащимся 11 классов в подготовке к уроку русского языка и литературы, а также в самостоятельном разборе произведения.
История создания
Написал произведение «Облако в штанах» Маяковский. Анализ стоит начать со слов о том, что Владимир стал задумываться об этой поэме еще до знакомства с Марией Денисовой. Название также сначала было другим — «Тринадцатый апостол». Первые наметки появились еще во время путешествия автора по просторам России. Там он познакомился с той самой красавицей, которая так и не разделила его чувств, чем Владимир был сильно огорчен.
Но эта душевная боль впоследствии послужила мощным толчком к творчеству. Начатая в 1914 г. поэма была закончена к середине следующего года. На момент окончания название изменилось на «Облако в штанах».
В скором времени произведение было опубликовано небезызвестным Осипом Бриком. В 1916 вышло и второе издание, но, к несчастью самого́ автора, оба они были сильно искажены под действием цензуры так, что читать их и понять истинный смысл было практически невозможно.
Тема произведения
«Облако в штанах» нельзя назвать произведением, несущим в себе какую-то одну тему, оно многотемно, хоть в нем и есть центральный смысл повествования. От главы к главе побочные темы меняются, что можно легко проследить.
В первой главе отчетливо видно, что герой находится в мучительном ожидании своей любимой. Это примечательно, ведь Маяковский никогда не скрывал, что посвятил произведение Марии. Хоть герой и понимает, что никакой надежды на их совместные отношения быть не может, он с неподдельным интересом готов выслушать все, что скажет ему возлюбленная.
Тему второй части сам автор охарактеризовал «поэзией борьбы», но достичь необходимого образа, который соответствовал бы этому стилю, ему так и не удалось, как и многим, пытавшимся это сделать до него.
Третья часть — отрицание жестокого строя современного общества и государства. Именно здесь появляется тот самый образ тринадцатого апостола, в честь которого изначально и была названа поэма. Он олицетворяет борьбу, к которой автор обращался еще во второй части. Его жизнь — это борьба с «хозяевами жизни», которая не закончится никогда.
В заключительной четверти автор возвращается к теме любви, завершая круг. Но на этот раз он показывает не щемящее сердце прекрасное чувство. Теперь тема любви направлена к самому Богу.
Маяковский не просто насмехается над ним и всеми, кто в него верит, а порицает его за то, что он не подарил ему чудо счастливой любви. Герой, отвергнутый своей любимой, изо всех сил пытался донести ей свои искренние чувства, но в итоге остался лишь с разбитым сердцем в полном одиночестве.
Композиция поэмы
Как уже понятно, весь стих состоит из четырех больших частей. Это позволяет автору не только обдумать свою проблему, но и показать ее со всех сторон читателю, высказаться, обличить собственную жизненную позицию. Всю суть произведения можно вложить в один чувственный лозунг «Долой!». Автор отрицает всю суть жизни — и чувства, и общество, и веру. От части к части можно кратко выявить следующую тенденцию развития горя лирического персонажа:
- В первой он испытывает боль утраты любви.
- Во второй в его сердце бушует буря страстей и эмоций, разрывающая его. Он не знает, куда ему девать их.
- В третьей части объектом болезненной ненависти и отрицания становится государственный строй.
- В четвертой же герой переключается на самого Бога.
Жанр и средства выразительности
Владимир Маяковский говорил о жанре «Облака в штанах» следующее: «Это четыре крика из четырех частей». И действительно, поэму можно по праву называть катехизисом искусства. Оно не только новаторское, но и необузданно буйное, в нем присутствует та самая бунтарская натура, свойственная многим произведениям автора.
С самого начала творческого пути произведения Маяковского отличались своей резкостью. Автор старался как можно ярче и подробнее донести свою мысль, используя многочисленные средства художественной выразительности. В стихотворениях дореволюционного периода, к которым относится и «Облако в штанах», встречаются:
- эпитеты, например, «окровавленный лоскут», «размягченный мозг»;
- метафоры — «батистовая гостиница», «чинная чиновница»;
- гиперболы — «вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы»;
- сравнения — «женщины, истрепанные, как пословица»;
- оксюморон — «пульс покойника».
Ритм стихотворения больше похож на маршевый или на биение сердца. Все описанные выше средства выразительности автор употреблял не для того, чтобы сделать слог красивым, а лишь ради более точной передачи мысли, не углубляясь в размышления о том, что значит та или иная строчка.
Анализ «Облака в штанах» поможет не только школьникам и студентам во время изучения этого произведения на занятиях, но и самостоятельным читателям, которым понадобилась помощь в разборе произведения и написании сочинений.