Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Ленинград»

Стихотворение Осипа Мандельштама «Ленинград» Анализ стихотворений

Для Осипа Мандельштама Ленинград всегда был особым местом. Он относился к нему с трепетом и большой любовью, несмотря на то, что его родиной была Варшава. Его душа всегда рвалась к этому старинному городу даже после многочисленных ссылок и скитаний. Анализ стихотворения Мандельштама «Ленинград» помогает понять, с каким чувством поэт относится к городу, какие чувства испытал, вернувшись в него.

История создания

В 20-х годах Мандельштаму удается вернуться в Петербург, который к тому времени уже называется Ленинградом. Он преобразился и был уже не таким, как в памяти поэта, однако все еще занимал отдельное место в его душе.

Осип Мандельштам

Одним из самых печальных для него вещей было преобразование ленинградских особняков, которые стали коммуналками. В них теперь могло ютиться больше 50 человек. В одном из этих домов пришлось остановиться Мандельштаму вместе с женой. Он дает себе обещание, что больше никогда не покинет город мечты, но уже в 1930 году поэт вынужден отправиться в командировку на Кавказ. Там он проводит несколько месяцев, переживает творческий кризис. Когда настала пора вернуться в любимый город, поэт создал стихотворение «Ленинград». Уже из заглавия понятно, о чем пойдет речь.

Стихи Осипа Мандельштама являются своеобразным признанием в любви к городу, ведь в каждое возвращение поэт открывает его с новой неожиданной стороны.

Основная тема

Основной темой в анализе стихотворения Мандельштама «Ленинград» является возращение на родину. Пусть он и изменился до неузнаваемости, для поэта город по-прежнему является «знакомым до слез», а в силуэтах все же можно проследить прежние ассоциации, сравнить их с теми, что были в памяти. Стихотворение наполнено тревогой, потому что, пусть Ленинград остался любимым, Мандельштам все же чувствует себя чужим. Все стихотворение пронизано предчувствием скорой беды: «Петербург, я еще не хочу умирать». Его тревога оправдана. Революции уже суждено стихнуть, а у поэта больше нет сил противостоять новому строю.

Ленинград для Мандельштама

В «Ленинграде» Мандельштама есть и признания. Лирический герой обращается к городу, используя восклицания, пытается уцепиться за любую вещь, лишь бы не чувствовать себя чужаком. Чувствуется эмоциональный всплеск поэта. Он признается, что город еще хранит в себе адреса его знакомых, а значит, существует неразрывная нить между ним и творением Петра.

Лирический герой жаждет встречи со своими друзьями, подолгу стоит на лестнице, ожидая их появления: «Я на лестнице черной живу». Для Мандельштама Ленинград остался городом ушедшей юности, которая навсегда осталась в его памяти.

По своей наполненности «Ленинград» отличается от его ранних стихов — «Адмиралтейства» и «Казино». Между строк теперь читается тоска поэта, его осознание, что все, его внутреннее состояние в том числе, изменилось, и время уже не повернуть вспять.

Композиция стихотворения

При анализе стихотворения Мандельштама можно отметить композицию, характерную для его творчества. Она сплошная, нельзя выделить по смыслу какую-либо отдельную часть. Это встречается и в других его стихах, например, в «Ласточке» или «Раковине». По чувственной наполненности они также близки «Ленинграду».

Структурно каждая строфа — это двустишие (дистих). Всего их семь, в каждом из них отдельное упоминание какого-то воспоминания, связанного с городом, или же описано чувство лирического героя.

Жанр произведения

По жанру стихотворение можно отнести к элегии. Это один из характерных жанров Мандельштама, существующих в его творчестве наравне с посланием, ведь вся его поэзия — это удивительное переплетение символизма и акмеизма.

Стихотворение пронизано грустью и глубокой печалью. Почему же так выходит? Лирический герой сердцем видит все изменения, произошедшие в городе, ведь он теперь стал совсем другим, не таким, как в его юношеские годы. Все пребывание героя в пределах дома — это ожидание старых знакомых, которые уже не спешат в гости: «И всю ночь напролет жду гостей дорогих, / Шевеля кандалами цепочек дверных». В последних двустишиях ярко видны разочарование и тоска.

«Ленинград» написан четырехстопным анапестом с перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

При помощи метафор и эпитетов Осипу Мандельштаму удается передать эмоции лирического героя. В тексте встречаются следующие эпитеты:

Стих «Ленинград»

  1. Декабрьский денек.
  2. Черная лестница.
  3. Припухлые железы.
  4. Зловещий деготь.

Стихотворение не отличается большим количеством прилагательных, но автор использует их с умом. Чувства поэт изливает и с помощью метафор:

  1. Рыбий жир ленинградских ночных фонарей.
  2. «Где к зловещему дегтю подмешан желток».
  3. Кандалы цепочек дверных.

В тексте мы натыкаемся на олицетворения, ведь поэт обращается к Ленинграду, как к человеку: «Петербург, у меня еще есть адреса». Здесь же встречаются и фразеологизмы «знакомый до слез», «вырванный с мясом».

По языковой наполненности стихотворение отвечает модернистскому канону.

Все стихотворение пронизано ощущением грядущей катастрофы в жизни Мандельштама. Он упоминает кандалы, как будто уже знает, как закончится его судьба. Ощущение тоски не покидает на протяжении прочтения стихотворения, усиливается к концу, оставляя после себя грустный осадок.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector