Шариков: характеристика персонажа в романе «Собачье сердце»

Шариков полиграф полиграфович Литература

Повесть Булгакова «Собачье сердце» стала знаковой для своего времени. Писатель воплотил в ней тягостные размышления о судьбах русской интеллигенции и формировании героя нового смутного времени. Анализ характеристики образа Шарикова в «Собачьем сердце» видится важным для понимания того, какой человек определял судьбы России в постреволюционную эпоху.

Характеристика Шарикова: составляющие образа

Шариков Полиграф Полиграфович — один из центральных персонажей повести. История героя необыкновенна и фантастична, он человек, полученный в результате лабораторного опыта, проведенного профессором Преображенским. Ученый подобрал Шарика, бродячую собаку, и провел операцию по вживлению в мозг человеческого гипофиза. В результате эксперимент приводит к превращению животного в человека. В процессе трансформации пес обучается говорить, играть на музыкальном инструменте и в конце концов обретает полное человеческое сознание.

Собачье сердце шариков характеристика

Однако фантастическая биография персонажа в «Собачьем сердце» достаточно вторична, писатель не задается целью развлечь читателя необычным сюжетом. Основная идейная особенность повести в ее острой социальной направленности: Шариков становится яркой иллюстрацией человека, который определяет культурный портрет большевистской России.

Писательское мастерство Булгакова позволило создать очень зримый, выпуклый и запоминающийся персонаж. В школьных заданиях по литературе характеристика Шарикова из Собачьего сердца часто фигурирует среди тем сочинений, поэтому стоит рассмотреть характеристику героя Шарикова через все средства формирования образа, а именно:

  • внешность;
  • речь;
  • поступки героя;
  • внутренний мир;
  • связи с другими персонажами.

Портретная характеристика

Собачье сердце шариков

В первом же описании внешности Шарикова автор подчеркивает плебейские и атавистичные черты: низкий лоб, маленький рост, негармоничное сложение. Волосы, торчащие щеткой, небритое лицо, сиплый голос — все это усиливает неприязненное отношение читателя к герою.

Манера персонажа одеваться довершает образ человека некультурного и малообразованного: безвкусный галстук кричащих цветов, порванный, весь в соломе, костюм, лакированные, не подходящие к общему облику ботинки. Во всех сценах автор описывает героя с неприязнью: в эпизоде, где герои обедают, подчеркивается, что голова Шарикова в салфетке напоминала муху в сметане, в сцене, где он объявляет о том, что поступил на работу, говорится об исходящем от него неприятном запахе кошек. Шариков единственный в доме, кого одолевают блохи, ловит он их, как собака, зубами.

Когда Шариков поступает на должность начальника отдела очистки, он предстает перед профессором в кожаной куртке и кожаных же штанах, как и Швондер, что символизирует его принадлежность к людям нового толка, чья среда была сформирована большевиками.

Имя героя

Имя Полиграф Полиграфович герой выбирает себе сам, реализуя стремление ко всему помпезному и безвкусному. Удвоение в имени символизирует гротескность образа, усиление акцента на отрицательных качествах персонажа — фальшивости внутреннего мира, стремление обрести значимость в собственных глазах. Профессор отказывает герою в требовании называть его Полиграфом Полиграфовичем, раздраженный нелепостью этого имени.

Речь персонажа

Шариков собачье сердце

Само появление способности к человеческой речи у Шарикова начинается с потока брани, а первая осмысленная фраза, обращенная к другому — «Отлезь, гнида». Язык героя изобилует:

  • просторечными выражениями («шиш с маслом», «выкуси», «ни пса не видно»);
  • жаргонизмами (говоря о Зине — «форсу как у комиссарши»);
  • речевыми ошибками («польты», «животная» вместо «животное»);
  • случаями употребления слов в неверном значении (например, слово «контрреволюция» в значении «скучно, неинтересно»).

Шариков фамильярен — профессора он называет «папаша», Зину — «Зинкой», на что Преображенский делает ему замечание.

Полиграф полиграфович шариков

Речь персонажа представляет резкий контраст языку профессора, отличающемуся точно построенными фразами и ясно выраженной мыслью. Кроме этого, автор отмечает интонации героя — развязные, глумливые, наглые.

