Анализ стихотворения А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»

Стихотворение А. Ахматовой «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» Анализ стихотворений

Одно из ярких произведений в раннем творчестве Анны Ахматовой — «Двадцать первое. Ночь. Понедельник». Анализ стихотворения необходим ученикам 9 класса и тем, кто интересуется литературными трудами поэтессы. Затрагивая вопросы любви и одиночества, оно с начальных фраз погружает в мир душевных переживаний лирической героини. В строках есть место для откровения и тайны, что побуждает к осмыслению прочитанного.

История создания

Стихотворение написано в сложный для поэтессы период и датировано 1917 г. Трудности были связаны не только с революционными событиями, но и с изменениями в личной жизни Анны Андреевны. Участились разногласия с мужем, из-за чего творчество давалось не так легко, как прежде. Ахматова даже стала сомневаться в том, что у нее есть талант, хотя сборники стихов всегда тепло принимались народом и критиками.

Ахматова и Борис Анрепа

История создания строк «Двадцать первое. Ночь…» напрямую связана с личными душевными переживаниями поэтессы. Она чувствовала, что брак с Николаем Гумилевым на грани распада, и продолжала любить другого мужчину (художника Бориса Анрепа), встречи с которым были нечастыми и недолгими. Анна находилась в смятении и понимала, что напрасно позволила чувствам полностью завладеть собой. Отношения разбили ей сердце. Обманутая в надеждах, она стала по-другому думать о любви.

В год написания стихотворение вошло в сборник «Белая стая», который значительно отличался от предыдущих книг поэтессы. Критики отмечали, что стихи этого периода наполнены новым мировоззрением. В их содержании отмечается победа духовного над чувственным.

В строках произведения видны перемены, которые произошли с Ахматовой под влиянием обстоятельств.

Суть и композиция

Перед проведением анализа стихотворения «21. Ночь. Понедельник» следует ознакомиться с содержанием его строк. Композиция произведения развивается линейно и не позволяет читателю до конца познать внутренний мир героини. Поэзия включает три четверостишия:

Любовь Ахматовой как болезнь

  1. Первая строфа написана в стиле, не совсем характерном для творчества Ахматовой. Лаконично, словно занося пометки в блокнот, она записывает время и место действия: «Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанье столицы во мгле». У читателей создается впечатление, что поэтесса размышляет вслух. Этим автор подчеркивает, насколько важна пришедшая к лирической героине мысль, что любовь — выдумка, сочиненная бездельником. Поверив в нее, многие так и живут, обманывая себя и вводя в заблуждение близких.
  2. Вторая строфа. В наполненных разочарованием строках поэтесса не скрывает отчаяния и с презрением описывает все то, через что проходят влюбленные — ожидание свиданий, встречи, вдохновение.
  3. Третье четверостишие. Раскрывает идею о том, что писательница постигла тайну любви и потому утратила радость жизни. Она указывает, что прозрение доступно избранным («иным»). Самостоятельно она не хотела бы познать тайну любви.

Последнее четверостишие побуждает задуматься о смысле, вложенном автором. Возможно, Анна Андреевна хотела высмеять смысл любви или познала настоящее чувство, которое недоступно пониманию простых людей. Ее любовь, как болезнь или тайна: «Я на это наткнулась случайно и с тех пор всё как будто больна». Героиня понимает, что откровение обернулось потерей радости жизни. Подчеркивая это, она отделяет две последние строки многоточием.

Причиной душевной тоски героини, по всей видимости, стал художник Борис Анреп. С ним Анна Андреевна пережила «семь дней любви и вечную разлуку». Эта фраза была сказана ею позже, после встречи в 1917 г.

Анреп оставил след в душе и творчестве поэтессы. Творческих людей разлучила эмиграция, но их переписка продолжалась долго.

Жанр и художественные приемы

При проведении анализа «21. Ночь. Понедельник» Ахматовой следует выделить основную тему. Это разочарование в любви — ощущение, которое может настигнуть рано или поздно любого человека. Пережив любовное чувство сполна, поэтесса говорит о нем с иронией. Она отрекается от любви, считает ее существование сказкой, сочиненной по прихоти бездельника. Однако при чтении остается ощущение, что героиня грустит об утраченном чувстве и старается заглушить в себе желание любить и быть любимой.

По жанру произведение относится к философской лирике. Через переживания героини Анна Андреевна описывает собственные чувства. Уже в молодом возрасте она получила негативный опыт, который стал причиной отчаяния.

Стих «21. Ночь. Понедельник» Ахматовой

Для придания строкам формы размышления поэтесса использовала трехстопный анапест. Сделав произведение намеренно простым, она ввела всего 2 средства выразительности — эпитет «любовные песни» и метафору «почиет на них тишина».

Небольшое количество тропов характеризует душевное состояние разочарованной героини, которой не до высоких фраз. От этого стих становится более сдержанным.

Краткий анализ

В стихотворении присутствует только одна линия рассуждения. Логично выстроенные предложения образуют гармонию между формой и содержанием. Введенные в краткое произведение образы логичны и просты. В этом заключается особенность стиля поэтессы, талант которой помогает наполнить смыслом и содержанием любой стих. Анализ «21. Ночь. Понедельник» Ахматовой можно провести по следующему плану:

План анализа стиха «Двадцать первое. Ночь. Понедельник»

  1. История создания. Строки написаны в 1917 г. Это был один из сложных периодов в жизни поэтессы.
  2. Тема. Разочарование в любви и переосмысливание собственных ценностей. Эпитет «любовные песни» подчеркивает, насколько иронично героиня воспринимает любовь, которая ранее была смыслом жизни и поводом для того, чтобы петь.
  3. Жанр. Философская лирика.
  4. Композиция. Линейная — в произведении мысль развивается последовательно.
  5. Размер стихотворения. Трехстопный анапест.
  6. Мое мнение. Ахматова написала стихотворение о любви, в которую не веришь, пока самостоятельно не испытаешь глубокое чувство. Лирическая героиня отмечена ангелом любви. Столкнувшись с роковым чувством случайно, она «будто больна» и знает, что нет от этого чувства лекарства.

Однажды питерской ночью героиней был найден ответ на один из вечных вопросов. Для читателей он остался секретом, однако им понятно, что горькая правда приносит автору душевную боль. Ритмичные строки и яркие образы надолго остаются в памяти, побуждают задуматься о своей любви и судьбе.

Полезные материалы по теме:

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector