Одной из главных сюжетных линий в знаменитом произведении М. А. Булгакова наряду с Московскими и Ершалимскими главами являются взаимоотношения писателя и его преданной подруги и музы, чьи имена в итоге стали заглавием книги. Один из главных посылов произведения — любовь сильнее смерти. В сочинении по роману «Мастер и Маргарита» необходимо раскрыть тему всепобеждающей и всесильной любви, которую не остановит даже Сатана.
Две любви в книге
Примером всепрощения и доброты к человечеству в произведении является чувство, присущее герою иудейских эпизодов Иешуа. Любовь его всеобъемлюща и распространяется в то числе и на его «палача» — прокуратора Понтия Пилата, которому посвящен труд Мастера. Не забывает Га-Ноцри и о своем создателе и его возлюбленной, отправляя в финале книги своего ученика Левия Матвея к Воланду с прошением подарить паре вечный покой. Несмотря на то что такая просьба означает физическую смерть главных героев, души их будут счастливы и свободны в лучшем мире.
В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» любовь предстает не только в платоническом и божественном, но и в земном романтическом смысле — между мужчиной и женщиной.
Взаимоотношения талантливого писателя и несвободной женщины составляют любовную линию в композиции произведения.
Однако, истинное и глубокое взаимное чувство Маргариты распространяется не только на самого возлюбленного, но и на творение и смысл всей его жизни — роман о Понтии Пилате.
Отказ критиков-самодуров, зависящих от мнения системы и греющихся у государственной кормушки, с одинаковой силой ранит и его, и ее.
Привыкшие к пустой угодной власти писанине, сытые и обеспеченные элитным жильем и отпуском на море псевдолитераторы Москвы жестоко судят рукопись истинного художника, не пропустив ее в печать и тем самым разрушив его душу. Мастер теряет рассудок от пережитого горя, крушения надежд и веры в собственный талант, а искренне любящая Маргарита разделяет боль своего единственного. Говоря о двух ипостасях чувства в романе, на примере пары главных героев можно говорить о соразмерности силы их чувства безграничному принятию и прощению Иешуа, которое подобно любви божественной.
В мистическом произведении М. А. Булгакова, таким образом, находят свое отражение две формы сильнейшего из человеческих чувств.
Представлены они в разных сюжетных линиях, мирах и даже хронологических отрезках:
- любовь Иешуа к миру;
- страсть Мастера и Маргариты друг к другу.
Роль Маргариты в романе
Интересно, что чувственные отношения между героями одновременно и святы, как и любовь Га-Ноцри ко всему человечеству, и порочны, ведь в судьбу влюбленных и их благополучие впутывается не кто иной, как сам Сатана. Однако, в столь самобытной и неординарной трактовке образа дьявола, которую дает Михаил Булгаков, воспринимается данный момент вполне закономерным. Московские представители творческой элиты изображены писателем куда большим злом, нежели Князь тьмы, предстающий перед читателем вершителем справедливости.
Возвышенность чувства Маргариты к Мастеру проявляется уже в том, как она хочет спасти его роман и его самого даже ценой собственного благополучия. А ведь в этой жертвенности и состоит истинная любовь. Для того чтобы вновь встретиться со своей второй половиной молодая женщина идет на сделку с самим Сатаной, выступая хозяйкой на балу мертвецов-грешников. Более того, Маргарита неистово хочет возродить роман любимого, ведь она, как никто другой, понимает глубину и философичность рукописи Мастера. Отрывки про казнь Иешуа она читает с особым трепетом, разделяя отношение поэта к его произведению.
В ту ночь, когда обезумевший Мастер бросает свой роман в огонь, героиня голыми руками достает из печки страницы, пытаясь спасти хоть часть его труда. В отношениях этой пары женщина являет собой деятельную натуру, в то время как мужчина — мыслительную. Роль Маргариты в таком гармоничном тандеме как раз и заключается в вере в роман, большей, чем у самого его отчаявшегося и сломленного автора. Стоит вспомнить хотя бы то, как восторженно она говорит о рукописи Воланду после Бала у Сатаны.
Главная героиня называет своего любимого Мастером, а не просто поэтом, понимаю, насколько глубок его талант.
Встреча и взаимное чувство
Стараниями Маргариты, превращенной в ведьму посредством крема Азазелло, разгромлена квартира критика Латунского, сыгравшего ключевую роль в духовной гибели Мастера. Понимая, какую цену она должна будет заплатить, героиня решительно и самоотверженно соглашается провести дьявольский бал, с достоинством выдерживая все испытания нечистой силы. В награду за преданность и бесстрашие Князь тьмы возвращает Маргарите Мастера и восстанавливает из пепла его роман, сопровождая сделанное чудо знаменитой фразой «рукописи не горят». Философский смысл слов Воланда подразумевает бессмертие истинного творчества.
