Краткий анализ стихотворения Бальмонта «Лунный свет»

Бальмонт лунный свет Анализ стихотворений

«Я — облачко, я — ветерка дыханье» — так красиво и романтично завершает поэт Константин Бальмонт стихотворение «Лунный свет». Анализ этого произведения демонстрирует, что яркая метафоричность и редкая парадоксальность образного мышления присущи поэтическому творчеству этого автора с самых первых сборников.

Звезда русского символизма

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 — 1942), чья юность пришлась на конец XIX века — начало Серебряного века русской поэзии, был самой судьбой обречен подпадать под влияние модного течения символизма и «заболеть» им серьезно и надолго.

Бпльмонт

Стихотворение написано в форме сонета — классической стихотворной формы из 14 строк, которая зародилась в Италии еще в 13 веке, а всемирную известность приобрела в эпоху Возрождения, благодаря Петрарке и Шекспиру. Характерной особенностью этой модели является разделение текста на два четверостишия (катрены) и два трехстишия (терцеты), в рамках которых действуют определенные правила. Они касаются в первую очередь расположения рифм, а также размера стиха, количества слогов в строке и даже последовательности развития темы.

Русским символистам, увлеченным красотой и изысканностью стиха, придававшим большое значение подбору и расстановке слов, звуков и рифм, форма сонета пришлась по душе. Сонеты на рубеже веков сочиняли все — Брюсов, Блок, Анненский, Белый, Волошин, Игорь Северянин и многие другие, но Константин Бальмонт превзошел всех своих собратьев и по количеству написанных в этом жанре стихов, и по мастерству их литературного исполнения.

Лунный свет

«Лунный свет» написан в 1894 году и был опубликован в первом значительном сборнике избранных произведений Бальмонта «Под северным небом», который издали в том же году в Санкт-Петербурге. Фактически это было уже не первое издание стихов поэта, но первая книга, которая понравилась читателям и получила положительные отзывы. Настроение этого сборника в целом довольно печальное, в нем наблюдаются черты декаданса, поэзии упадка, опустошения и побега от реальности в таинственные волшебные мистические миры. Молодой поэт сконцентрирован на исследовании тайн собственной души, погружается в иллюзии, в мечтания о выходе на тонкие планы бытия.

Развитие темы в композиции сонета

Стих о лунном свете также посвящен наблюдению за полётом чувственных ощущений и следующих за ним размышлений. В первом катрене, как это и предполагается делать в сонете, поэт дает завязку темы, а именно показывает восход луны с наступлением ночи.

Но описание пейзажа полностью игнорируется: нет ни малейшего намека, который бы позволял читателю понять, где именно находится герой и что его окружает; можно лишь предполагать, что он дома и луна светит в окно. Интересно сравнить это начало с первыми строками стихотворения «Лунный свет» Якова Полонского, написанного на полвека раньше: «На скамье, в тени прозрачной тихо шепчущих листов, слышу — ночь идёт, и — слышу перекличку петухов».

В них обозначена та же тема, но всего несколько деталей — скамейка, листва, крики петухов — позволяют представить себе вполне конкретный сельский уголок, где встречает вечер этот поэт.

Стихотворение бальмонта лунный свет

Анализ стихотворения Бальмонта показывает, что оно написано от первого лица и уже с третьей строки автор переходит к исследованию своих смутных настроений. Лунный свет выступает здесь некой отвлеченной субстанцией, с которой взаимодействует впечатлительная душа поэта, получая как бы импульс космической энергии любви для полёта в пространстве ночного неба. Далее развитие темы идет по схеме:

Анализ стихотворения бальмонта лунный свет

  • Второй катрен продолжает размышления о возвышении мечты над миром и заманчивой притягательности игры человеческого воображения. В этой части произведения звучат и тревожные нотки — герой словно где-то в глубине души осознает опасность такой экзальтации и сравнивает себя с «духом больным». Этот конфликт заставляет плакать, пусть даже «сладко».
  • В первом из терцетов грустный мотив отступает, и разум поэта испытывает только чистый восторг от выхода души на тонкий уровень от общения с молчанием Вселенной. Во сне ли это происходит или наяву, не ясно. Скорее всего, где-то на грани, когда человек засыпает, погружаясь в сновидения, и в эту минуту осознает безграничность своего подсознания.
  • В заключительном трехстишии сонета описано уже состояние сна, необыкновенной легкости, покоя, отрешенности от всех своих забот и от проблем близких людей.

В целом произведение оставляет ощущение, что лирический герой любит луну больше, чем солнце, и благодарен ей за сияние во мраке ночи, которое приносит умиротворение, позволяет восстановить силы и наполниться новыми эмоциями и вдохновением для жизни и творчества.

Особенности поэтического языка

Литературному стилю Константина Бальмонта присуще богатое разнообразие выразительных средств, мастерски создающих изящный музыкальный стих. Виртуозность владения поэтическим словом признавал за ним любой, даже тот, кто не был поклонником его творчества. В раннем стихотворении «Лунный свет» можно выделить некоторые приемы создания образности:

Бальмонт анализ стихотворения

  • эпитеты — блистательный, нежный, безмятежный — красочные определения, украшающие стихотворение;
  • сравнения — «как эльф» и «как будто дух больной»;
  • интересные метафоры — выражения в переносном смысле и в большом количестве. Например, «мчусь в мечтах», «сетка из лучей», «дышу — Луной», «я — облачко»;
  • подбор слов, задающий определенный ритм — «к лесам, к горам, к вершинам»; эта цепочка однородных членов предложения словно рисует линию движения вверх, на взлет, на отрыв от земли.

Таким образом, краткий анализ стихотворения Бальмонта «Лунный свет» демонстрирует несомненный поэтический дар молодого поэта, которому предстояло занять свое почетное место в истории русской литературы. И хотя этому образцу типичной поэзии символизма, возможно, недостает живой искренности и реалистичности, присущих лучшим традициям русской поэзии, стремление к философскому осмыслению жизни души и подсознания человека вызывает у читателя некоторое сопереживание и подталкивает его к собственным размышлениям о вечных ценностях.

Несмотря на характерное для буржуазного сознания декадента стремление уйти от социально значимых тем в мир творческого индивидуализма и чистой эстетики, Константин Бальмонт остается тесно связанным с российской и европейской действительностью конца XIX — начала ХХ веков, с ее растерянностью перед лицом назревших общественных проблем, с предчувствиями будущих неизбежных исторических глобальных перемен.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector