Л. Н. Толстой. Воскресение

Библиотека

XXI

Нехлюдов стоял у края парома, глядя на широкую быструю реку. В воображении его, сменяясь, восставали два образа: вздрагивающая от толчков голова в озлоблении умирающего Крыльцова и фигура Катюши, бодро шедшей по краю дороги с Симонсоном. Одно впечатление умирающего и не готовящегося к смерти Крыльцова было тяжелое и грустное. Другое же впечатление бодрой Катюши, нашедшей любовь такого человека, как Симонсон, и ставшей теперь на твердый и верный путь добра, должно было бы быть радостно, но Нехлюдову оно было тоже тяжело, и он не мог преодолеть этой тяжести.
Из города донесся по воде гул и медное дрожание большого охотницкого колокола. Стоявший подле Нехлюдова ямщик и все подводчики одни за другими сняли шапки и перекрестились. Ближе же всех стоявший у перил невысокий лохматый старик, которого Нехлюдов сначала не заметил, не перекрестился, а, подняв голову, уставился на Нехлюдова. Старик этот был одет в заплатанный озям, суконные штаны и разношенные, заплатанные бродни. За плечами была небольшая сумка, на голове высокая меховая вытертая шапка.
Ты что же, старый, не молишься? сказал нехлюдовский ямщик, надев и оправив шапку. Аль некрещеный?
Кому молиться-то? решительно наступающе и быстро выговаривая слог за слогом, сказал лохматый старик.
Известно кому, Богу, иронически проговорил ямщик.
А ты покажи мне, игде он? Бог-то?
Что-то было такое серьезное и твердое в выражении старика, что ямщик, почувствовав, что он имеет дело с сильным человеком, несколько смутился, но не показывал этого и, стараясь не замолчать и не осрамиться перед прислушивающейся публикой, быстро отвечал:
Игде? Известно на небе.
А ты был там?
Был не был, а все знают, что Богу молиться надо.
Бога никто же не видел нигде же. Единородный сын, сущий в недре отчем, он явил, строго хмурясь, той же скороговоркой сказал старик.
Ты, видно, нехрист, дырник. Дыре молишься, сказал ямщик, засовывая кнутовище за пояс и оправляя шлею на пристяжной.
Кто-то засмеялся.
А ты какой, дедушка, веры? спросил немолодой уже человек, с возом стоявший у края парома.
Никакой веры у меня нет. Потому никому я, никому не верю, окроме себе, так же быстро и решительно ответил старик.
Да как же себе верить? сказал Нехлюдов, вступая в разговор. Можно ошибиться.
Ни в жизнь, тряхнув головой, решительно отвечал старик.
Так отчего же разные веры есть? спросил Нехлюдов.
Оттого и разные веры, что людям верят, а себе не верят. И я людям верил и блудил, как в тайге; так заплутался, что не чаял выбраться. И староверы, и нововеры, и субботники, и хлысты, и поповцы, и беспоповцы, и австрияки, и молокане, и скопцы. Всякая вера себя одна восхваляет. Вот все и расползлись, как кутята слепые. Вер много, а дух один. И в тебе, и во мне, и в нем. Значит, верь всяк своему духу, и вот будут все соединены. Будь всяк сам себе, и все будут заедино.
Старик говорил громко и все оглядывался, очевидно желая, чтобы как можно больше людей слышали его.
Что же, вы давно так исповедуете? спросил его Нехлюдов.
Я-то? Давно уж. Уж они меня двадцать третий год гонят.
Как гонят?
Как Христа гнали, так и меня гонят. Хватают да по судам, по попам по книжникам, по фарисеям и водят; в сумасшедший дом сажали. Да ничего мне сделать нельзя, потому я слободен. Как, говорят, тебя зовут? Думают, я звание какое приму на себя. Да я не принимаю никакого. Я от всего отрекся: нет у меня ни имени, ни места, ни отечества, ничего нет. Я сам себе. Зовут как? Человеком. А годов сколько? Я, говорю, не считаю, да и счесть нельзя, потому что я всегда был, всегда и буду. Какого, говорят, ты отца, матери? Нет, говорю, у меня ни отца, ни матери, окроме Бога и земли. Бог отец, земля мать. А царя, говорят, признаешь? Отчего не признавать? он себе царь, а я себе царь. Ну, говорят, с тобой разговаривать. Я говорю: я и не прошу тебя со мной разговаривать. Так и мучают.
А куда же вы идете теперь? спросил Нехлюдов.
А куда Бог приведет. Работаю, а нет работы прошу, закончил старик, заметив, что паром подходит к тому берегу, и победоносно оглянулся на всех слушавших его.
Паром причалил к другому берегу. Нехлюдов достал кошелек и предложил старику денег. Старик отказался.
Я этого не беру. Хлеб беру, сказал он.
Ну, прощай.
Нечего прощать. Ты меня не обидел. А и обидеть меня нельзя, сказал старик и стал на плечо надевать снятую сумку. Между тем перекладную телегу выкатили и запрягли лошадей.
И охота вам, барин, разговаривать, сказал ямщик Нехлюдову, когда он, дав на чай могучим паромщикам, влез на телегу. Так, бродяжка непутевый.

Кутята щенки. (Прим. Л.Н. Толстого.)

Автор статьи
Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы.
Задать вопрос
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

16 + = 22

Adblock
detector