Драма Островского «Гроза»: анализ и причины конфликта поколений

Гроза конфликт поколений Гроза

Актуальной проблемой всех времен являются взаимоотношения отцов и детей. Жизненные устои подчиняются многим вещам и очень часто меняются. Из-за этого случаются споры внутри семьи. Многие литературные произведения посвящены конфликту поколений. Драма Островского «Гроза» не стала исключением. В произведении противопоставляются два уклада жизни — патриархальный «домостроевский» и зарождающийся новый, предполагающий свободу и независимость.

Приверженцы старых обычаев

Представители взрослого поколения являются хранителями и последователями дедовского уклада жизни. Они — олицетворение «темного царства». К ним относятся:

Конфликт поколений в драме островского гроза

  • Купец с говорящей фамилией Дикой. Персонаж этот достаточно однозначный — на протяжении всего произведения читатель не встречает ни одной его положительной характеристики. «Дикость» Савла Прокофьевича заключается в ругани, пьянстве и рукоприкладстве — совершенно нечеловеческих проявлениях личности.
  • Купчиха Марфа Игнатьевна, которая фигурирует исключительно как Кабаниха. Она отличается грубостью и жестокостью по отношению к окружающим, включая родных детей и невестку. Кабаниха является воплощением лицемерия и хладнокровности, при этом старуха любит «читать морали» и давать наставления молодежи: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».

Дикому и Кабанихе свойственны черты всего купечества России IX века. Проанализировав слова и поступки этих персонажей, читатель может сделать вывод о ценностях, которыми живет все патриархальное общество того времени.

Изобретатель Кулигин заявляет: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!». Эти слова как нельзя лучше описывают атмосферу Калинова. В приоритете жажда наживы и богатства, которые отождествляются с властью и непоколебимым авторитетом. Образованность и интеллигентность старшими не приветствуются и даже отвергаются, а честь и благородство не в цене.

Младшее поколение

Эта ячейка общества города Калинова представлена несколькими персонажами. Каждый из них сталкивается с несправедливостью и даже унижением от жестокого и непоколебимого старшего поколения. Однако переживают они это по-разному, так как обладают совершенно разными характерами. К молодому поколению можно отнести следующих героев:

Конфликт поколений в грозе

Молодое поколение в пьесе гроза

  1. Тихон Кабанов — богатый купец, неспособный распоряжаться в собственном доме. Человек на редкость бесхарактерный и полностью подчиняющийся своей авторитетной матери: «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
  2. Борис, племянник Дикого, — единственный приезжий обитатель Калинова. Он осознает свою необходимость подчиняться и безвыходность: «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе». Однако и ему не хватает смелости дать отпор «темному царству», и даже отношения с Катериной не изменили героя, не послужили толчком к действиям.
  3. Иван Кудряш — конторщик Дикого, который также зависим от купца-самодура, однако относится к его хамству намного проще: «…Он — слово, а я — десять… Нет, уж я перед ним рабствовать не стану». Решительным Кудряш проявляет себя и в любви — по слухам, он сбегает с дамой сердца от удушающей обстановки.
  4. Варвара, несмотря на свою молодость, расчетлива, практична и хорошо разбирается в людях. Она прямо заявляет Катерине, что любить ее брата не за что, и не осуждает чувств невестки к Борису, хоть и не понимает их. При всех своих достоинствах Варвара — приспособленка, которая научилась лицемерить и жить во лжи, но стала она такой под влиянием обстоятельств: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».
  5. Катерина — тот самый «луч света в темном царстве». Если говорить кратко, то ее трагедия заключается в неспособности и нежелании притворяться и приспосабливаться. Ее запретная любовь к Борису, по сути, является протестом против существующей тирании. Поддавшись искушению, Катерина не смогла простить себе грех и смириться с общественным порицанием, что привело ее к гибели.

Однако, несмотря на разность характеров, у всех этих персонажей есть что-то общее. Они являются жертвами существующего уклада.

Век минувший и нынешний

Как уже было сказано, Островский в своем произведении поднял проблему конфликта поколений. В «Грозе» он проявляется во всей своей остроте, как противостояние между устаревшими социально-бытовыми принципами и прогрессивными стремлениями к равноправию и свободе личности. Усугубляется конфликт тем, что молодежь не просто не понимает взрослых — она ощущает грубую давящую силу, но не может ничего противопоставить ей.

В чем заключается конфликт между поколениями

К сожалению, практически все юные представители города Калинов слабы и нерешительны. Они либо приспосабливаются, как Варвара и Кудряш, или смиряются и даже не совершают попыток заявить о себе и проявить самостоятельность, как Борис и Тихон. В некоторых из них намечаются проблески свободы и самоуважения, однако проистекают они только внутренне.

Исключение — Катерина, которая резко выделяется своей неоднозначностью и силой характера, но и ей внешний протест дается крайне нелегко, приводит к крушению жизни и смерти. Неудивительно, что девушка несчастлива в любви: ни Тихон, ни Борис не дотягивают до героини по силе характера и нравственным принципам.