Шариков охотно подхватывает речевые штампы и обороты, свойственные новоязу того времени: фразы «Господа все в Париже!», «В настоящее время каждый имеет свое право…», очевидно, переняты у Швондера или его окружения. В целом его речь производит впечатление человека малокультурного и совершенно необразованного.

Внутренний мир и поступки

Интересы героя в повести отмечены как довольно примитивные. Утонченные сферы искусства, такие как театр или литература, ему кажутся скучными, зато интересны низкие жанры — цирк и игра на любимом инструменте, балалайке. Повышать уровень культуры он не хочет, даже кичится своей необразованностью и пренебрежением норм этикета: в сцене обеда иронизирует над Преображенским и Борменталем, говоря, что все у них как на параде, по-простому они не умеют.

Полиграф полиграфович шариков характеристика

В первой же сцене появления героя через реплики профессора Преображенского читатель узнает, что Шариков матерится, бросает окурки и плюет на пол, не соблюдает чистоту в туалете. В дальнейшем персонаж проявляет самые низкие качества человеческой натуры: крадет деньги и обвиняет в этом горничную; пользуясь служебным положением, склоняет сотрудницу к сожительству; устраивает попойку с проходимцами в доме профессора, и в конце концов пишет донос на Преображенского, который, по сути, является его родителем. Профессия героя также характеризует его не лучшим образом — она связана с убийством, живодерством.

Проиллюстрировать внутренний мир героя можно цитатой, в которой Преображенский говорит про сердце Шарикова: «…самое паршивое из всех, которое существует в природе».

Герой в системе образов повести

С Преображенским и Борменталем герой находится постоянно в состоянии острого конфликта — профессор критикует его за нежелание развиваться, ругает за неподобающее поведение, с доктором же часто дело доходит до рукоприкладства, Шариков пытается добиться его выселения из квартиры.

Шариков собачье сердце характеристика

С Швондером же Шариков находит общий язык. Домком пытается влиять на мышление персонажа в нужном ему русле — дает ему книгу с перепиской Энгельса и Каутского, говорит о необходимости борьбы с «империалистическим хищником». Герои внутренне довольно близки и олицетворяют собой человека новой формации, который, догматически переняв советские лозунги, наделяется властью в той или иной мере. Однако моральные качества таких людей чрезвычайно низки — и домком, и Шариков не останавливаются перед доносами и угрозами, и тот и другой мыслят штампами, уровень их интеллекта достаточно низок.

В ипостаси собаки и человека

В начале повести главный герой обладает еще внешностью и сознанием собаки, побирается на помойках и стремится выжить в подворотнях. В сравнении с образом Шарикова, который с самого начала пронизан неприязнью, к собаке читатель испытывает жалость. Пса с незлобивым и наивным взглядом на жизнь жалко — жалко его за обожженный бок, за голодную жизнь, за обиды, нанесенные жестокими людьми. Повесть начинается с речи Шарика, которая ведется от первого лица, и этот прием сближает читателя и героя. И именно через монолог собаки автор озвучивает свою оценку настоящего, описывая разруху, воровство, несправедливость.

Позицию же Шарикова-человека читатель узнает опосредованно, через диалоги и взаимодействие с другими героями, что, напротив, отдаляет этого героя от читателя. В повести нет ни одного самостоятельного появления Шарикова.

Полиграф Полиграфович как отражение эпохи

Шариков собачье сердце анализ

Шариков очень органично вписывается в новую реальность — подчеркнуто бескультурный и необразованный, он бравирует этим и считает своим преимуществом в свете большевистских идей равноправия. Образ этого персонажа гротескно, преувеличенно вобрал черты типичного героя тех лет — ограниченного, неумного, с низменными устремлениями. На словах Шариков перенимает идеи коммунистической России, однако больше его заботит распределение материальных благ, отсюда и рассуждения дилетанта о том «как все поделить», а также злые упреки Преображенскому в его обеспеченности.

Автор приходит к выводу, что эксперимент с достижением всеобщего равенства, не обеспеченный высокими нравственными и духовными качествами личности, терпит крах.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector