Краткий анализ стихотворения Алексея Плещеева «Весна»

Стихотворение Алексея Плещеева «Весна» Анализ стихотворений

Важный вклад в развитие детской литературы в России внёс Алексей Плещеев (1825−1893) — талантливый поэт-лирик романтического направления, переводчик и литературный критик. Анализ стихотворения Плещеева «Весна» показывает, что для его детских стихов характерна простота и лёгкость литературного языка, образность и жизнерадостное настроение.

История создания

В литературной среде России в 40-х годах XIX века Плещеев считался олицетворением идеала гражданской поэзии. В молодые годы Алексей Николаевич был увлечён революционными идеями и за участие в подпольной деятельности в 1849 году отправился в ссылку служить рядовым солдатом в воинской части под Оренбургом.

Алексей Плещеев

Вернуться в Москву и возобновить литературную деятельность он смог лишь десять лет спустя, в 1859 году. Несмотря на жёсткий полицейский надзор, он снова сошёлся с политической оппозицией, сотрудничал с журналом Некрасова «Современник» и участвовал в работе организации «Земля и воля».

В 1868 г. Николай Некрасов организовал в столице издание нового журнала «Отечественные записки» и вновь пригласил Плещеева к сотрудничеству. Через несколько лет поэт переехал в Петербург, где принял активное участие в общественной литературной жизни, много писал и переводил. В частности, его заинтересовала работа по развитию издательства учебной и художественной литературы для детей. Стихотворение «Весна» Алексей Плещеев написал в 1872 году для детского сборника «На праздник», который вышел в свет в следующем году.

Основной мотив стихотворения

Весна как самое яркое и волнительное время года вдохновляла многих русских поэтов на создание замечательных стихотворений. Конечно, в большинстве случаев они выражали восторг и надежду, любовь и счастье, связанные с картинами пробуждения природных сил вокруг. Например, стих Александра Пушкина «Гонимы вешними лучами…» или такие строчки Алексея Толстого:

Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты.

Но нередко встречаются и противопоставления весенней светлой радости и мрачных страданий от одиночества или от осознания многих жизненных тягот, предназначенных людям судьбой. Здесь можно привести в пример отрывок из стиха Лермонтова:

Мечтанье злое грусть лелеет

В душе неопытной моей;

Гляжу, природа молодеет,

Но молодеть лишь только ей.

В произведении Плещеева присутствуют оба эти мотива, которые мастерски переплетены в единую композицию при помощи художественных средств выразительности.

Лирический герой этого стиха сидит дома

Первые две строфы посвящены описанию весны, но описание это довольно отвлечённое, поэт не даёт иллюстрации какого-либо конкретного пейзажа, кроме безоблачного неба и яркого солнышка. Возникает ощущение, что лирический герой этого стиха сидит дома и лишь в открытое окно впускает запахи и звуки весеннего дня. Упоминание леса, соловьёв и пения птиц наводят на мысль о сельской местности, и всё же прямых указаний на это нет. Возможно, герой только в своих мечтах устремляется на природу.

В третьем четверостишии от приятных наблюдений и нахлынувших эмоций сердце его начинает биться сильнее, а все проблемы как бы отступают на второй план. В заключительной части стиха автор старается подвести юного читателя к следующим выводам:

  1. Никогда не унывать и не отчаиваться, так как в жизни всё переменчиво, «пора метелей злых и бурь» обязательно в своё время подходит к концу, и душа вновь обращается к надежде на что-то хорошее в будущем.
  2. Обновление неизбежно, жизнь в любом случае прекрасна и весной вызывает радостное чувство праздника у тех, кто готов принять и пройти «тяжкий труд и горе».

Приёмы выразительности

Стихотворение «Весна» состоит из пяти строф, написанных четырёхстопным ямбом. Это двусложный размер с повторяющимся ударением на второй слог. В каждом четверостишии прослеживается строгая перекрёстная рифма (А-Б-А-Б). Здесь нет никаких новаторских приёмов, текст написан простым живым литературным языком, в нём можно выделить характерные для многих стихов приёмы:

  • эпитеты — выразительные определения: «злые», «резвые», «звонкий»;
  • инверсия — перестановка слов в предложении: «уж тает снег, бегут ручьи…»;
  • метафора — высказывание в переносном смысле: «читаешь в каждом взоре…»;
  • сравнение, например, «сердце… стучит, как будто ждёт кого-то»;
  • интересная эмоциональная пунктуация: тире, многоточия, три восклицательных знака.

Стихотворение «Весна»

Стихотворение «Весна» Алексея Плещеева по жанру — не столько пейзажная лирика, хотя в нём, безусловно, изображена природа, сколько лирика философская, вызывающая у читателя определённый ряд мыслей.

Учитывая увлечённость поэта идеями социальных преобразований, в тексте можно прочитать и гражданские мотивы. Но в первую очередь оно понравилось и запомнилось читателям многих поколений как весенняя песенка, как лёгкое и красивое произведение для детского чтения.

Автор статьи
Алексей Гузанов
Репетитор, закончил Куровскую гимназию, которая входит в топ-100 школ Московской области, с золотой медалью. Являюсь победителем олимпиад по математике и информатике. Успешно сдал ЕГЭ на высокие баллы.
Задать вопрос
Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

53 − 46 =

Adblock
detector