Причина драмы

Конфликт поколений сочинение

Катерина — безусловно, яркая и сильная личность. Своим поступком она не только избавляет себя от переживаний за содеянное, но и бросает вызов патриархальному обществу в лице Кабанихи и Дикого. Ее самоубийство показывает несостоятельность существующих устоев и порядков и обличает пороки, которые старшие пытаются скрыть. Кабаниха прячется за маской лицемерной благочестивости, Дикой действует через запугивания и наказания молодого поколения.

В пьесе «Гроза» автор сделал акцент на то, что не существовало другого способа показать, какую опасность несет удушающая и подавляющая все живое атмосфера Калинова, а стала она такой из-за натиска власть имеющих. После самоубийства Катерины все, кто умело притворялся и мирился с ситуацией, невольно задумаются о необходимости перемен.

Трагедия случилась в тот момент, когда атмосфера максимально накалилась и конфликт достиг своего пика и требовал разрешения. Именно противоречия между старым и новым, между деспотизмом и жаждой свободы приводят к драме, которая становится причиной гибели главной героини.

Осознание обреченности

Кабаниха и Дикой не могут не чувствовать, что обстановка накаляется и грядет гроза во всех смыслах этого слова. Именно это вызывает у них злость и даже страх. Вот почему они лютуют еще пуще, требуют еще большего подчинения и безусловного уважения со стороны молодежи, хоть и не заслуживают его. Кабаниха и Дикой, которые много лет упивались своей властью и безнаказанностью, понимают, что их положение перестает быть стабильным, а авторитет — непререкаемым.

Конфликт поколений в грозе островского

Становится все более очевидным, что «отцы» неправы и теряют контроль. Старшее поколение в глубине души осознает, что их время прошло, перемены неизбежны, а «темное царство» обречено. Уникальность пьесы заключается в том, что старшее поколение вызывает осуждение и резкую критику. А. Н. Островский не наградил ни Кабаниху, ни Дикого ни одним светлым и позитивным качеством.

Драме «Гроза» отлично подходит высказывание французского путешественника А. де Кюстина: «Россия — страна фасадов». На первый взгляд, в городе царит благополучие — открытых конфликтов не возникает, поскольку все вокруг притворяются. Молодежь прикидывается, что уважает старших и чтит традиции. Взрослые, которые живут двойными стандартами, делают вид, что не замечают набирающего силу недовольства.

Тем не менее существующие в обществе законы нельзя назвать нормальными. То, что происходит за закрытыми дверями в каждом доме, вызывает ужас и даже отвращение — у людей отсутствуют любовь и уважение друг к другу. Сила и агрессия «темного царства» подавляет все светлое и доброе.

Гроза островского

Возникает вопрос, все ли представители старшего поколения города Калинова являются бессердечными и неспособными на человеческие чувства? Ответить на него положительно не позволяют рассказы Катерины о своей семье, которая также принадлежит к купечеству.

Героиня, вспоминая детство, говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала…».

Эти слова позволяют сделать вывод, что родители Катерины — люди совершенно иного склада, и воспитывалась она в атмосфере любви и взаимоуважения.

Проблема «отцов и детей»

Этот вопрос возникал и будет возникать всегда. В литературе конфликт описывается как на бытовом уровне, в виде отсутствия взаимопонимания между членами одной семьи, так и в глобальных масштабах — столкновение мировоззрений людей, принадлежащих к разным поколениям, необязательно связанных родственными связями. Это направление свойственно многим произведениям русской литературы 19 века, таким как:

Станционный смотритель

  • «Отцы и дети» И. С. Тургенева. В произведении конфликт поколений является центральной темой и положен в название романа.
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова, где эта проблема, на первый взгляд, не главная, однако «отцы» также отстаивают устои, а «дети» жаждут прогресса.
  • «Война и мир», в которой Л. Н. Толстой описывает отношения внутри трех семей, строящихся по разным принципам, но неизбежно оказывают влияние на становление личностей молодых персонажей.
  • «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя. В этой яркой повести конфликт между отцом и сыном приобрел масштабные трагические черты.
  • «Станционный смотритель» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Автор говорит о важности доверительных и уважительных отношений между родителями и детьми.

Можно сделать вывод, что практически во всех произведениях русской литературы, описывающих быт и нравы патриархального купечества, получила тема конфликта между поколениями. В чем он заключается, Островский прекрасно отобразил в «Грозе». Автор показал, к чему может привести непонимание, угнетение и неуважение людей друг к другу.

Предоставленный материал поспособствует подготовке к открытому уроку по литературе: «Гроза» Островского. Конфликт поколений. Сочинение на эту тему также встречается на ОГЭ и ЕГЭ.

Оцените статью
Na5.club
Добавить комментарий

Adblock
detector