Разные поэты пытались осмыслить проблемы русского народа через библейские сюжеты. Не стал исключением Пушкин. Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» знакомит с особенностями текста. Александр Сергеевич задается вопросом, так ли людям нужна свобода, если они не борются за нее. Поэзия пронизана переживаниями автора.
История создания
Стихотворение было написано в 1823 году. В это время Пушкин находился в Южной ссылке. За ним осуществляли строгий надзор, что сильно угнетало поэта. Подобный распорядок казался Александру Сергеевичу унизительным. В это же время до него доходили новости о революционных событиях в Западной Европе.
Все это заставляло Пушкина постоянно размышлять. Он тоже видел угнетения людей, считал царское правление недостойным, но в одиночестве поэт не мог ничего сделать. Его возмущало, что в Европе люди боролись за свои права и сражались за свободу, в то время как в России были терпеливыми.
Так появилось стихотворение, которое выражало мнение поэта. В тексте Пушкин использовал библейскую историю о сеятеле. Ее рассказал Иисус Христос. Он поведал о том, что сеятель разбросал семена. Часть съели птицы, некоторые взошли на каменистой почве, но растения засохли. И только небольшое количество семян дало плоды.
Смысл притчи прост — не всегда труд сеятеля виден сразу, иногда должно пройти много времени.
Краткое содержание
Лирический герой сеять вышел еще до появления первых звезд и принялся разбрасывать семена. Никто не помогает ему, поэтому он трудится один. Он вспахал землю, подготовил почву и принялся сеять. Герой надеялся, что его усилия не пропадут даром, он получил множество всходов.
Но сеятель только зря потерял время. Ничего не получилось сделать. Тогда он обращается к мирным народам, которые напоминают пасущиеся стада. Лирический герой сокрушается, что его усилия пропадают и никого не интересуют, поэтому он говорит стадам: их будут резать и стричь с них шерсть, ведь на большее они не годятся. Им остается только нести ярмо и терпеть бичи пастухов. Герой подводит неутешительный итог: потомки этого стада тоже будут покорно служить и не пытаться освободиться.
Анализ текста
Стихотворение написано в жанре гражданской лирики. В символах и образах поэт скрыл важное послание. Лирический герой пытался призвать народ к революции, борьбе за свободу, противостоянию, но безуспешно. Все его слова остались без ответа. В отчаянии поэт назвал людей стадом, которое согласно покорно все терпеть, а не пытаться сражаться за светлое будущее.
Стих Пушкина очень эмоциональный. В нем ярко выражена авторская позиция. Поэт томился в ссылке, его раздражала бездеятельность русского народа. Люди были согласны мириться с царем, бесправием и другими плохими вещами, в то время как в Европе народ поднялся на борьбу за права. В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:
- Работа сеятеля.
- Подведение итогов.
- Обращение героя к людям.
Стихотворение Пушкина подверглось цензуре. Его отказались публиковать, поэтому оно долго передавалось читателям в рукописном виде.
Произведение написано от первого лица и позволяет лучше передать переживания автора. Герой пытался словами призывать людей к борьбе, но безуспешно. Никто его не послушал.
При написании стихотворения Пушкин использовал следующие средства выразительности:
- эпитеты — поэт описывает сеятеля безвинным, чистым, а бразды у него порабощенные;
- метафоры — автор рассказывает о живительном семени, дарах свободы, наследстве в виде ярма;
- аллегория — лирический герой ассоциирует себя с евангельским персонажем.
Размер стихотворения — четырехстопный ямб. Это позволяет передать эмоциональность текста.
Главная идея работы заключается в размышлениях над тем, нужна ли свобода людям. Веками они находятся в рабстве и привыкли к нему, стали воспринимать его чем-то обыденным. Таких людей бесполезно призывать к борьбе.
Стихотворение Пушкина остается актуальным и сейчас. Люди готовы мириться с несправедливостью, терпеть, а не сражаться за свои права. Единственные бунтари остаются одинокими в своих начинаниях, их не поддерживают и не помогают в борьбе. Но, возможно, спустя годы семена все же прорастут в благодатной почве.