Один из главных персонажей романа «Анна Каренина» — Вронский, историю жизни и характеристику персонажа очень интересно анализировать. Ведь поступки Алексея сильно повлияли на судьбу героини, несчастной женщины, которая не сумела выразить себя ни как мать, ни как супруга, ни даже как любовница. С этой точки зрения, образ Вронского весьма интересен. Хотя Толстой прямо не обвиняет его в гибели возлюбленной, очевидно, что она не была с ним счастлива.
Создание романа
История была задумана в феврале 1870, но дата написания «Анны Карениной» — 17 апреля 1877 года, ведь к осуществлению замысла писатель приступил лишь спустя несколько лет. Произведение выходило в печать по главам в журнале «Русский вестник». Оно стало очень популярным, очередную главу читатели ждали с нетерпением.
В этом романе писатель затронул темы, волнующие каждого взрослого человека — любовь, понимание, доверие. Именно поэтому труд Льва Толстого по сей день не потерял своей актуальности. Будучи знатоком человеческой души, автор смог показать «прозаически упорядоченную действительность».
Понятен не только сюжет, но и герои — они реалистичны, вызывают у читателей сочувствие.
Представитель «золотой молодежи»
Происхождение Вронского до конца остается неясным, автор не счел нужным уточнять эту деталь его биографии. Известно, что герой из богатого и знатного рода. Звали Вронского Алексей Кириллович, его отец скончался, есть родной брат.
У дворянина большие связи, граф ведет роскошное безбедное существование в Петербурге. Окончив обучение в Пажеском корпусе, юноша начинает службу в полку флигель-адъютантом. Он водит дружбу с самыми блестящими представителями знати. Карьера его обеспечена.
Лев Толстой дает самое приятное описание внешности Вронского. Нет, он не обладает выдающимися данными, но производит хорошее впечатление. Роста невысокого, плотного телосложения. Брюнет с коротко стриженными волосами, гладковыбритый. Одет просто, но опрятно. Он так и пышет здоровьем, юностью, задором.
Внешности Вронского писатель придает особое значение. Неудивительно, ведь именно она сначала привлекает женщин, лишь потом они способы оценить моральные качества мужчины:
- Лицо — очень приятное, выражение которого писатель характеризует как «твердое», но вместе с тем «чрезвычайно спокойное». Носит усы.
- Глаза — «красивые», способные выражать глубину чувств героя. То они «нежно блестят», то выражение их становится решительным и независимым.
- Улыбка — также, как и глаза, отражает настроение офицера, она бывала дружелюбной, скромной, счастливой.
У героя прекрасные зубы, о чем несколько раз упоминается — видимо, это для тех времен была большая редкость. Писатель характеризует их как «крепкие», «сплошные», «белые».
Моральные качества
Как представитель «золотой молодежи», Вронский далек от нравственного идеала Льва Толстого. Светское общество презирало ценности, которые проповедовал писатель. Молодежь смеялась над моралью, поступки часто были продиктованы скукой. Яркий пример тому — ухаживания Алексея за Кити Щербатской. Он не имеет серьезных намерений, но все равно кружит девушке голову.
С другой стороны, в обществе офицера характеризуют исключительно с положительной стороны — он ведет себя дружелюбно, сам Толстой называет Вронского «милый, добрый малый». При этом он признает за ним ум и потенциал, умение произвести хорошее впечатление.
У Вронского целый перечень положительных качеств:
- Талант военного.
- Энергичность и стремления.
- Хорошее воспитание, искренность, дружелюбие.
- Он ценитель искусства — Вронский хорошо рисует.
- Имеет склонность к общественной деятельности.
Но есть у молодого человека и существенные недостатки. Он весьма поверхностный.
Автор противопоставляет Вронского мужу Анны Карениной, который изображен интеллектуалом и приспешником морали, готовым на все ради сохранения брака и положения в обществе.
Начало интриги
Вронский и Каренина знакомятся, когда офицер приезжает встретить свою мать. На вокзале в тот день происходит трагедия — под колесами поезда гибнет рабочий. Она производит неизгладимое впечатление на Анну.
Между молодыми людьми вспыхивает неожиданное влечение. Алексей тут же забывает о Кити (подруге Карениной) и начинает везде искать встречи с новой знакомой. Ему все равно, что она замужем, имеет маленького ребенка. Заполучить в любовницы такую даму считается в свете большой победой.
Светское общество уже готовится к тому, что блестящий офицер вот-вот сделает предложение Кити. Но Алексей не торопится. Он серьезно увлекается Анной, которая поначалу пытается избежать зарождающегося чувства к молодому мужчине. Но поддается ему и начинает благоволить к офицеру, не стесняясь того, что подумают или скажут в свете.
