В цикле «Повести Белкина» есть печальная повесть «Станционный смотритель». О жизни человека с тяжелой судьбой, о человеке, вынужденном нести неблагодарную службу на станции, живя в скромном почтовом домике. Вид домика вызывает неприязнь у проезжающих мимо. Поэтому описание смиренной, но опрятной обители играет важную роль в сочинении великого автора. Интересно рассмотреть, чем же украшено стационарное жилище героя произведения — Самсона Вырина.
Картины с библейским сюжетом
Описание обители станционного смотрителя играет очень важную роль в понимании как всего замысла прозаического произведения Пушкина, так и образа главного героя, который во всем схож со своею небольшой обителью.
Изложение смиренной обители Самсона Вырина начинается с комнаты, обставленной довольно скудно. На глаза рассказчику попадаются простенькие цветные занавески, обычная кровать и горшки с цветами.
Цветочные горшки украшают жилье и являются символом бережного ухода, однако, когда Вырин переживает трагедию, они исчезают. Это символизирует пренебрежительность. Далее, что замечает рассказчик, присутствие нескольких картин в обители. Их — четыре, и повествуют все они о библейском сюжете — истории о блудном сыне:
- На первой из картин изображено прощание отца с сыном;
- на второй пиршество;
- на третьей картине изображено, как разорившийся отпрыск пасет стадо свиней, чтобы добыть себе пищу;
- на четвертом полотне изображено, как повзрослевший парень вернулся в отчий дом и предстал перед отцом.
Сжатое описание картин станционного смотрителя упоминает и то, что каждое полотно снабжено немецкими стихотворениями. Картины в произведения являются очередным символом у автора, потому как дочь станционного смотрителя в точности повторяет историю блудного сына, правда, герой об этом не узнает.
Дочь Самсона Вырина, сбежавшая с офицером и оставившая отца, в конце концов, воротится к нему, раскаявшись в своем поступке.
Однако же, отец её уже мертв. Таким образом, Пушкин, повторяя библейский сюжет в произведении, заново его переосмысливает.
Обстановка жилища
Жилье героя повествования именуется «опрятным и смиренным». Хотя тот отнюдь не обеспокоен порядком в доме, чувствуется женская забота, хотя бы в цветах — на них приятно взглянуть.
Да и занавески на окнах не затхлые и серые, а яркого цвета! И в этом видна светлая радость дома.
Хотя, конечно, в доме и селится бедность, потому как смотрителю всегда достается больше претензий, чем он того заслуживает. И оплата — скромная. Уют в доме поддерживался дочерью Дуней. Однако с её уходом Вырину нет желания поддерживать прежнюю жизнь, и он живет «как придется».
Главная роль в произведении отводится картинам. Особенно последняя, которая демонстрирует радостное лицо отца, принимающего обратно ребенка. Наверное, это дает читателю право понять, что, застав отца живым, Дуня бы непременно получила прощение.
Примечателен и образ обители из отрывка «Станционного смотрителя». Описана она рассказчиком в двух словах — «смиренная и опрятная». В этих словах уже дается теплая, дружеская оценка герою повести. Во-первых, слово «обитель», вместо дома, квартирки, избы, уже немного возвышает и умиляет его в глазах читателя. А словом «смиренная», которым он обозначил её, ассоциируется с простотой, отсутствием высокомерия и всякой горделивости у её владельца. «Опрятная» — чистая, комфортная и ухоженная, несмотря на всю её простоту.
Однако, когда рассказчик встречается с Выриным во второй раз, картинка меняется — прежде благоухающая жизнью комнатушка стареет и теряет жизнь вместе с её опечаленным хозяином.
Хотя его и сложно назвать неряхой, все же он становится небритым, неухоженным, морщинистым, усталым.
Смотритель теряет всяческий стимул поддерживать в доме прежний порядок. Ему нечем заняться, жилище становится не нужным, а прихорашивать дом для гостей он смысла не видит, да и не заходит к нему уже никто давно. Лишь редкие незваные гости.
Когда отчий дом покидает Дуня, она точь-в-точь повторяет библейский сюжет за одним-единственным прискорбным отклонением: отец не дожидается возвращения и раскаяния дочери, а умирает, ей остается идти на кладбище, прочитать его имя на кресте и обнять его могилу.
Главный замысел произведения
Это произведение говорит о чистоте родительской любви, родительском понимании и всепрощении. Разве часто встретишь такое, чтобы родитель осуждал своего ребенка, не смог понять и простить ему ошибки юности? Если ребенок придет с раскаянием, чистой душой, никто не станет его упрекать лишний раз, какая бы обида ни была им нанесена
Главный замысел пушкинского произведения заключается в том, чтобы показать читателю и, в первую очередь, старшему классу детей, что бескорыстная и бесконечная любовь принадлежит родителям.