Анализ стихотворения Жуковского «Светлана», его тема и идея

Баллада Василия Жуковского «Светлана» Анализ стихотворений

Баллада Василия Жуковского «Светлана» относится к эпохе раннего русского романтизма и считается одним из выдающихся произведений этого течения. В ней ярко отражены элементы фольклора: русские сказки, обряды, гадания, приметы и народные песни. Произведение включено в программу литературы 9 класса. Краткий цитатный план и анализ стихотворения Жуковского «Светлана» поможет ученикам подготовиться к урокам и итоговым экзаменам.

История создания

Василий Андреевич Жуковский в раннем творчестве использовал опыт зарубежных литераторов. Он всегда старался быть похожим на немецких и английских поэтов, искренне полагая, что западные коллеги многому могут научить отечественных писателей. Он без всякого стеснения перенимал их опыт, однако всегда старался сохранить самобытность русского характера. В результате его творения с большой точностью передавали народный менталитет. Даже произведения, которые он брал за основу, трудно было узнать в его интерпретации.

Василий Андреевич Жуковский

Именно так произошло и с его поэтической балладой «Светлана», анализ которой стоит провести для понимания главной мысли. За основу Жуковский взял произведение «Ленора» немецкого автора Бюргера и полностью переделал первоисточник на свой язык. В результате отечественный читатель получил в подарок прекрасный пример баллады, которая полностью погружала его в волшебный мир мистических явлений:

  • преданий;
  • сказок;
  • легенд.

Василий Андреевич вложил в это произведение огромную любовь. Невольно возникает вопрос, для кого написано это интригующе загадочное произведение и какой ее смысл? Жуковский посвятил эту сказочную балладу А. Протасовой, которая являлась его племянницей и крестницей. Девушка готовилась выйти замуж за А. Воейкова, лучшего друга поэта, и Жуковский приготовил им на свадьбу такой своеобразный подарок.

Проблемы, описанные в балладе

В стародавние времена у незамужних девушек очень популярны были гадания на суженого, которые проводились в рождественские святки. Именно это явление стало центральным событием повествования в стихотворении Жуковского «Светлана», анализ которого поможет школьникам написать сочинение.

Автору удалось передать трепетные и тревожные чувства героини. Она с нетерпением ждет жениха, надеясь на чудо. Устав от ожиданий, девушка пытается заглянуть в свое будущее. Однако вместо свадебных приготовлений она почему-то начинает видеть устрашающие картины:

  • мертвеца в гробу;
  • страшный заброшенный дом;
  • церемонию панихиды по покойному.

Светлана видит мертвеца в гробу

В образе Светланы заложен особый религиозный смысл, который автор пытается доказать читателю. Церковь выступает против всевозможных гаданий. Светлана знает это, она уже много лет посещает церковь и молится Богу, однако все-таки решается на гадание. Она верит в Бога и не отворачивается от него, даже в тот момент, когда ей становится известно о смерти жениха.

И в минуты гадания Светлана не снимает с себя крестик. За такую преданность судьба благосклонна к девушке.

Тематика и идея

Как в любом романтическом произведении того времени, в балладе переплетаются фантазии с реальностью, день противопоставлен ночи. Основная часть баллады написана, как сон Светланы, поэтому большинство образов представлены смутно. В произведении подняты несколько злободневных тем:

 Светлана — девушка глубоко верующая в Бога

  1. Любовь — главная тема, движущая всем сюжетом баллады. Это чувство заставляет Светлану, православную девушку, обратиться к гаданию. Именно любовь дает ей силы на ожидание, надежду на возвращение ее жениха. Благодаря этому высокому чувству, Светлана и ее жених смогли преодолеть испытание, посланное им судьбой — от разлуки их любовь стала только сильнее, а взаимосвязь крепче. В результате у них впереди свадьба и большое семейное счастье.
  2. Вера. Светлана — девушка глубоко верующая в Бога и его доброту. Она искренне верит, что сила молитвы поможет сохранить ее любимого. Вера спасает девушку от мертвеца и его адских объятий. В первоисточнике главной героине, Леноре, этого не удается избежать.
  3. Гадание. Тема раскрывается очень своеобразно. Гадание представлено не наяву. Светлана видит не отражение в зеркалах, а видения предстают ей во сне. Еще один важный момент — во время гадания необходимо снять крест, чтобы иметь возможность полностью увидеть потусторонний мир и все, происходящее в нем. Однако, Светлана даже по время мистического гадания, продолжает молиться, держа в руке свой крестик. Это не позволяет девушке провести обряд гадания в полной мере.