Сколько лет было Алексею Кирилловичу Вронскому на момент встречи с Анной автором не называется. Вероятно, он на несколько лет младше Карениной. Но это никак не дополняет характеристику персонажа.
История жизни Вронского могла бы сложиться совсем по-другому, но страсть к замужней даме меняет все.
Развитие отношений
Ради любимой женщины офицер отказывается от блестящего будущего. Чтобы видеться с Анной, он выходит из полка и поселяется один. Честолюбивый Вронский бросает свою карьеру под ноги своей любимой. А она не может решиться на официальный развод с супругом, хотя уже не живет с ним. Но в те времена, когда была написана «Анна Каренина», разводы были крайне редки, каждый случай становился предметом бурных обсуждений, скандалов и споров. Недаром законный супруг Анны так опасается за свою репутацию в свете.
Графиня Вронская, мать Алексея, поначалу хорошо относится к Анне. Ведь именно она познакомила сына с приятной дамой. Отношение Алексея к матери уважительное, но он не любит ее. В молодости светская дама вела весьма разгульную жизнь, рано оставшись вдовой.
Но когда отношения с замужней женщиной ставят под угрозу карьеру ее сына, графиня настаивает на прекращении этой связи. Она называет Анну «дурной», впоследствии даже саму смерть ее «гадкой».
Возможно, именно в этом кроется двоякое отношение к морали ее сына. С одной стороны — он готов пожертвовать наследством ради брата, спасти тонущую женщину, с другой — спокойно разрушает чужой брак.
Каренина — жертва или виновница
Противоречивый образ Анны вызывает жалость и сострадание. Да, она преступила все нормы морали. У ней не хватило духовных сил, чтобы противостоять искушению. Можно так кратко охарактеризовать героиню — Толстой в очередной раз показывает женщину как источник греховных желаний и неблаговидных поступков.
Не боится она даже своего мужа, который намного старше и мудрее. Поначалу он спокойно смотрит на происходящее, но в итоге скажет свое веское слово, разлучив Анну с единственным сыном. Но и это не останавливает его жену от жизни во грехе. Хотя она очень страдает от разлуки с ребенком, все равно уходит к любовнику.
Толстой поднимает тему измен в силу ее актуальности. В свете тогда подобные истории случались нередко. У образа Анны есть несколько прототипов:
- Мария Гартунг — дочь Александра Пушкина. Писатель заимствовал ее черты — волосы, кружевные наряды, гирлянду из цветов.
- Александра Оболенская — семейное и общественное положение.
- Анна Пирогова — женщина из-за несчастной любви действительно бросилась под товарный поезд, на станции Ясенки, что возле Ясной Поляны, места жительства Толстого. Писатель ездил на станцию, чтобы увидеть тело погибшей.
- Софья Бахметьева — жена писателя Алексея Толстого. Ее история послужила основой личной биографии героини. Ради возлюбленного Бахметьева ушла от мужа, Л. Миллера, который был родственником Толстого. Но еще до этого родила дочь от князя Вяземского.
По свидетельству жены писателя, Софии, Лев Николаевич хотел сделать героиню несчастной, слабой, а не выставлять ее виноватой. Судить женщину он не смеет, предоставляя это право одному Богу.
Печальный конец
Анна изводит Алексея беспричинной ревностью. Он, будучи человеком уравновешенным, теряет терпение — очередная ссора заканчивается отъездом Вронского. Женщина едет за ним, но на вокзале ей становится не по себе. Анна заканчивает жизнь самоубийством — бросается под проходящий мимо поезд.
Вронский сильно переживает, считая себя причиной ее гибели. Он осознает, что не смог до конца понять любимую женщину. Алексей не изменял Карениной, он пожертвовал карьерой и положением в обществе ради нее. Но Анне даже этого казалось мало, она терзалась сама и мучила подозрениями любимого.
Толстой пишет, что стало с Вронским после смерти Карениной. Снова к офицеру приходят мысли о самоубийстве. Герой едет на войну, надеясь там принять смерть от пули. Это уже не тот молодой щеголь, что в начале романа. Разочарованный, лишившийся лоска мужчина с ранней лысиной. У него даже нет сил, чтобы воспитать собственную дочь. Малышку отправляют на воспитание к Алексею Каренину.
На лице Вронского, которого встречает один из героев романа, застыло выражение страдания, оно выглядело безжизненным, «окаменелым».
К таким печальным последствиям, по мнению Толстого (который был ярым поборником нравственности) приводят страсть, необдуманные поступки, потакание собственным слабостям.