Говоря о том, как познакомились Мастер и Маргарита по сюжету книги, вспоминаются слова главного героя, сказанные Ивану Бездомному ночью в палате психиатрической клиники: «Любовь выскочила между нами, как из-под земли выскакивает убийца… и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния! Так поражает финский нож!». То, как о чувстве между ним и возлюбленной говорит поэт, подтверждает, что любовь главных героев, безусловно, взаимная: «…я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!..»
Одинокий Мастер и несвободная тридцатилетняя Маргарита встретили друг друга в пустынном переулке, когда она «несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы». Будучи замужем за состоятельным, но не близким духовно человеком, молодая москвичка имела все, что пожелает и обитала в роскошном особняке.
Не было в жизни женщины только главного — настоящей любви. Героиню Булгакова не смутило скромное финансовое положение и перспективы поэта, ведь в деньгах прежде она не обрела счастья.
Примечательно, что прототипом Маргариты является третья супруга Михаила Афанасьевича Елена Сергеевна, так же преданно посвятившая свою жизнь рукописям классика и оставившая ради него прежнего мужа.
С женой классика избранницу Мастера роднят:
- уход из семьи;
- вера в талант возлюбленного;
- увлеченность рукописью любимого.
Жертвы главной героини
Отображая историю любви Мастера и Маргариты в сочинении на заданную тему, нельзя не остановиться хотя бы кратко на том, какой ценой героиня борется за свое чувство.
На страницах романа за возможность любить по-настоящему и быть счастливой женщина отдает:
- прежнюю обеспеченную жизнь и стабильность;
- жизнь в физическом понимании;
- свою душу.
Встретив Мастера, Маргарита не решается объясниться с мужем и покинуть его, так как понимает, что материально зависит от супруга. Перейдя же на сторону темных сил, героиня в одночасье порывает с прежней опостылевшим браком.
Несмотря на то что замужем молодая москвичка была несчастлива, такое решение определенно является существенной жертвой, принести которую своим новым отношениям она становится, наконец, готова.
Еще до превращения в ведьму Маргарита нарушила святость брачных уз, а потому была грешна в христианском понимании.
Исполняя волю Иешуа, Воланд в финале произведения дарует главным героям книги вечный покой, что, по сути, означает земную их смерть. Таким образом, любящая женщина, помимо прочего, покидает этот мир в расцвете лет. Душа же Маргариты еще в момент посвящения была отдана дьяволу, и героиня не побоялась заплатить такую роковую цену за шанс вновь увидеть любимого.
Знаменитая фраза из романа «Тот, кто любит должен разделить участь того, кого он любит», сказанная Воландом, как нельзя полно отражает замысел Булгакова. Любовь Маргариты сильнее предрассудков и обстоятельств, она, действительно, оказывается сильнее самой смерти. Глубина чувства героини спасла и Мастера, и его рукопись, и себя саму. В мистическом произведении русского классика одной из метаморфоз как раз является одновременная гибель души и ее спасение. Несомненно, писатель внес в книгу массу личных переживаний и воплотил в образе Маргариты ту любовь, которую испытывала к нему Елена Сергеевна.
Значение романтических глав
Линия отношений Мастера и Маргариты пронизывает все произведение и является основой его названия. После введения в текст книги образа главной героини Булгаков окончательно определился с заголовком своего литературного детища, посчитав, что предыдущие варианты не раскрывают сути романа настолько полно, как итоговый.
Несмотря на то что на страницах культового произведения изображены две формы любви, одна из которых — платоника Иешуа, как символ любви божественной, романтические главы книги заключают в себе тот же философский посыл. В трактовке Булгакова истинная любовь всемогуща и даже сам дьявол встанет на сторону возлюбленной пары, в которой живет такое чувство. Самоотверженность и отчаянность героини, способной даже продать душу Князю тьмы, воспевается писателем. Именно такой и является, по мнению автора, подлинная любовь.
По сюжету романа главный герой и его избранница в конце концов обретают тихое счастье вдали от недругов и невзгод, но при этом лишаются земной жизни. Именно в этом и воплощено утверждение о том, что по силе своей настоящая любовь превосходит даже смерть.
Та же самая идея прослеживается и в ершалаимских главах произведения. Иешуа, чьим прототипом, по одной из распространенных версий, явился сам Иисус Христос, также умирает, будучи казненным в Иудее на Лысой горе. Однако, в финале романа его любовь превозмогает старуху с косой, равно как и в истории главных героев.
Таким образом, линия отношения Мастера и Маргариты и тема любви в произведении в целом играет в романе ключевую роль композиционно и идейно, а имена главных героев положены в основу названия книги.