Поэт кратко затрагивает в своем произведении проблемы веры и религии. Он прекрасно понимает, что русский народ не может быть православным полностью. Он посещает церковь, читает молитвы, обращается к Богу и верит в него. Но вместе с этим, он также усердно отмечает и языческие праздники — Новый год, Масленицу и другие. К тому же люди верят в приметы:

  • они трижды плюют через плечо, чтобы их не сглазили;
  • не едят пищу с ножа;
  • перед дальней дорогой обязательно присаживаются.

Эти суеверия совсем не поддерживаются церковью и являются признаком неграмотности. Можно сказать, что такое поведение наблюдается и в настоящее время, поэтому баллада Жуковского и в наши дни остается актуальной.

Гадающая Светлана

«Светлана» — яркий образец баллады. В ней описаны все переживания главной героини, ее чувства, произведение наполнено мистическими событиями. Еще большей таинственности привносит в нее природа. Новаторство в произведении Жуковского — это собирательный образ русского человека. Он показал все его характерные черты:

  • покорность судьбе;
  • преданность;
  • искренность;
  • понимание;
  • грусть.

Свою героиню автор любит, называет ее милой Светланой, очень переживает за ее участь. Автор выражает надежду, что у нее все сложится хорошо, и желает девушке большого счастья.

Композиционные моменты

В произведении автор использовал художественный прием антитезы. Он отобразил и противопоставил любовь и смерть, день и ночь, реальность и фантазии. Этим приемом Жуковский кратко показал противоречивый внутренний мир человека, взаимодействие реальностей окружающего мира с его душой.

Произведение имеет стройное построение, отличается легкостью восприятия. Главная особенность композиции — описание мистического сна главной героини, Светланы.

Характеристика главных героев

В балладе на первый план выведен главный образ единственного персонажа — Светланы. Все остальные герои имеют расплывчатые черты, так как находятся в дымке ее сна. Охарактеризовать их крайне трудно, все они подобны декорациям и не имеют особого веса.

Девушка по имени Светлана

Главный лирический герой — девушка по имени Светлана. В начале повествования она представлена читателю встревоженной и печальной: ее беспокоит судьба ее возлюбленного. Все подруги Светланы веселы и беспечны, а в ее сердце нет места веселью и забавам. Целый год девушка находится в неизвестности. Она горячо молится и продолжает надеяться, что с ее любимым все будет хорошо. Однако девичье любопытство берет верх, Светлана решает погадать и заглянуть в будущее в крещенский вечер.

Жуковский описывая поведение своей героини, выказывает свое положительное отношение к ней, считает образцовой, хотя и не совсем идеальной. Светлана не похожа на других девушек некоторыми чертами характера.

В отличие от оригинальной Леноры, девушка не ропщет на Бога, когда получает известие о смерти своего жениха. Напротив, она продолжает горячо и искренне молиться Спасителю. Увидев во время гадания страшные сцены, она была крайне напугана, но не поддалась отчаянию. Однако, героиня не обвиняет Бога в том, что он не слышал ее просьбы и моления, они готова нести свой крест, смирившись со своей горькой судьбой.

И за свою веру, стойкость, надежду Светлана вполне награждена — ее возлюбленный вернулся к ней. Чистая строчки, где описывается возлюбленный Светланы, читатель получает образ честного и порядочного человека, верного своему слову. Он вполне подходит в качестве жениха для такой доброй и любящей невесты.

Жанр стихотворения

Зачастую данное произведение Жуковского определяют, как поэму. Однако жанр написания «Светланы» относится к балладе, у нее напевный слог, а его героиня попадает в самый центр мистических и загадочных событий.

Стихотворный размер хорей придает произведению особую мелодичность и лиричность, которые еще более усиливаются приемом перекрестной рифмы.

Средства художественной выразительности

Произведение Жуковского наполнено художественными деталями и средствами выразительности, которые играют особую роль в создании романтического образа главной героини. Все видения Светланы автор описывает в черно-белых тонах. В описаниях реальных событий используются яркие естественные краски, метафоры и эпитеты. Такой прием поэт использует для противопоставления двух миров — мертвых и живых. Даже звуки указывают на это противопоставление: в мире мертвых страшное молчание, в то время как мир живых наполнен звоном и шумом.

Русская девушка Светлана

Мораль и мысль

Баллада содержит глубокую мысль, которая учит быть преданным, непреклонным и уважать библейские законы. Сон, описанный в произведении, и пробуждение от него имеют двойственный смысл. Он означает заблуждение души, напрасно ее волнующее, а пробуждение несет человеку прозрение, понимание истинной веры. Автор твердо убежден, что, следуя заповедям Божьим и сохраняя веру в Создателя, можно обрести покой, гармонию и уверенность.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector